Чувственное и рациональное в познании. Их диалектическая взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм.
Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях. Основные формы чувственного познания: Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов. Чувственное познание ограничено: не выделяет общее; не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках. Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения). Умозаключение– процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками. Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее.
Сторонники сенсуализма - направления в теории познания, утверждали преобладающее значение чувственного опыта над разумом. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Представителями: Локк, Гоббс, Гольбах. Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию. Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен. В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме. Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств. Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним, объективным миром, а в показаниях органов чувств человека – отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения, как достояние только человеческого сознания. Рационалисты - утверждали возвышенность разума над чувственным знанием. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Герцен). Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают. Чувства нас нередко обманывают. Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые недоступны нашим органам чувств. Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Декарт; Кант).
№13
Западно европейская философия 17 – 19 веков. (Новое время)
Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (математика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностями становления капиталистического общества и охватывало практически весь XVII век.
Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой – это новаторство. стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. пересматривалось старое знание, для нового отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени.Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Д. Юм. Основные проблемы, интересовавшие философов этой эпохи, в основном относились к учению о бытии и учению о познании: субстанция мира и ее свойства; соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия; методы познания, уровни познания; причины заблуждений. Учение о субстанции, т. е. первооснове мира, развивается в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта и Б. Спинозы. Если Ф. Бэкон субстанцию понимал как материю, обладающую различными свойствами (движение, пространство, время), то Б. Спиноза субстанцию трактует не только как материальное начало мира, но и как включающее в себя начало духовное, мышление. Р. Декарт в отличие от Ф. Бэкона и Б. Спинозы в основании бытия выделял две самостоятельных субстанции: материальную и духовную. Они существуют параллельно, независимо друг от друга, поэтому философию Р. Декарта называют «дуализмом» (от лат. дуа – два). Проблемы познания мира человеком наиболее основательно рассматривались Ф. Бэконом, Р. Декартом, Д. Локком, Д. Беркли, Д. Юмом. Д. Локк (“Опыт о человеческом разумении”) известен в истории философии тем, что он разделил все качества материальных явлений на два вида: первичные качества (величина, фигура, движение) – это объективные, существующие до познания, независимо от сознания, характеристики предметов; вторичные качества (запахи, звуки, цвета и т. д.) – это качества, порождаемые контактом предмета с органами чувств человека. Ф. Бэкон(“Новый органон”) по праву считается основателем учения о решающей роли опыта, эксперимента в познании мира. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Знание – сила». Он выделял три типа ученых: один занимается умозрительными построениями («паук»), другой – собирает в одну кучу без систематизации различные знания («муравей»),третий
систематизирует результаты наблюдений и опыта («пчела»). Истинному познанию бытия мешают присущие человечеству предвзятые идеи, ложные представления, обусловленные четырьмя причинами: несовершенством органов чувств человека, привычкой к поклонению авторитетам, неправильным употреблением слов, преклонением перед традиционными учениями. .В философии Д. Беркли утверждалось, что вещи – это комбинации ощущений; что существовать – значит быть воспринимаемым, а в философии Д. Юма высказывалось сомнение в возможности познания мира, его причинных связей. Взгляды этих философов являются идеалистическими. Р. Декарт, известный как математик и физик, много занимался исследованием методов познания. Он сформулировал четыре правила, которые обеспечивают истинные результаты в познании: правило очевидности, правило разделения, правило усложнения и правило систематизации. Высокая оценка роли мышления, разума в жизни привела к знаменитому тезису Р. Декарта «мыслю – следовательно, существую». Т. Гоббс (“О теле” , “О человеке”), известен в истории как один из основателей учения о естественном праве человека (право свободы, собственности, жизни) и о договорном происхождении государства. Первоначально люди жили в условиях господства права сильного, в условиях войны всех против всех. Ему принадлежит известное выражение «Человек человеку волк». Чтобы преодолеть такое состояние, люди договорились и учредили над собой государственную власть, власть монарха, который обязан заботиться о подданных. Такую договоренность стали называть «общественным договором», а учение о нем – «теорией общественного договора». ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ(“Рассуждения о метафизике” ) Рационализм философии Лейбница проявился в его стремлении выявить и установить принципы методологии. принципы: “(1) всеобщих различий (несходство вещей); (2) тождественности неразличимых вещей (допущения наличия в мире тождества); (3) всеобщей непрерывности( временную и содержательную “взаимосвязь” вещей); (4) монадической дискретности”( признание делимости всего сущего). Согласно Лейбницу, монады — простые, неделимые субстанции, “истинные атомы природы”, или “элементы вещей”, Она является вечной и неуничтожимой и выступает центром деятельной силы. ЖАН-ЖАК РУССО(“Рассуждение о науках и искусствах”) По мнению Руссо, источником неравенства являются природные задатки, но в цивилизованном обществе существует и социальное неравенство, которое связано с появлением частной собственности, являющейся причиной всех социальных бед и несчастий. Согласно Руссо, доводы разумного эгоизма подталкивают людей к заключению общественного договора в тот момент времени, когда они переходят на стадию гражданского состояния.
№14
Идея развития философии.
Существует 2 концепции развития ф.:-метофизическая, -диалектическая. Метофиз.конц.- это трактовка развития как уменьшение и увеличение, как повторение пройденного; движение остается в тени самодвижения, его источник переносится во вне. Бог-субъект. Диалект.конц.- рассматривает развитие как единство противоположности; главное внимание уделяется самодвижению. Противоположность метофизическому подходу диалектической концепции рассматривает развитие как образный процесс, идущий по спирали, переход от старого качества к новому, внутренней основой которой является борьба противоположностей. Материалистич.диалектика - наука о наиболее общих законах природы, общества и челов.познания. Диалектика-это целостная система принципов, законов, категорий, которые имеют всеобщий характер. Принципы диалектики-это основополагающие начала, которые определяют сущность всех положений и понятий. Осн.принципы: 1. Объективности, 2.Всеобщей связи, 3.Всеобщего развития, 4.Детерменизма. Связь-отношение в процессе которого предметы влияют друг друга,наиболее важные связи выступают в виде закона. Закон- общая, существенная и устойчивая связь. Развитие-это поступательное дивжение, трактуется как прогресс, как качественное необратимое изменение, которое может идти как регрессу и прогрессу. Законы диалектики-отражают существующие
связи и отношения в развитии материального мира.1)Закон единства и борьбы противоположностей (почему?); 2)Закон перехода количественных изменений в качественные (как?); 3)Закон отрицание отрицаний (Куда?). Выделяют парные категории диалектики: единичные-общие; причина-следствие; форма-содержание; явление- сущность. Различают объективную диалектику(развертывающаяся в вещах и процессах) и субъективную(диалектика понятий). Закон единства и борьбы противоположностей. В действительности не в одном реальном объекте, явлении, процессе никогда не бывает постоянного абсолютно устойчивого соответствия всех подсистем и элементов, между ними обязательно существует несоответствие и это является одним из важнейших условий развития явления и процесса. Примеры:плюс-минус;реакция соединения-реакция разложения; производство-потребление. Противоположные стороны явления и процессов не просто связаны, т.е находятся в некотором единстве, но переходят и превращаются друг в друга; сами взаимопревращающиеся противоположности бывают двух видов:1)взаимообратимые превращения противоположностей(верхняя точка колеса тележки становится то верхней, то нижней); 2)необратимые превращения противоположностей(превращение феодальных производств.отношений). Противоположности сейчас: доллар-евро; развитые-слаборазвитые страны; у нас был государственный процентный сектор, сейчас частный.
№15