Логика. учение гераклита о логосе
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР
ГЕРАКЛИТ
1. НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ
2. ЛОГИКА. УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА О ЛОГОСЕ
Перевод с немецкого А.П. Шурбелева
СОДЕРЖАНИЕ
НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ
Летний семестр 1943 г.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Философия как подлинное мышление того, что должно-быть-помысленным. О начале «западного» мышления
ВВЕДЕНИЕ
Подготовительное размышление о начальном и слове
§ 1. Две истории о Гераклите как введение в его слово
a) Мышление Гераклита в круге огня и спора и в близости к игре
b) Слово Гераклита, реченное под покровительством Артемиды
c) Темнота мыслителя Гераклита
Повторение
1) «Огонь» и «игра» в двух историях о Гераклите
2) Должное-быть-помысленным в знаках Артемиды: лире, луке и факеле. Темный слог мыслителя
§ 2. Слово в начале мышления
a) «Темнота» существенного мышления: сущностное самосокрытие должного-быть-помысленным (бытия)
b) Сущностно противообращенное (контроверзное) (das Gegenwendige) и диалектическое мышление. Несоразмерный язык диалектики
c) Вид, в котором дошло до нас сказанное Гераклитом и разъяснение сохранившихся отрывков из опыта должного-быть-помысленным
Повторение
К проблеме самотождественности помысленного в изначальном и новоевропейском мышлении. Унаследованное слово изначального мышления (Гераклит) и диалектика
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Истина бытия
§ 3. Начало того, что должно-быть-помысленным изначально. Фрагмент 16
a) Промежуточное замечание о задаче перевода
b) Вопрос о «никогда не заходящем» и его сущностная связь с «сокрытием»
c) Лексическое значение несущего слова τò δΰνον и его разъяснение в русле ведущего вопроса метафизического мышления (Аристотель)
d) Недвусмысленное соображение о словах «бытие» и «есть»
Повторение
1) О переводе и толковании. Понуждение войти в более исконное понимание, обусловленное опытом беспокойства, царящего внутри того же самого (das Selbe)
2) «Захождение» помысленное по-гречески, и вопрос о его лексическом существе
3) Разъяснение причастия τò δΰνον по лексическим структурам ведущего вопроса метафизического мышления (Аристотель, Платон). К проблеме возвратного толкования: изначальные мыслители и позднейший исток метафизики
4) Лексическое значение слова ον. Преимущество отглагольного значения перед именным (причастным)
§ 4. Основные слова изначального мышления (φύσις, ζωή). Их отношение к метафизическому мышлению и к мышлению бытия
a) Самобытная нужда изначально мыслящего сказывания, проявляющаяся в обороте τò μη δΰνόν ποτε и его преобразование во «всегда-восхождение» (φύειν). О слове φύσις в изначальном мышлении и о понятии «природы». Фрагмент 123
b) Основные слова φύσις и ζωή, полученные в результате преобразования Гераклитова речения. Основное значение слов ζην и ζωή, свойственное им в изначальном мышлении (в противовес понятию «жизни» в метафизической традиции). Фрагмент 30
c) «Насильственность» преобразования Гераклитовой формулы и ясное принятие во внимание факта отрицания
Повторение
1) Изначальное помысленное μή δΰνόν ποτε Гераклита и ον метафизики
2) Изначально цельное значение φύσις’а как «чистого восхождения» и ее сущностная близость к ζωή. Сущностное соседство «жизни» и «бытия» в άείζωον (фрагмент 30). Отказ от метафизических истолкований понятия жизни
§ 5. Экспозиция сущностной взаимосвязи между восхождением и захождением. Фрагмент 123
a) «Противоречие» между восхождением и захождением. Несостоятельность логики и диалектики перед лицом этого «противоречия»
b) Остановка обычного мышления перед «несовместным» и прыжок в существенное мышление. Филологические переводы как бегство от призыва данного речения
Повторение
О существенной связи восхождения и захождения. Отказ от логических (диалектических) истолкований
§ 6. Восхождение и захождение. Благосклонность (φιλία) как залог взаимообразного предоставления своего существа другому. Фрагменты 35 и 32
a) Восхождение (φύσις), благосклонность (φιλία) и самосокрытие (κρύπτεσθαι)
b) φιλία (благосклонность, ручательство) как сущностная взаимосоотнесенность восхождения и захождения (самосокрытия). φύσις как простая сущность благосклонности (φιλία) скрывающего восхождения
§ 7. φύσις как глубинное соединение (άρμονία) восхождения и захождения (самосокрытия) во взаимном исполнении их существа. Признаки единого в восхождении и захождении. Фрагменты 54, 8 и 51
a) Неявное (das Unscheinbare) сплочения, совершаемого в φύσις, как отличительная черта ее открытости. Изначально благородное существо чистого восхождения
b) Противо-тяжущееся (das Wider-spannende, das Gegen-spannende) как сущностный момент со-пряжения. О трудности мыслить противо-устремляющееся (das Gegenstrebige) в единстве со сплоченностью: различие между обычным и существенным мышлением. Сплочение, характеризующее φύσις, и знаки Артемиды (лук и лира). Фрагмент 9
c) Несоотносимость логики (диалектики) со слаживанием, помысленным в φύσις. Двойное значение φύσις и сомнительное «превосходство» восхождения
§ 8. Существо φύσις и истина бытия. φύσις в контексте огня и космоса. άλήθεια, помысленная в μή δΰνόν ποτε (φύσις). Как рас-скрытие в не-сокрытость бытия. Фрагменты 64, 66, 30 и 124.................
a) Огонь и молния как разжигание света. Космос как изящно неприметная слаженность и исконное украшение. Одно и то же в огне и космосе: воспламенение и прояснение полагающих меру далей
b) άλήθεια как сущностное начало и основа φύσις. Сущностное отношение несокрытости к самосокрытию в изначально помысленной φύσις. άλήθεια как несокрытость самосокрытия
c) О внимании бытию и сказывании бытия в изначальном мышлении: λόγος и знаки. Знаки Аполлона как самопоказывание φύσις. Фрагмент 93. Об истине и слове бытиё (das Seyn) в западноевропейской истории
ЛОГИКА. УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА О ЛОГОСЕ
Летний семестр 1944 г.
Предуведомление
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Логика: ее имя и дело
§ 1. Титул «логика»
a) Логика мышления и логика вещей
b) έπιστήμη и τέχνη в их отношении к современной науке и технике
Повторение
1) Взаимообращенность мышления и вещей. Логика, чистое мышление и рефлексия
2) Возвращение к греческой взаимосвязи именования слова: έπιστήμη λογική έπιστήμη и τέχνη
§ 2. Логика, έπιστήμη, τέχνη. Смысловое родство слов έπιστήμη и τέχνη. О проблематичной взаимосвязи мышления и логики
a) τέχνη, φύσις и έπιστήμη. τέχνη (произведение, сюда-поставление) и φύσις (из-себя-самого-восхождение) в их отношении к несокрытости. Отказ от истолкования природы τέχνη и έπιστήμη в контексте различения теории и практики
b) Логика как έπιστήμη λογική во взаимосвязи с έπιστήμη φυσική и ήθική. О господстве рефлексии
Повторение
1) Логика как рефлексия о рефлексии без связи с вещами. О власти саморефлексии субъективности и чистого мышления (Рильке, Гёльдерлин)
2) έπιστήμη λογική, φυσική, ήθική
с) λόγος и ήθος. Универсальная функция «логоса» как ratio и разум в определениях человеческого существа и их последовательном завершении в «Воле к власти» (Ницше)
Повторение
3) О господстве рефлексии и субъективности. Вопрос о глубине чистого мышления и воз-врат (Рильке, Гёльдерлин)
4) Логика как учение о высказывании (понятии, суждении, заключении). λόγος, ratio, разум: об универсальном значении логики в сущностном определении человека. Отождествление мышления и логики как исток западноевропейской судьбы
§ 3. Логика и λόγος. Специальность и «предмет». Логика и западноевропейская метафизика
a) Истоки деления философии на логику, физику и этику как научные дисциплины в философии и судьба западноевропейской метафизики
b) Логика и препятствие сущностному раскрытию «Логоса»
Повторение
Господство специальности над вещью и логика как сущностное ядро западноевропейской философии как метафизики
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Отсутствие исконного логоса и пути подступа к нему
§ 4. Подготовка к слушанию «логоса»
a) О значении «логоса» как речи, слова и высказывания. Необходимость возобновления вопроса об изначальном значении «Логоса»
b) Подход к услышанию «Логоса». Чуткое слушание «Логоса» как ввод в настоящее знание. Фрагмент 50. Вопрос об исходном согласии (óμολογία). Фрагменты 32 и 112
Повторение
1) λόγος как высказывание о сущем через идею (εΐδος) и категории в мета-физическом мышлении (Платон, Аристотель, Кант)
2) Возвращение через λόγος как высказывание к до-метафизическому «Логосу». Фрагмент 50
§ 5. Три пути к ответу на вопрос: что есть Λόγος?
a) Первый путь: Λόγος как Одно и Всё. Подступ к «Логосу» как бытию через έν πάντα εΐναι из фрагмента 50
b) Второй путь: подступ к «Логосу» через исходное значение слова λέγειν. Λόγος как сбор и средоточение
Повторение
1) Расширенное повторное размышление о «логосе» в горизонте мета-физического учения об идеях, а также размышление о должном-быть-помысленным до-метафизическом существе «Логоса» как именования бытия
c) Третий путь: подступ через λόγος, присущий ψυχή. Фрагмент 45. Вопрос об óμολογεΐν
Повторение
2) Повторное размышление о фрагментах 50 и 45. Λόγος как само себя возвещающее и всё соединяющее Единое, а также исконное буквальное значение слов λόγος и λέγειν. Λόγος как исток наделяющего и в себе удерживающего со-средоточения
§ 6. Отсутствующее присутствие «Логоса» для человека и признак предметно не очерченного (бес-крайнего) края исконного «Логоса»
a) Созвучие фрагментов 50 и 45. Гомологическое отношение «логоса» души к самому «Логосу». óμολογεΐν как само-средоточение на исконном сосредоточении «Логоса» бытия
Повторение
1) Λόγος, присущий ψυχή, как средоточение на исконном все сохраняющем средоточении. Ложность психологических представлений. Фрагменты 45 и 50. Ссылки на фрагменты 101 и 116
2) Повторное размышление о созвучии 50 и 45 фрагментов. Вбирающее разверзание λόγος'а характерного для ψυχή, как отношение к сущему как таковому в целом. Отсутствующее присутствие «Логоса» для человека
b) Двоякое отношение человека к сущему и бытию: забытое, сокрытое присутствие бытия в повседневном использовании «логоса». Фрагмент 72. Ссылки на фрагменты 16, 45, 50, 101, 43, 118, 30, 64
c) Кажущееся противоречие между «Логосом» как средоточением и как «обособленным». Фрагмент 108. πάντων κεχωρισμένον как отличительное, должное-быть-помысленньм определение «Логоса» как έν πάντα и предметно не-очерченный (бес-крайний) край «Логоса»
d) Λόγος как краевое присутствие, в котором и из которого всё присутствует и отсутствует, а также исконное различие между сущим и бытием
Повторение
3) Противоречивая двойственность в обращении-на и отвращении-от как отношение человека к бытию и сущему. Разрыв в двоякости диптиха и соотносительное господство λόγοι. Фрагмент 72. Ссылки на фрагменты 50 и 108
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Возвращение в исконный край логики
§ 7. К разъяснению бытия, постигаемого в русле изначального мышления. Фрагменты 108, 41, 64, 78, 119, 16, 115, 50, 112
a) «Правящий совет» и слаженность (άρμονία) исконного сосредоточения. γνώμη и Λόγος как единящее единое в наделяющем своим советом присутствии исконно хранящего сосредоточения
b) Повторное размышление об óμολογεΐν, характерном для ψυχή, и самообогащение человеческого «логоса», понятое как само-сосредоточивающееся пребывание в присутствии исконного «Логоса»
c) Знание, истинное (несокрытое) и Λόγος. Раскрывающее средоточение сокрытого на несокрытости в истинном «логосе» как существо знания (σοφία). Требование и призыв «Логоса»
§ 8. Человек, Λόγος, существо и истина бытия. Завершение истолкования 112 речения
a) Λόγος как έν πάντα: исконно сосредоточивающее присутствие. О тождестве «Логоса» и бытия. Человек как хранитель бытия; отношение бытия к человеку: предположение бытийного события
b) Обобщение указаний и отношений, в соответствии с которыми надо мыслить изначально нераскрытое существо «Логоса». Истина бытия и судьба метафизического мышления
Дополнение
Послесловие немецкого издателя
Примечание попечителя над наследственным имуществом
Послесловие переводчика
НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ
Летний семестр 1943 г.