Взаимоотношения индивидуальной психики с коллективной психической деятельностью
Занятие 5. Типы строя психики
Виды мотивации людей
В данном видеоролике мы рассмотрим разные виды мотивации и поведения людей, после чего предложим вам разобрать несколько продуктов культуры на предмет соответствия героев данному описанию, чтобы сформировать устойчивый стереотип различения типов строя психики людей, в первую очередь для самодиагностики и личностного роста. Данная классификация не является попыткой разделить людей на страты или касты, а описывает этапы становления личности человека, обусловленные генетически и самое главное, даёт представление о некоем идеале Человечности для всех людей, которого каждый может и должен достигнуть, чтобы мирно сосуществовать разным народам на нашей планете.
Чтобы данная информация стала достоянием вашей психики, а не просто очередным видосом, который можно посмотреть и забыть, рекомендуем посмотреть видеозапись (или прочитать описание) несколько раз и выполнить задание, которое предлагается в конце фильма).
Итак. Принимаемые человеком решения зависят от нравственных установок, которые определяют, какими источниками информации мы руководствуемся в каждой конкретной ситуации.
В психике каждого человека, таких источников всего четыре:
· врождённые инстинкты (безусловные рефлексы);
· социальные установки, стереотипы поведения почерпнутые из культуры (условные рефлексы);
· собственный разум, интеллект;
· интуиция, понимаемая как всё то, что “всплывает” на уровень сознания из бессознательного.
Проявление каждой из этих компонент можно увидеть в своей собственной психике. Также их можно легко увидеть, рассмотрев наш собственный процесс взросления.
Во время просмотра, постарайтесь вспомнить, как взрослели вы сами и ваши дети, и соотнести полученную информацию со своим опытом.
Только родившийся малыш руководствуется исключительно своими инстинктами: хочет кушать - тянется к материнской груди; если его что-то беспокоит – плачет, чтобы привлечь внимание; хочет в туалет - “ходит” прямо на месте. Затем постепенно он начинает осваивать социальные установки из окружающего общества: терпит, чтобы сходить в туалет или покушать, не перебивает взрослых, ждёт пока они освободятся, и т.п..
В этот период времени, он начинает повторять всё, что видит вокруг: и слова, и действия. Ребёнком перенимается всё без разбору, и даже крайне разрушительные социальные программы поведения, например, матершина или установки на употребление различных наркотиков (алкоголь, табак, и др.). Далее наступает период, когда у ребёнка просыпается воля и разум, он осознаёт свои личные интересы и начинает действовать по принципу “что хочу - то и ворочу” без оглядки на окружающих. В этот период родители обычно выглядят в его глазах очень глупыми, и он делает всё вопреки им и в угоду себе. Однако, столкнувшись с тем, что его “хотелки” далеко не всегда осуществляются, что у Жизни есть свой ход помимо его желаний и интересов, ребёнок начинает понимать, что его собственные воля и разум весьма ограничены, и что возможно родители далеко не всегда так глупы как казалось ранее. В этот период он начинает задумываться и задавать вопросы о природе окружающего мира, вопросы философского характера, в особенности вопросы о природе добра и зла. Как писал В. Маяковский:
«Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?»
Причём, природу и происхождение этих вопросов ребёнок объяснить не может, они возникают как бы сами собой, интуитивно. Исходя из ответов на эти вопросы, взрослеющий ребёнок приходит к тому, что необходимо с неограниченным миром ладно выстраивать отношения. Если прохождение этого периода протекает нормально, то развивается своеобразная компонента интуиции - чувство Совести. Под совестью в данном случае подразумевается связь с Иерархически наивысшим всеобъемлющим управлением. И если по вступлению во взрослость личность устойчиво руководствуется своей Совестью, то её можно назвать состоявшимся Человеком (с большой буквы).
Таким образом, мы имеем четыре источника информации в психике каждой личности:
· врождённые инстинкты(безусловные рефлексы);
· социальные установки, стереотипы, почерпнутые из культуры (условные рефлексы);
· собственный,ограниченный чувствами и памятью разум (интеллект);
· Интуиция вообще: то, что непроизвольно всплывает из безсознательных уровней психики:
- проявления собственного чувства МѢры (чувства Божиего предопределения) и совести;
- не осознанные в их полноте результаты работы интеллекта личности на безсознательных уровнях психики;
- считывание информации и алгоритмики из эгрегоров (коллективной психики);
- наваждение или одержимость коллективным духом (эгрегором), в результате которых те или иные субъекты ретранслируют свойственную им информацию через того или иного человека. Иначе его называют эгрегориальное марево, действие которого приводит к тем или иным неприятностям, если индивид вовремя не одумается и не перестанет отрабатывать алгоритмику, являясь инструментом и батарейкой эгрегоров и их программистов;
· Божие водительство в русле Промысла,осуществляемое на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости.
Мы описали естественный ход развития каждого взрослеющего ребёнка. Прохождение этих этапов во время взросления - естественная часть в становлении личности. Однако современная культура такова, что буквально единицы успешно завершают этот процесс: по причине порочного воспитания. Многие останавливаются на одном из этапов до устойчивого становления в качестве Человека. В зависимости от того, как она прошла этот путь, взрослая личность может быть носителем одного из четырёх типов строя психики:
· Если всё поведение личности подчинено удовлетворению инстинктов (инстинкт самосохранения, размножения, доминирования, территории и т.д.) не взирая на обстоятельства, то это животный строй психики. Как правило, он проявляется в том, что основной смысл жизни такого индивида - стремление к получению всевозможных удовольствий. Посмотрите вокруг, культура потребления и разврата беспощадно эксплуатирует два основных инстинкта (размножения, при этом культивируется секс без цели зачатия и самосохранения – как правило, это запаса жира на случай голодного периода)
· Если всё поведение подчинено отработке социальных установок, стереотипов поведения даваемых культурой, то это - строй психики “зомби-биоробота”. Таким людям особенно свойственен конформизм -- подчинение влиянию групп, установкам которые говорят “делай как все”/”делай как принято”. Одно из качеств личности с этим строем психики - неспособность к творчеству (если под творчеством понимать осознанное создание новых образов и алгоритмов поведения), а следовательно и неспособность к разрешению общественных проблем. Так «удобно» жить ничего не меняя, иметь традиции, ощущать поддержку и одобрение общества, сострадание близких даже в тех случаях, когда вы сами являетесь источником своих бед и жертвой заложенных в вас установок, например, выпивать по праздникам или наоборот с горя, снимать стрессы психотропной анастезией, что не решает проблем, а ведёт к их накоплению. Или вот ещё пример одной традиции: делать дорогие и частые подарки, проявляя знаки внимания или заглаживая свои проступки, что по сути своей является подкупом и приводит в дальнейшем к разочарованиям. Вы не задумывались, почему так много круглосуточных ларьков с цветами появилось на наших улицах, и кто является их постоянным покупателем?…
· Если личность способна переступать через инстинкты и социальные установки, вырабатывать разумом новые алгоритмы поведения и имеет волю следовать им, но при этом руководствуется принципом «сначала мне, потом по росту», «есть моё мнение и неправильное», «что хочу, то и ворочу» отвергая при этом совесть, то такая личность обладает демоническим строем психики. Демоны способны к творчеству, однако обернётся это творчество добром или злом - зависит от их реальной нравственности.
То есть демонизм может быть привержен добру, но такая приверженность будет больше декларативной, либо покрывать некое зло которое сам демон может и не осознавать. Как благонамеренные, так и злонамеренные демоны стремятся подчинить себе окружающих в угоду своим интересам, либо интересам некоего сообщества - корпорации им подобных демонов. Вспомните ситуации, когда вы что-то знали, но намеренно скрывали это от другого человека, с целью получить какую-то выгоду, либо вспомните своё злорадство, когда у кого-то (например, вашего конкурента) случилась беда или неприятности. Часто ли вы осознанно лжёте другим людям или преподносите информацию в выгодном для себя свете? Всё это является проявлениями демонизма.
· Если личность способна переступить через инстинктивные позывы и социальные установки, вырабатывать своим разумом новые установки/алгоритмы поведения и имеет волю следовать им, и при этом подчиняет выбор линии поведения Совести, тогда эта личность обладает человечным строем психики. Совесть понимается как чувство объективного различия добра и зла в соответствии с замыслом Бога - Творца Вселенной. Под замыслом Бога понимается многовариантный сценарий развития Вселенной, в том числе биосферы Земли, и человечества как одного из биологических видов. Как и всякая система в Природе, человечество, и каждый человек как его часть, обладает потенциалом развития. Соответственно добро - это то, что направлено на раскрытие потенциала развития человека и человечества, а зло - это то, что направлено на препятствие раскрытию этого потенциала. Человечный строй психики выражается в искреннем стремлении выполнить свою миссию или долю в общем замысле развития человечества, как он сам этот замысел понимает, руководствуясь при этом Совестью и в каждом конкретном выборе “добро - зло” выбирая сторону добра.
Обратные связи от Бога на человека замыкаются через внешние по отношению к человеку обстоятельства, реальные жизненные ситуации, которые поддерживают человека в его намерениях, либо указывают на ошибки.
Вспомните, когда вы сделали что-то хорошее, по-настоящему стоящее, но не из жалости и не из желания получить какую-то выгоду в будущем, а просто так, от щедрот души не требуя ничего взамен. Это и есть проявления человечности.
Есть, однако, ещё один строй психики, порождённый порочной культурой человечества:
· Если личность систематически употребляет наркотические вещества, искажающие работу психики и хромосомного аппарата, то по строю психики личность является опущенной в противоестественность. Это так поскольку в этом случае личность стоит на пути прямой физической и психической деградации.
Следует отметить, что все нечеловечные типы строя психики являются разновидностью и продолжением (развитием) животного типа строя психики, когда инстинкты одеваются в разные культурологические оболочки. Если при животном типе строя психики обслуживаются в основном программы самосохранения и продолжения рода «мням-мням – трах-трах – цап-хап», то при типе строя психики зомби-биоробата люди отрабатывают в основном инстинкт стадно-стайного поведения, получая комфорт от ощущения единения с остальными индивидами, ну а в демоническом типе строя психики наибольшее развитие получил инстинкт иерархии – вожака, который является нормой у животных, но для нашего биологического вида нужен был только в экстремальных условиях – для сохранения биологического вида на ранних этапах развития.
В определённый момент развития общества нашлись люди, которые заметили эти особенности психики и решили поддерживать, поощрять и даже эксплуатировать в людях те или иные проявления, от чего они получали какую-то выгоду, так мы получили моду, несовершенные технологии с эффектом запланированного устаревания, культуру гедонизма (погоня за наслаждениями), массмедиа и прочие средства развлечения и отвлечения людей от чего-то более важного…
Вы наверняка заметили, что названия строев психики имеют нравственную окраску, в которой человечный строй психики воспринимается скорее положительно, а остальные - отрицательно. Это имеет место, вследствии того, что человечный строй психики в данной модели понимается как норма, а остальные - как отступление от нормы.
Индивид может переходить от одного строя психики к другому с течением времени, даже в течении одного дня, и это движение может быть как прогрессивным - в сторону человечного - так и деградирующим - в сторону животного, зомби и опущенного. Строй психики определяется нравственными установками, и ответ на вопрос “как работать со своим строем психики?” прост: “нужно работать со своими нравственными установками” (подробнее нравственность мы рассмотрим в следующих видеороликах).
Строй психики проявляется в конкретных жизненных ситуациях, поступках. Конкретность ситуаций позволяет каждому ответить самому себе (если индивид способен быть честным с самим собой) на вопрос: "в каком строе психики я сейчас нахожусь?" либо “в каком строе психики я находился в такой-то ситуации?”Что давлеет или довлело в моей психике? какая была мотивация? или я тупо отрабатывал чью-то алгоритмику, заложенную в меня кем-то или чем-то?
На протяжении длительного промежутка времени, тип строя психики проявляется в том, какой из источников информации доминировал на этом промежутке. Доминирование какого-то одного источника не значит, что в этом промежутке времени индивид не совершал действий исходя из других источников информации (соответствующих другим строям психики). Например, средний обыватель, пребывающий большую часть жизни в строе психики животного или зомби, может в отдельные моменты жизни совершать человечные поступки по Совести. То есть никому не чуждо нечто человеческое, и потому все люди, независимо от строя психики, обладают равным человеческим достоинством в том смысле, что у каждого есть потенциал стать Человеком и ответственность за раскрытие этого потенциала ложится в детстве на родителей, а далее на самого человека. Мы можем лишь помочь осознать те или иные вопросы, но конечное решение лежит на самом индивиде.
Устойчиво человечный строй психики- это тот, при котором на протяжении длительного времени совесть доминирует в принятии решений. Необратимый человечный строй психики - это тот, где на протяжении длительного времени абсолютно все действия были исполнены в согласии с совестью, а возврат к другому строю психики невозможен.
При оценке собственного строя психики, самая большая ошибка - впасть в самонадеянность, т.е. быть нечестным с самим собой и оценить свой строй психики лучше, чем он есть на самом деле. Особенно опасно возомнить себя состоявшимся Человеком и впасть в мышление типа: “Я – лучше, чем другие, и потому имею право… а они должны то-то и то-то ”. Когда индивид с такими взглядами начинает заниматься, как он сам считает, “общественно полезной деятельностью”, то его деятельность выглядит не иначе как демоническая попытка “нанести добро и причинить пользу”. Такого рода поведение с Человечностью не имеет ничего общего, и хорошо характеризуется цитатой российского писателя Григория Померанца:
“Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело.”
То есть, при оценке собственного строя психики нужно быть предельно честным. Гораздо лучше просто признаться, что вы сейчас не можете честно определить свой строй психики, чем определить его неверно.
Пожалуй самый яркий признак жизни не по Человечески, при собственной убеждённости в обратном - это когда другим людям неуютно в вашем окружении, неприятно с вами общаться и иметь общих дел. Если-же, наоборот, люди к вам тянутся (и эти люди в своём большинстве честные), значит, ваша этика поведения больше соответствует Человечной.
Также одно из заблуждений, которое часто приходилось встречать в среде тех, кто пользуются моделью строев психики, это мнения типа “бросил пить, курить, правильно питаешься – значит, ты Человек”. Даже при очень здоровом образе жизни можно оставаться на уровне демона или зомби; здоровый образ жизни - необходимое, но недостаточное условие для человечного строя психики.
Знания, навыки, и социальный статус тоже не определяют строй психики, а являются лишь приданным к нему. Иными словами, даже очень большой профессионал в какой-то области может обладать строем психики зомби. При этом, профессионализм в конкретной общественно-полезной деятельности тоже необходимое условие для Человечности. Человечный строй психики не подразумевает отказ от всех социальных установок и стереотипов поведения культуры (полный физический “выход из системы”), не значит отказ от инстинктов, не значит отказ от разума и воли. Он подразумевает, что всё из перечисленного занимает своё место: для Человека нормально, когда интуиция подчинена Совести, разум подчинён интуиции, а инстинкты и установки подчинены разуму.
Чтобы понять, почему в тот или иной момент жизни вы застопорились в своём развитии и застряли в том или ином типе строя психики, вам необходимо вспомнить своё детство и юношество, те моменты, когда вы начинали осознавать происходящее и протестовать против сложившейся вокруг вас системы. Это бывало у каждого и это называют юношеским максимализмом или детской наивностью, идеализмом, но за этим явлением стояло и ваше внутреннее желание найти истину, понять, в чём смысл жизни, для чего вы здесь, в этом теле, на этой планете, кто вас сюда поместил и зачем, есть ли Бог, как он взаимодействует с вами, и т.д.
Скорее всего, после таких вопросов, вы увидели и осознали что-то важное, попытались об этом рассказать своим близким, но столкнулись с непреодолимой стеной непонимания и скептицизма, мол, у тебя это временно, скоро пройдёт. После чего вы, возможно, прекратили попытки установления связи с тем иерархически наивысшим всеобъемлющем управлением и постепенно начали жить по принципу «сам себе хозяин» или «буду как все», вспоминая о Творце и духовной сфере своей жизни лишь изредка, столкнувшись с серьёзными проблемами. Так вы выбрали путь страха и катастрофичности, отвергнув предложенную Свыше миссию сотворчества, путь Любви и попутный ветер Вседержительности. И с тех пор тип строя психики человечный стал для вас не отличим от демонического, т.к. свою волю вы согласовываете в только с другими людьми, равными вам по статусу.
Вот примеры того, как к человечному тсп относятся другие типы строя психики:
Но выход из этой ситуации есть, ведь Творец никогда не прекращал своего диалога с вами через ваши жизненные обстоятельства, которые подталкивают вас изменить те или иные свои качества. И посмотрев данный ролик или прочитав описание несколько раз и выполнив задание, вы сможете сформировать у себя навык (стереотип) распознавания компонент своей психики, начать слушать совесть и соотносить свою волю с Высшим Промыслом.
Ещё один вариант описания типов строя психики с позиции достаточно общей теории управления с которым мы так же рекомендуем ознакомиться для более глубокого понимания этой темы, смотрите ниже.
После столь обильной теоретической части, перейдём к заданию. Это задание поможет вам сформировать свои образы и стереотипы разных строев психики.
Задание:
Посмотрите фильм “Блистающий Мир”, (СССР, 1984) с точки зрения той теории, о которой мы сегодня говорили. Выявите названные выше строи психики: опущенный, животный, зомби, демонический, человечный. Найдите героев, которые делают шаг в развитии в сторону человечного строя психики. Как они это делают? Найдите тех, которые наоборот уходят к нечеловечным строям психики. Для тех героев, которые не являли собой устойчивый человечный строй психики, подумайте, были ли случаи когда они поступали по-человечески? Подумайте, чем руководствовались герои фильма в конкретных обстоятельствах? Очень внимательно отслеживайте собственные мысли и чувства по поводу того, о чём мы говорили. Опишите эти мысли и чувства.
Ещё один продукт культуры советской эпохи, который мы прелагаем вам рассмотреть – это мультфильм «Первобытная сказка» (про Фантика и Штушу-Кутушу), в котором в художественной форме простым детским языком описаны все выше перечисленные типы строя психики, а главное, дан выход в сторону человечности. Проделайте с ним туже самую работу, покажите его своим детям, родным и знакомым, поделившись своими наблюдениями за поведением персонажей. Это доставит всем приятные впечатления и поможет выйти на новый уровень осознания.
Описание типов строя психики с позиций ДОТУ:
Многим известна легенда о греческом философе Диогене (около 400 - 325 гг. до н.э.), который, как повествует легенда, жил в бочке, днём ходил по городу с фонарём, а на вопрос "зачем ему днём фонарь?" отвечал просто: "Ищу человека...".
Эта легенда веками кочует из одного учебника в другой, но и по сию пору Диогена, многие о нём наслышанные, возпринимают в качестве "городского сумасшедшего" древнего Синопа, подобно тому, как в начале этого века в качестве "городского сумасшедшего" уткнувшиеся каждый в свой огород многие обыватели города Калуги возпринимали К.Э.Циолковского. Диоген же вышел на действительно важный вопрос в жизни общества.
Его суть состоит в том, что поведение особи биологического вида, называемого ныне «Человек Разумный», подчас безо всяких к тому оснований в поведении большинства представителей этого вида, строится на основе взаимодействия:
· врождённых инстинктов и безусловных рефлексов,
· бездумной автоматической отработки привычек и освоенных навыков поведения в ситуациях-раздражителях,
· разумной выработки своего поведения на основе памятной и вновь поступающей информации,
· интуиции, выходящей за границы инстинктивного и разумного, рекомендации которой впоследствии могут быть поняты разумом.
Ясно, что инстинкты и разум, интуиция — явления разного иерархического порядка в организации поведения человека на основе и в процессе его психической деятельности.
Типы строя психики
В контексте достаточно общей теории управления строй психики — определённый термин.
На наш взгляд — для человечного строя психики — нормально, если врожденные рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится разумное поведение; нормально, когда интуиция предоставляет информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности. То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция всегда выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом.
Тем не менее, достаточно часто приходится видеть, как разум становится невольником и обслуживает животные инстинкты человека; как рассудочная деятельность превозносится над собой и пытается отрицать интуитивные оценки и даже полностью вытесняет интуицию из психики; как все они вместе, пытаются отвергать Высший промысел, вследствие чего становятся жертвами непреодолимой ими самими ограниченности и одержимости, что находит своё выражение в нечеловеческом строе психики, который в зависимости от организации компонент психики индивида может быть нескольких видов:
Если разум отвергает интуицию или служит — как невольник — инстинктам, то это — не человеческий, а животный строй психики. При этом следует иметь в виду, что и при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации[1] (включая и магию), по существу не будучи человеком.
Также и строй психики биоробота (зомби) отличается от человеческого тем, что в поведении утрачивается свобода в обращении с информацией, вследствие чего индивид автономно отрабатывает внедренную в его психику программу[2] поведения (автономный робот-автомат) или же не в состоянии воспрепятствовать активизации свойственных навыков и качеств извне, т.е. другими по их произволу (дистанционно управляемый робот). Кроме того, зомбирующие программы могут быть иерархически более значимыми в поведении индивида, чем врожденные инстинкты, вследствие чего, с одной стороны, в каких-то ситуациях зомби не проявляет инстинктивно-животных реакций на раздражители и выглядит человеком, в отличие от носителей животного строя психики, которые и не пытаются сдержать животное начало; с другой стороны возможен конфликт в психике зомби между поведенческими программами инстинктов и зомбирующими программами поведения, а также между различными зомбирующими программами.
Демонические личности, обладая осознанными или бессознательными завышенными самооценками, и будучи носителями животного строя психики, строя психики зомби, либо пребывая в своеволии индивидуализма, освободившегося из неволи инстинктов и зомбирующих программ, порождают агрессивно-паразитический индивидуализм с претензиями на сверхчеловеческое достоинство в человечестве. То есть в основе демонического типа психики лежит нечеловеческий строй психики тех, кому Свыше дано быть людьми.
Взаимоотношения индивидуальной психики с коллективной психической деятельностью
Индивидам, образующим общество и его подмножества, свойственно порождать коллективную психическую деятельность, и эта коллективная психическая деятельность может быть в общем-то всего двух видов:
· в одном случае к ошибкам, совершённым одним индивидом, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком множества их ошибок растёт и угнетает общество до тех пор, пока оно не сгинет под их гнётом, либо же пока оно не начнёт порождать коллективную психическую деятельность второго вида.
· во втором случае ошибки, совершённые одним индивидом, устраняются и компенсируются другими, но при этом каждый заботится о том, чтобы самому совершать меньшее количество ошибок, чтобы не обременять других необходимостью устранения их последствий.
Но кроме того, индивиды могут различаться и по взаимоотношениям их индивидуальной психики с порождаемой ими коллективной. При этом индивид:
· либо подневолен коллективной психической деятельности и тогда это — стадность;
· либо он свободный соучастник коллективной психической деятельности, но при этом по отношению к одной стадности он, возможно, выступает в качестве пастуха, будучи не свободным в каком-то ином качестве. Также следует иметь в виду, что и "стадность", и "коллективная свобода", в зависимости от характера информационных процессов в них, могут порождать как "лавину бедствий и ошибок", так и некоторое безошибочное функционирование коллектива в целом.