Наука в системе властно-экономических и идеологических отношений. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности
Социальные технологии - практически ориентированное социальное знание, направленное на создание и изменение организационных структур, управление социальным поведением людей. Специальные технологии объединяют в себе систему методов и приемов решения задач и достижения целей в процессе социального планирования и социального проектирования. В силу своей синтетичности и многоплановости социальные технологии являются междисциплинарным направлением, объединяющим теоретические положения и прикладные разработки таких социальных наук, как социология, психология, социальная психология, теория и практика социальной организации и управления и др.
В рамках социальной технологии разрабатываются алгоритмы решения социальных задач и механизмы их практического внедрения и осуществления. Социальное знание при этом из описательного и объяснительного, анализирующего и прогнозирующего переходит в статус практически ориентированного, прагматически-действенного, становясь своего рода «производительной силой». Как собирательный термин, в более широком смысле социальные технологии включают в себя самые разнообразные, специализированные виды технологий, разрабатываемые в производственной, социально-экономической, политической, образовательной и других сферах.
Как правило, социальные технологии не претендуют на осуществление глобальных социальных проектов, а ограничиваются решением частных специализированных задач: в производственной и социальной сферах - повышение производительности труда, совершенствования управления и руководства, оптимизации психологического климата в коллективе и т.д.; в политической сфере - актуализация и повышение действенности политической рекламы, политический маркетинги т.п.; в избирательных технологиях - механизмы воздействия на сознание избирателей, работа над имиджем кандидатов, оптимизация воздействия средств массовой информации; в образовательных технологиях - механизмы формирования мировоззренческих ценностей, тренингов памяти, скорочтения, психологической адаптации, профессиональной ориентации и т.д.
В целом общество и историю невозможно спланировать и задать однозначный вектор проектирования, но планировать отдельные социальные институты, разрабатывать различные виды специальных технологий, ибо только посредством рационально обоснованных и ценностно-ориентированных технологий и социальной инженерии (деятельности по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов), методом постепенных реформ и демократическим воздействием на экономику, политику, образование можно достичь лучшего устройства мира.
В этом процессе теснейшим образом взаимосвязаны наука и политика, наука и власть, наука и психология и самым непосредственным образом реализуется наряду с мировоззренческой психологическая функция науки, когда она начиная с XIX в. становится убедительной производительной силой в широком смысле этого слова, внедряясь в производство, экономику, политику и другие сферы. Знание изначально означало власть. В современном постиндустриальном, информационном обществе, особенно во второй половине XX в., роль научно-технического и иного знания резко возросла и глубоко повлияла на конфигурацию власти, политики, идеологии и процессы принятия решений. Поэтому так важно в различных областях при принятии рациональных, ценностно-ориентированных решений опираться на критерии научности, объективности, открытости, плюрализма мнений и гуманистические ориентиры, свойственные современной науке.