Соотношение науки и паранауки. многообразие форм знания
Познание не ограничено исключительно сферой науки, те или иные формы знания существуют и за ее пределами. Полная и всеобъемлющая демаркация - разграничение науки и не науки - не увенчалась успехом. Следует иметь в виду, что каждой форме общественного сознания - философии, мифологии, политике, религии - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей в понятийной форме. Научное познание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Специфические признаки научности - это определение предмета исследования; выработка понятийного и категориального аппарата, соответствующего этому предмету; установление фундаментальных законов, присущих данному предмету; открытие принципов, уровней, критериев, создание теории, позволяющей объяснить множество фактов. Научное познание всегда считалось адекватным отражением действительности, имеющим конкретно-историческую природу. Познание нацелено на постижение новых, ранее неизвестных фактов, явлений и закономерностей. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики; скептики, в отличие от агностиков, лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир рационально познаваем. Важной характеристикой научного знания является его универсальность, согласно чему предметом научного исследования может стать любой фрагмент действительности с точки зрения его сущностных связей и причинных зависимостей, любой феномен - будь то деятельность сознания, человеческая психика или само паранаучное знание. Именно поэтому объектное поле научных изысканий стали попадать явления исключительные, которые ранее квалифицировались как «пограничные», непризнанные официальной наукой: парапсихология, астрология и целый комплекс так называемых народных наук, нетрадиционная медицина, целительство, экстрасенсорика.
Вместе с тем в современной науке сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, нарушение принятых и устоявшихся стандартов в науке стало расцениваться как непременное условие и показатель ее динамики; с другой стороны, многие паранаучные теории допускали в свои сферы основополагающие идеи и принципы естествознания и демонстрировали свойственную науке четкость, системность и строгость.
Критерии науки были оценены как требования, имеющие либеральный характер, а границы научности стали задаваться социокультурными параметрами и зависеть от мнения научного сообщества. Наука перестала оцениваться как единственная и уникальная «магистраль» притока информации - частенько она представала как страдающая от своих недостатков, не всегда оснащенная самыми инновационными и модернизирующими приборами и приспособлениями «кухня», получающая и обрабатывающая информацию.
Паранаука включала в себя многообразные типы миропостижения и когнитивных практик, которые отклоняются от научно-рациональной парадигмы. Многие исследователи подчеркивают, что паранаука представляет собой целую систему знаний, имеющую древнейшую традицию и такую же сложную, как современная физика, чьи предположения находятся иногда на стыке вероятного и невероятного. Паранауку можно отрицать, можно признавать и видеть в ней дополнительные возможности освоения мира или относиться нейтрально, как к любому другому социокультурному явлению - типа мифологии, сказок, легенд, притч, преданий и пр. Взаимосвязь науки и паранауки, тем не менее, существует исторически и основана на том, что наука не отрицает наличие скрытых (occulta) естественных сил, сферы непознанного, не изученной доскональным образом и не получившей исчерпывающего объяснения. Сегодня наука вынуждена принять существование некоторых необычных явлений (полтергейст, экстрасенсорное воздействие, телекинез, геопатогенные зоны), однако их удовлетворительное естественно-научное объяснение является, вероятно, делом будущего. Признавать паранауку вовсе не означает открыто пропагандировать оппозицию науке и формировать культ псевдонауки, это всего лишь интерес к имеющимся в природе парадоксальным эффектам и непознанным взаимодействиям, к альтернативным знаниевым практикам.
Производству научного знания часто сопутствует его девиантное сопровождение. Так, в теоретическом познании, особенно в современной физике, очень распространено модельное исследование, опирающееся на конструкты - заместители реальных объектов. Вместе с тем замещение - это основная процедура в эзотерическом знании, паранауке. Факт невыразимости имеет известные аналоги в микрофизических исследованиях, а также в метафизических поисках сущности. Многие научно-теоретические связи не имеют своего репрезентанта.
Позитивист Мориц Шлик вообще отрицал возможность репрезентации теоретико-познавательного содержания и вопрошал: как показать, к примеру, силу тяготения или квантово-механический переход?
Сама способность научно-теоретического мышления конструировать идеальные миры, оперируя многообразными степенями свободы, перекликается с установками инакового способа мышления с его устремлениями к идеальной мыслеформе, идеальной «духовной» реальности. Явные пересечения обнаруживаются и в проблеме наблюдаемости. Как отмечали Н. Бор и В. Гейзенберг, наблюдения за объектом во время эксперимента в области физики вносят возмущение в этот объект: невозможно наблюдать, не изменяя в тот же момент микросистему. Подобная констатация имеет место и в доктрине древнего знания. Именно мыслители Востока настаивали на фундаментальном единстве наблюдателя и наблюдаемого, на изменении, сопровождающем процесс наблюдения. Примечательно, что в 30-х гг. XX в. Шри Ауробиндо создает свою интегральную философию с основным тезисом о созидающей силе сознания. В это же время раскрывается физический смысл полевых взаимодействий квантовой механики.
Проведенное в лабораториях Института радиотехники и электроники изучение биополя человека на основе радиоэлектронных методов показывает, что вокруг подобного биологического объекта образуется сложная картина физических полей, несущих информацию о восьми типах его подсистем. Они принципиально нестационарны, быстро изменяются в пространстве и во времени. Этот полевый компонент, имеющий корпускулярно-волновую природу, признанный современными биофизиками и как бы «размазанный» по всей Вселенной, также весьма узнаваем в учениях древних. Тайные знания всегда привлекали и одновременно пугали содержащимися в них секретами о возможности трансформации сознания и получения информации о прошлом и будущем.
Еще одно пересечение точных наук и паранауки происходит по линии принятия числовых соотношений как необходимого базиса и фундамента современной науки. В ней широко используются таблицы, математические формулы, очевидно стремление к точности и чистоте терминологического аппарата. Известный диалектический закон о взаимопереходе количественных и качественных взаимодействий, понимаемый как механизм развития, - яркое подтверждение того, что книга природы написана на языке математики. Однако нумерологическая сторона очень сильна в древней каббале, развита она и в пифагорейской школе. Это еще раз доказывает, что тесная связь точных научных теорий со всем комплексом пара- научного знания имеет древнейшую традицию. Однако связь эта своеобразна. Наука в современном ее понимании оформилась как способ рационального постижения мира, основанный на причинной зависимости, и находилась в «младенческом возрасте», когда система древнейших знаний изобиловала различными ответвлениями, к которым относились математика, медицина, геометрия, география, химия и пр. Имена великих изобретателей и исследователей (Пифагор, Альберт Великий, Агриппа, Парацельс, Бруно, Роджэр Бэкон, Кеплер, Ньютон), безусловно, заслуживают высокий титул ученых. Однако описание их достижений с равным правом может украшать как страницы учебников по истории науки, так и трактаты по эзотерической философии.
Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания научного - например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца, отнесены к ведомству вненаучного знания. Несмотря на то что анормальное знание всегда отторгалось, факты из истории науки свидетельствуют о беспочвенности скоропалительного отторжения «сумасшедших идей и гипотез».
Так, идеи Н. Бора о принципе дополнительности считались «дикими и фантастичными», о них высказывались так: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор, верен, то можно вообще бросать карьеру физика». Процесс возникновения термодинамики вызывал возражения типа «Бред под видом науки».
Понятия «паранаука», «вненаучное знание», «анормальное» знание указывали на эзотерические конструкты реальности, не соответствующие принятым стандартам объяснения. Выделяют следующие формы вненаучного знания:
- паранаучное ( «пара» в пер. с греч. - около, при) знание - размышления о феноменах, объяснение которых несовместимо с имеющимся гносеологическим стандартом и не отвечает критериям научности;
- лженаучное - ошибочное знание, сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Симптомы лженауки: малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность, конъюнктурность. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут обладать систематичностью, универсальностью. Иногда лженаучное связывают с патологической психикой творца, которого в обиходе величают «маньяком», «сумасбродом». Считается, что лженаучное обнаруживается и развивается через квазинаучное;
- квазинаучное знание - ищет сторонников и приверженцев, используя насилие и принуждение. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархической науки, где невозможна критика властей предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики и генетики;
- антинаучное знание - утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» подчеркивает, что предмет и способы исследования противоположны науке. С этой формой вненаучного знания связывают извечную потребность в обнаружении «панацеи», общего, легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;
псевдонаучное знание - интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий, например истории о древних астронавтах, снежном человеке, чудовище из озера Лох-Несс.
Внутри паранауки существует специальное соотношение оккультизма, эзотеризма, герметизма, теософии и мистики, суть которго приводится в следующей таблице:
Термин Вид познания Содержание
Оккультизм Лекции, беседы, Оглашение тайны, знания
поучения доступные всем
Эзотеризм Переживания, Тайны, доверяемые или постигаемые
посвящение
Теософия Рассуждения Круг идей, миропонимание
Герметизм Построения Известно только посвященным
Мистика Ответ: очищение, Отрешение от мира, космическое
вдохновение сознание
На ранних этапах человеческой истории, так же как и сейчас, существовал особый тип обыденно-практического знания, которое сообщает элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание является исходным пластом всякого познания. Соотношение обыденного и научного знания таково, что иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками, сдерживающими прогресс; иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.
Особенностью обыденного знания является то, что оно не требует рефлексии, используется человеком неосознанно и не нуждается в предварительной системе доказательства. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции и молчаливо руководит действиями субъекта. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания. Заметим, что ученый, используя узкоспециализированный арсенал научных понятий и теорий для данной конкретной сферы действительности, всегда внедрен также и в сферу неспециализированного повседневного опыта, имеющего общечеловеческий характер.
К исторически начальным формам человеческого знания относят также игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботясь о практической выгоде, и вести себя творчески, в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Игровое познание также конструирует собственную реальность. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающее-развиваюший характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
Особую разновидность знания представляет личностное знание, которое акцентирует зависимость от когнитивных способностей того или иного субъекта. Коллективное знание общезначимо, надличностно и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, — это активное постижение явлений, связанное с формированием навыка и убеждений. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что искусству и познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, необходимо общение с мастером, Учителем.
Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая существует в бесписьменной форме и транслируется от наставника к ученику. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде наставлений, ритуалов, примет, заветов. Народная наука является предметом специального изучения этнологов, которые называют ее «этнонаукой», сохраняющейся в этнических обрядах и ритуалах, в формах социальной памяти. Она связана с передающимся от поколения к поколению рецептурным и рутинным, неписаным знанием знахарей, целителей, ворожей - это рецептурнорутинный комплекс сведений. Очень часто деформация пространственно-временных условий существования этноса приводит к исчезновению народных наук, которые обычно не восстанавливаются. М. Полани справедливо замечает, что искусство, которое не практикуется в течение жизни одного поколения, остается безвозвратно утраченным.
В рамках паранормального знания различают псевдонауку и девиантную науку. Причем фиксируется некая эволюция от паранормального знания к более респектабельной псевдонауке и от нее - к девиантному знанию. Это косвенным образом свидетельствует о развитии вненаучного знания.
Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах, скрывающихся за обычными явлениями. Самые яркие представители паранормального знания - мистика, спиритизм, энерго-информационные взаимодействия (биоэнергетика). Для описания способов получения информации, выходящих за рамки науки, кроме термина «паранормальность» используется термин «внечувственое восприятие» - ВЧВ или «парачувствительность», «пси-феномены», что предполагает возможность получать информацию или оказывать влияние, не прибегая к непосредственным физическим способам. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и психокинез (способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом). ЭСВ разделяется на телепатию (обмен информацией между двумя особями и более путем использования паранормальных способов) и ясновидение (способность получать информацию, используя некий неодушевленный предмет - например, ткань, кошелек, фотографию).
Сфера паранормального знания имеет особенности, которые противоречат сугубо научному подходу: во-первых, результаты парапсихических исследований и экспериментов, как правило, повторно невоспроизводимы, во-вторых, их невозможно предсказать и прогнозировать.
Для псевдонаучного знания характерны сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов». Ко всем этим априорным условиям присоединяется свойство исследования через истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу. По форме псевдонаука - это, прежде всего, рассказ о тех или иных событиях. Такой типичный для псевдонауки способ подачи материала называют «объяснением через сценарий». Другой отличительный признак - безошибочность: бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.
Термин «девиантное» указывает на познавательную деятельность, отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов. Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им занимаются, как правило, люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным причинам выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми методы и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как правило, в одиночку либо небольшими группами. Результаты их деятельности, равно как и само направление, обладают довольно кратковременным периодом существования.
Интересно подразделение анормального знания на три типа:
- первый тип возникает в результате расхождения регулятивов здравого смысла с нормами, установленными наукой. Этот тип достаточно распространен и внедрен в реальную жизнедеятельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а привлекает к себе внимание в ситуации, когда действующий индивид, имея специальное образование, поступает в соответствии с нормами обыденного, а не научного мироотношения (например, в воспитании, в ситуации общения с младенцами, межличностных отношениях);
- второй тип возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой;
- третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности.
Уже давно паранаучное знание не рассматривается только как заблуждение, а предстает «инофондом» идей. Как показывают исследователи, в конце XX в. в Европе возникло и стало шириться движение, провозгласившее банкротство науки, объединившее четыре вида ниспровергателей научного разума:
- ряд современных философов, утверждавших, что статус науки не выше любого функционального мифа;
- малочисленную, но довольно влиятельную в культуре группу отчужденных маргинальных интеллектуалов (например, А. Кестлер);
- научные сообщества, объединенные стремлением отыскать соответствия между мышлением Нового века и восточным мистицизмом, найти выход из интеллектуального анархизма наших дней к «хрустально-чистой власти»;
- радикальное крыло научного направления, склонного к высказываниям, принижающим значение научного знания - типа «сегодняшняя физика - это всего лишь примитивная модель подлинно физического».
В современный период область паранаучного знания бурно расширяется, процветает индустрия парауслуг, что встречает институциональное сопротивление официальной науки.