Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Семинар 3.1: Основные направления и идеи философии Средних веков
Цель занятия:
осмысление основных тенденций и идей средневековой философии.
План
1. Генезис и основные этапы западной средневековой философии.
2. Теоцентризм средневековой философии: Бог, природа и человек.
3. Круг проблем средневековой философии.
4. Арабская философия Средних веков.
Темы докладов
Религиозные истоки философии Средних веков.
Формирование христианской патристики.
Представления о Боге в средневековой философии.
Проблема соотношения веры и разума в Средние века.
Провиденциализм христианской теологии и философии.
Проблема свободы воли в арабской философии Средних веков.
Совершенное общество в арабской философии Средних веков.
Методические рекомендации
По первому вопросу. Рассматривая социокультурные истоки западной средневековой философии, необходимо принять во внимание влияние христианства, античной мысли и становление феодального общества. Средневековая философия предстает как синтез двух культурных традиций – христианской религии и античной философии. Проанализируйте роль Священного Писания христиан (Библии) в формировании философии Средневековья. Укажите основные этапы развития средневековой философии (патристика и схоластика) и дайте их общую характеристику. Отметьте наиболее значительных представителей патристики и схоластики. Как в средневековой культуре соотносились философия и богословие, богословие и наука?
По второму вопросу.Объясните значение теоцентризма как главной особенности средневековой философии Проанализируйте влияние на нее исходных идей христианской теологии (креационизм, Откровение, провиденциализм, эсхатологизм). Проанализируйте основные черты средневекового понимания Бога (теизм, монотеизм, антропоморфизм, провиденциализм). В чем состояла специфика осмысления Природы в Средние века? Каково соотношение Бога и Природы? Опишите понимание человека в христианской философии.
По третьему вопросу. Опишите круг философской проблематики христианской философии Средних веков и соотнесите ее с ведущими проблемами античной философии. Проанализируйте проблему соотношения веры и разума (Тертуллиан, Ориген, Петр Дамиани, Бернар Клервоский, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Почему разум начинает занимать подчиненное положение? Поясните смысл проблемы сущности и существования, приведите пример ее классического решения у Боэция. Объясните смысл проблемы универсалий (общих понятий). Какие позиции занимали реалисты и номиналисты в решении этой проблемы? Охарактеризуйте специфику средневекового понимания истины. Почему в средневековой теологии и философии возникает проблема оправдания Бога (теодицея)? Приведите варианты ее решения.
По четвертому вопросу. Дайте общую характеристику арабской философии Средних веков, укажите черты ее сходства и отличия от христианской. Проанализируйте культурные истоки арабской мысли (ислам и античная философия). Охарактеризуйте круг основных проблем арабской философии (Бог и проблема первоначала, вера и разум, человек и проблема свободы воли, совершенное общество). Охарактеризуйте основные понятия арабской философии и ее представителей (ибн Араби, аль Кинди, аль Фараби, ибн Сина, аль Газали, ибн Рушд). Рассмотрите влияние арабской философии на средневековую западную философию в период схоластики.
Семинар 3.2: Основные философские идеи эпохи Возрождения
Цель занятия:
осмысление основных тенденций и идей философии эпохи Возрождения.
План
1. Гуманизм и антропоцентризм: зарождение новой культурной идеологии.
2. Новое понимание человека.
3. Бог и природа в философии эпохи Возрождения.
4. Социально-философские учения эпохи Возрождения.
Темы докладов
Зарождение идеологии гуманизма раннего Возрождения.
Культ человека-творца в философии эпохи Возрождения.
Диалектика Н. Кузанского.
Пантеистические учения о Боге в эпоху Возрождения.
Гелиоцентрическая модель мироздания Н. Коперника.
Натурфилософское учение Парацельса.
Идеальное общество в философии Т. Мора.
Методические рекомендации
По первому вопросу. Охарактеризуйте социокультурные условия формирования философии Возрождения. Обратите внимание на секуляризацию и разложение феодального общества. Укажите основные периоды развития философии эпохи Возрождения. Объясните смысл возрожденческого гуманизма как новой культурной идеологии. Почему культура Возрождения обращается к идеалам античной культуры? Охарактеризуйте гуманистическое учение Э. Роттердамского. Объясните, почему антропоцентризм считается главной особенностью философии и культуры Возрождения. В чем его смысл? Перечислите основных представителей философской мысли Возрождения.
По второму вопросу. Объясните специфику философских представлений о человеке в эпоху Возрождения. Примите во внимание следующие базовые идеи: реабилитацию природного начала человека, переосмысление его места в мире, утверждение свободы воли человека, обожествление человека-творца как подобия Бога. Проведите анализ представлений о духовном преображении человека (А. Данте, П. Помпонацци, Н. Кузанский, Я. Беме).
По третьему вопросу. Объясните смысл пантеизма как нового представления о Боге, укрепляющегося в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, ДЖ. Бруно, Парацельс). Как соотносились между собой наука и философия в эту эпоху? Примите во внимание специфику философии Возрождения, ее отличия от средневековой схоластики. Дайте характеристику гелиоцентрической астрономии Коперника и пантеистической философии Бруно. Проанализируйте основные положения метафизики Кузанского. Рассмотрите развитие натурфилософии эпохи Возрождения и обоснование научного метода познания у Леонардо да Винчи.
По четвертому вопросу. Охарактеризуйте социальные и политические идеи эпохи Возрождения, выявите их значение для развития социогуманитарных наук. Проанализируйте специфику проектов идеального общества (Т. Мор, Т. Кампанелла). Дайте характеристику философским учениям о политической централизации (Н. Макиавелли, Ж. Боден). В чем состоят особенности понимания личности правителя у Макиавелли? Кто должен управлять государством, с точки зрения Бодена: светский монарх или глава Церкви? Объясните основные положения понимания естественного права у Г. Гроция. В чем состоит смысл его концепции «двойственной истины»?
Тема 4. Философия Нового времени (XVII–XIX веков)
Семинар 4.1: Европейская философская мысль XVII–XVIII веков
Цель занятия:
осмысление основных тенденций и идей западноевропейской философии XVII–XVIII вв.
План
1. Социокультурные предпосылки философии Нового Времени. Формирование научной картины мира.
2. Важнейшие философские проблемы XVII в.
3. Мир и человек в философии Просвещения (XVIII в.).
4. Социально-философские учения эпохи Просвещения.
Темы докладов
Философия Ф. Бэкона
Рационализм Р. Декарта.
Философия Г. Лейбница.
Философия Б. Спинозы.
Критический эмпиризм Дж. Локка.
Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Философские воззрения французских материалистов ХVIII в.
Методические рекомендации
По первому вопросу.Обратите внимание на то, что развитие общества Нового времени порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в. (прежде всего, проблема метода и проблема субстанции), надо учитывать специфику нового типа науки (экспериментально-математического естествознания) и необходимость создания научной картины мира и научной теории познания. Эти проблемы и определили направленность философских концепций Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Б. Паскаля, Г. Лейбница. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук» (Бэкон), «рассуждением о методе» (Декарт). Многие философы, подобно Декарту, Паскалю, Лейбницу, сами были первооткрывателями в математике и естествознании. Философии они отводили особое место: она должна была выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего обобщенные знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», об обществе, о человеческом духе.
По второму вопросу. Важнейшей философской проблемой XVII в. стала проблема эмпирического и рационалистического обоснования научного познания. Она приняла форму полемики между двумя лагерями – сенсуалистов и рационалистов. Сенсуалисты считали чувственный опыт единственным и достоверным источником наших знаний. Рационалисты считали разум единственным источником наших знаний, ибо чувства наши бедны и несовершенны, чувствам не дана сущность вещей, ими нельзя постичь прошлое и будущее. Основоположник рационализма Декарт попытался сделать философию строгой наукой. По его замыслу, философия должна была бы стать «универсальной математикой», которая из небольшого числа интуитивно-очевидных аксиом смогла бы выводить все свои многообразные следствия.
По третьему вопросу. Обратите внимание на то, что XVIII в. принято называть «Веком Просвещения», идеология которого являлась одной из основ ранних буржуазных революций. Просветители полагали, что преобразование общества должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, посредством борьбы с невежеством, обскурантизмом, религиозными предрассудками, средневековой схоластикой и феодальной моралью, отвечающим запросам правящих сословий феодально-абсолютистского государства. Культура XVIII в. характеризовалась кризисом религиозного мировоззрения. Даже те мыслители, которые не разделяли крайностей атеизма, неизменно сходились на том, что ясное и отчетливое мышление не найдет в мире ничего, кроме «природы», хотя человек под влиянием невежества и заблуждений сплошь и рядом уклоняется от ее повелений. Эпоха Просвещения выработала натуралистическое понимание человека, полный смысл которого раскрывается через концепцию детерминизма.
По четвертому вопросу.Социально-философские учения Нового времени были связаны с поиском рационально обосновываемых и доказуемых истин, определяющих общественное бытие человека. Уже основоположник естественно-правовой традиции Г. Гроций заложил основы нового, родственного математическому, рационального метода в антропологии и правоведении. В качестве исходного принципа он принял аксиому, гласящую, что по своей природе люди наделены стремлением к свободным отношениям с себе подобными. Свой отпечаток на трактовку человека и общества накладывала механистическая наука, примером чего может служить философия Т. Гоббса. Он сформулировал воззрение на жизнь как на процесс чисто механический и автоматический, ибо «жизнь есть лишь движение членов», причем сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела. И все же человек – не просто тело в ряду других природных тел, но и разумное существо, субъект морали и политики. В качестве такового он – творец многообразных искусственных тел, создатель культуры. Важнейшее и сложнейшее из искусственных тел – государственность. Доктрина естественного права и общественного договора оказала значительное влияние на социально-политическую практику Нового времени. Основная тема политико-правовой теории Ш. Монтескье и главная отстаиваемая в ней ценность – политическая свобода. Условие ее – справедливые законы и надлежащая организацию государственности, «Дух закона». Ж.-Ж. Руссо уже открыто заговорил о суверенитете народа, о верховенстве власти народа как способе преобразования государства на принципах разума и свободы.
Семинар 4.2: Европейская философская мысль
конца XVIII–XIX веков
Цель занятия:
осмысление основных тенденций и идей немецкой классической философии и раннего марксизма.
План
1. Формирование и особенности немецкой классической философии.
2. Философская система И. Канта.
3. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.
4. Немецкий материализм: Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс.
Темы докладов
Теоретическая философия И. Канта.
Этика И. Канта.
Философия И Фихте.
Философия Ф. Шеллинга.
Философия Г. Гегеля.
Философия Л. Фейербаха.
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.
Методические рекомендации
По первому вопросу.Обратите внимание на то, что развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху революционных изменений экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы. Само развитие немецкой классической философии также представляло своего рода философскую революцию: И. Кант, И. Фихте, В. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах вносили радикальные новации. Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей в Германии лейбнице-вольфианской метафизики, полагал, что он совершает «коперниканскую революцию» по отношению к предшествующей философии. Фихте был убежден, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для истории. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая им «антропология», революционно «перевертывающая» гегельянство, означала глобальный конец философии в прежнем ее понимании. Таким образом, начиная с Канта, плеяда мыслителей немецкой классики придала небывалую интенсивность и глубину развитию философской мысли.
По второму вопросу. Философия Канта – завершение и одновременно критика Просвещения. Это двойственное отношение к Просвещению выражается и в том, что все творчество Канта отчетливо распадается на два периода: докритический и критический. В первый период интересы Канта носят выраженный естественнонаучный и натурфилософский характер. В это время им был написан трактат «Всеобщая естественная теория и история неба» (1755), в котором обосновывалась космогоническая гипотеза, получившая позднее название гипотезы Канта–Лапласа. С работы «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770) ведется отсчет критического периода, состоящего в исследовании условий возможности самих предметов и критики всякого догматизма. Гносеологическая концепция «критической» философии изложена в книге «Критика чистого разума» (1781). Философия Канта им самим мыслилась призванной ответить на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» и венчающим предыдущие – «Что есть человек?». Своими ответами на эти вопросы Кант выступил как мыслитель, преступивший границы Просвещения и положивший начало последнему периоду европейской классической философии.
По третьему вопросу. Раскройте основные идеи абсолютного идеализма Гегеля, его учения о человеке, обществе и государстве. За основу всех явлений природы и общества он принимал Абсолют – духовное начало, обозначаемое как «мировой» или «абсолютный дух», «мировой разум». Особое внимание обратите на главное философское достижение эпохи немецкой классики – диалектику. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философскую культуру. Новой была идея диалектической логики, построения системы взаимосвязанных категорий. Определить их можно только через их место в системе. Проанализируйте основные законы и принципы диалектики, сформулированные Гегелем.
По четвертому вопросу. Обратите внимание на то, что к концу 30-х гг. XIX в. в гегелевской школе наметилось разделение на старогегельянцев, начавших философскую деятельность еще при Гегеле, и младогегельянцев, чье философское становление происходило большей частью после смерти Гегеля и во многом заключалось в пересмотре его положений. Дайте характеристику антропологического материализма и гуманизма Л. Фейербаха, называвшего свою философию антропологией или «философией будущего», в которой должны исчезнуть слабые стороны религии и философии. По его мнению, сила религии заключается в ее мировоззренческой эффективности, тогда как слабость философии – в ее теоретической оторванности от мира, поэтому философия должна превратиться в практическую философию, стать новой формой морально-нравственного сознания. Эта идея получила развитие в марксистской философии, которая существенно отличается от традиционных учений, в том числе, теснейшим единством философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Рассмотрите основные идеи нового философского мировоззрения, концепцию диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии, ее теоретические источники. Охарактеризуйте историческое значение немецкой классической философии, марксизма и в целом философии XVII–XIX вв.