Логика. учение гераклита о логосе

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

ГЕРАКЛИТ

1. НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ

2. ЛОГИКА. УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА О ЛОГОСЕ

Перевод с немецкого А.П. Шурбелева

СОДЕРЖАНИЕ

НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ

Летний семестр 1943 г.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ

Философия как подлинное мышление того, что должно-быть-помысленным. О начале «за­падного» мышления

ВВЕДЕНИЕ

Подготовительное размышление о начальном и слове

§ 1. Две истории о Гераклите как введение в его слово

a) Мышление Гераклита в круге огня и спо­ра и в близости к игре

b) Слово Гераклита, реченное под покрови­тельством Артемиды

c) Темнота мыслителя Гераклита

Повторение

1) «Огонь» и «игра» в двух историях о Ге­раклите

2) Должное-быть-помысленным в знаках Артемиды: лире, луке и факеле. Темный слог мыслителя

§ 2. Слово в начале мышления

a) «Темнота» существенного мышления: сущностное самосокрытие должного-быть-помысленным (бытия)

b) Сущностно противообращенное (контроверзное) (das Gegenwendige) и диалек­тическое мышление. Несоразмерный язык диалектики

c) Вид, в котором дошло до нас сказанное Гераклитом и разъяснение сохранивших­ся отрывков из опыта должного-быть-помысленным

Повторение

К проблеме самотождественности помысленного в изначальном и новоевропей­ском мышлении. Унаследованное слово изначального мышления (Гераклит) и диалектика

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Истина бытия

§ 3. Начало того, что должно-быть-помысленным изначально. Фрагмент 16

a) Промежуточное замечание о задаче пере­вода

b) Вопрос о «никогда не заходящем» и его сущностная связь с «сокрытием»

c) Лексическое значение несущего слова τò δΰνον и его разъяснение в русле веду­щего вопроса метафизического мышле­ния (Аристотель)

d) Недвусмысленное соображение о словах «бытие» и «есть»

Повторение

1) О переводе и толковании. Понуждение войти в более исконное понимание, об­условленное опытом беспокойства, царя­щего внутри того же самого (das Selbe)

2) «Захождение» помысленное по-гречески, и вопрос о его лексическом существе

3) Разъяснение причастия τò δΰνον по лекси­ческим структурам ведущего вопроса ме­тафизического мышления (Аристотель, Платон). К проблеме возвратного толко­вания: изначальные мыслители и позд­нейший исток метафизики

4) Лексическое значение слова ον. Преиму­щество отглагольного значения перед именным (причастным)

§ 4. Основные слова изначального мышления (φύσις, ζωή). Их отношение к метафизическо­му мышлению и к мышлению бытия

a) Самобытная нужда изначально мысляще­го сказывания, проявляющаяся в оборо­те τò μη δΰνόν ποτε и его преобразование во «всегда-восхождение» (φύειν). О сло­ве φύσις в изначальном мышлении и о понятии «природы». Фрагмент 123

b) Основные слова φύσις и ζωή, полученные в результате преобразования Гераклитова речения. Основное значение слов ζην и ζωή, свойственное им в изначальном мышлении (в противовес понятию «жиз­ни» в метафизической традиции). Фраг­мент 30

c) «Насильственность» преобразования Гераклитовой формулы и ясное принятие во внимание факта отрицания

Повторение

1) Изначальное помысленное μή δΰνόν ποτε Гераклита и ον метафизики

2) Изначально цельное значение φύσις’а как «чистого восхождения» и ее сущностная близость к ζωή. Сущностное соседство «жизни» и «бытия» в άείζωον (фраг­мент 30). Отказ от метафизических истолкований понятия жизни

§ 5. Экспозиция сущностной взаимосвязи между восхождением и захождением. Фрагмент 123

a) «Противоречие» между восхождением и захождением. Несостоятельность логики и диалектики перед лицом этого «проти­воречия»

b) Остановка обычного мышления перед «несовместным» и прыжок в существен­ное мышление. Филологические перево­ды как бегство от призыва данного рече­ния

Повторение

О существенной связи восхождения и за­хождения. Отказ от логических (диалек­тических) истолкований

§ 6. Восхождение и захождение. Благосклон­ность (φιλία) как залог взаимообразного предоставления своего существа другому. Фрагменты 35 и 32

a) Восхождение (φύσις), благосклонность (φιλία) и самосокрытие (κρύπτεσθαι)

b) φιλία (благосклонность, ручательство) как сущностная взаимосоотнесенность восхождения и захождения (самосокрытия). φύσις как простая сущность благо­склонности (φιλία) скрывающего вос­хождения

§ 7. φύσις как глубинное соединение (άρμονία) восхождения и захождения (самосокрытия) во взаимном исполнении их существа. При­знаки единого в восхождении и захожде­нии. Фрагменты 54, 8 и 51

a) Неявное (das Unscheinbare) сплочения, совершаемого в φύσις, как отличительная черта ее открытости. Изначально благо­родное существо чистого восхождения

b) Противо-тяжущееся (das Wider-spannen­de, das Gegen-spannende) как сущност­ный момент со-пряжения. О трудности мыслить противо-устремляющееся (das Gegenstrebige) в единстве со сплоченнос­тью: различие между обычным и сущест­венным мышлением. Сплочение, характеризующее φύσις, и знаки Артемиды (лук и лира). Фрагмент 9

c) Несоотносимость логики (диалектики) со слаживанием, помысленным в φύσις. Двойное значение φύσις и сомнительное «превосходство» восхождения

§ 8. Существо φύσις и истина бытия. φύσις в кон­тексте огня и космоса. άλήθεια, помысленная в μή δΰνόν ποτε (φύσις). Как рас-скрытие в не-сокрытость бытия. Фрагменты 64, 66, 30 и 124.................

a) Огонь и молния как разжигание света. Космос как изящно неприметная сла­женность и исконное украшение. Одно и то же в огне и космосе: воспламенение и прояснение полагающих меру далей

b) άλήθεια как сущностное начало и основа φύσις. Сущностное отношение несокрытости к самосокрытию в изначально помысленной φύσις. άλήθεια как несокрытость самосокрытия

c) О внимании бытию и сказывании бытия в изначальном мышлении: λόγος и знаки. Знаки Аполлона как самопоказывание φύσις. Фрагмент 93. Об истине и слове бытиё (das Seyn) в западноевропейской истории

ЛОГИКА. УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА О ЛОГОСЕ

Летний семестр 1944 г.

Предуведомление

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Логика: ее имя и дело

§ 1. Титул «логика»

a) Логика мышления и логика вещей

b) έπιστήμη и τέχνη в их отношении к совре­менной науке и технике

Повторение

1) Взаимообращенность мышления и вещей. Логика, чистое мышление и рефлексия

2) Возвращение к греческой взаимосвязи именования слова: έπιστήμη λογική έπιστήμη и τέχνη

§ 2. Логика, έπιστήμη, τέχνη. Смысловое родство слов έπιστήμη и τέχνη. О проблематичной взаимосвязи мышления и логики

a) τέχνη, φύσις и έπιστήμη. τέχνη (произве­дение, сюда-поставление) и φύσις (из-себя-самого-восхождение) в их отношении к несокрытости. Отказ от истолкования природы τέχνη и έπιστήμη в контексте раз­личения теории и практики

b) Логика как έπιστήμη λογική во взаимосвя­зи с έπιστήμη φυσική и ήθική. О господстве рефлексии

Повторение

1) Логика как рефлексия о рефлексии без связи с вещами. О власти саморефлексии субъективности и чистого мышления (Рильке, Гёльдерлин)

2) έπιστήμη λογική, φυσική, ήθική

с) λόγος и ήθος. Универсальная функция «ло­госа» как ratio и разум в определениях человеческого существа и их последова­тельном завершении в «Воле к власти» (Ницше)

Повторение

3) О господстве рефлексии и субъективно­сти. Вопрос о глубине чистого мышления и воз-врат (Рильке, Гёльдерлин)

4) Логика как учение о высказывании (по­нятии, суждении, заключении). λόγος, ra­tio, разум: об универсальном значении логики в сущностном определении челове­ка. Отождествление мышления и логики как исток западноевропейской судьбы

§ 3. Логика и λόγος. Специальность и «предмет». Логика и западноевропейская метафизика

a) Истоки деления философии на логику, физику и этику как научные дисциплины в философии и судьба западноевропей­ской метафизики

b) Логика и препятствие сущностному рас­крытию «Логоса»

Повторение

Господство специальности над вещью и ло­гика как сущностное ядро западноевропей­ской философии как метафизики

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Отсутствие исконного логоса и пути подступа к нему

§ 4. Подготовка к слушанию «логоса»

a) О значении «логоса» как речи, слова и высказывания. Необходимость возобнов­ления вопроса об изначальном значении «Логоса»

b) Подход к услышанию «Логоса». Чуткое слушание «Логоса» как ввод в настоящее знание. Фрагмент 50. Вопрос об исход­ном согласии (óμολογία). Фрагменты 32 и 112

Повторение

1) λόγος как высказывание о сущем через идею (εΐδος) и категории в мета-физическом мышлении (Платон, Аристотель, Кант)

2) Возвращение через λόγος как высказыва­ние к до-метафизическому «Логосу». Фрагмент 50

§ 5. Три пути к ответу на вопрос: что есть Λόγος?

a) Первый путь: Λόγος как Одно и Всё. Под­ступ к «Логосу» как бытию через έν πάντα εΐναι из фрагмента 50

b) Второй путь: подступ к «Логосу» через исходное значение слова λέγειν. Λόγος как сбор и средоточение

Повторение

1) Расширенное повторное размышление о «логосе» в горизонте мета-физического учения об идеях, а также размышление о должном-быть-помысленным до-метафизическом существе «Логоса» как имено­вания бытия

c) Третий путь: подступ через λόγος, прису­щий ψυχή. Фрагмент 45. Вопрос об óμολογεΐν

Повторение

2) Повторное размышление о фрагментах 50 и 45. Λόγος как само себя возвещаю­щее и всё соединяющее Единое, а также исконное буквальное значение слов λόγος и λέγειν. Λόγος как исток наделяющего и в себе удерживающего со-средоточения

§ 6. Отсутствующее присутствие «Логоса» для человека и признак предметно не очерчен­ного (бес-крайнего) края исконного «Лого­са»

a) Созвучие фрагментов 50 и 45. Гомологи­ческое отношение «логоса» души к само­му «Логосу». óμολογεΐν как само-средоточение на исконном сосредоточении «Ло­госа» бытия

Повторение

1) Λόγος, присущий ψυχή, как средоточение на исконном все сохраняющем средоточении. Ложность психологических пред­ставлений. Фрагменты 45 и 50. Ссылки на фрагменты 101 и 116

2) Повторное размышление о созвучии 50 и 45 фрагментов. Вбирающее разверзание λόγος'а характерного для ψυχή, как отно­шение к сущему как таковому в целом. Отсутствующее присутствие «Логоса» для человека

b) Двоякое отношение человека к сущему и бытию: забытое, сокрытое присутствие бытия в повседневном использовании «логоса». Фрагмент 72. Ссылки на фраг­менты 16, 45, 50, 101, 43, 118, 30, 64

c) Кажущееся противоречие между «Лого­сом» как средоточением и как «обособ­ленным». Фрагмент 108. πάντων κεχωρισμένον как отличительное, должное-быть-помысленньм определение «Логоса» как έν πάντα и предметно не­-очерченный (бес-крайний) край «Логоса»

d) Λόγος как краевое присутствие, в котором и из которого всё присутствует и отсут­ствует, а также исконное различие меж­ду сущим и бытием

Повторение

3) Противоречивая двойственность в обращении-на и отвращении-от как отноше­ние человека к бытию и сущему. Разрыв в двоякости диптиха и соотносительное господство λόγοι. Фрагмент 72. Ссылки на фрагменты 50 и 108

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Возвращение в исконный край логики

§ 7. К разъяснению бытия, постигаемого в русле изначального мышления. Фрагменты 108, 41, 64, 78, 119, 16, 115, 50, 112

a) «Правящий совет» и слаженность (άρ­μονία) исконного сосредоточения. γνώμη и Λόγος как единящее единое в наделяю­щем своим советом присутствии исконно хранящего сосредоточения

b) Повторное размышление об óμολογεΐν, ха­рактерном для ψυχή, и самообогащение человеческого «логоса», понятое как само-сосредоточивающееся пребывание в присутствии исконного «Логоса»

c) Знание, истинное (несокрытое) и Λόγος. Раскрывающее средоточение сокрытого на несокрытости в истинном «логосе» как существо знания (σοφία). Требова­ние и призыв «Логоса»

§ 8. Человек, Λόγος, существо и истина бытия. Завершение истолкования 112 речения

a) Λόγος как έν πάντα: исконно сосредоточи­вающее присутствие. О тождестве «Ло­госа» и бытия. Человек как хранитель бытия; отношение бытия к человеку: предположение бытийного события

b) Обобщение указаний и отношений, в со­ответствии с которыми надо мыслить из­начально нераскрытое существо «Лого­са». Истина бытия и судьба метафизиче­ского мышления

Дополнение

Послесловие немецкого издателя

Примечание попечителя над наследственным имуществом

Послесловие переводчика

НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ

Летний семестр 1943 г.

Наши рекомендации