П. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ. Задание к зачету или экзамену

Задание к зачету или экзамену

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)

1. Понятие мировоззрения и его структура.

2. Особенности развития русской философии.

3. Характеристика основных компонентов мировоззрения.

4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии.

5. Типы мировоззрения.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

7. Мифология и мифологическое мировоззрение.

8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии.

9. Специфика религиозного мировоззрения.

10.Д.Юм и И.Кант о границах и возможностях человеческого познания.

11.Особенности философского мировоззрения.

12.Теория познания И.Канта.

13.Предмет философии и ее основные задачи.

14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт).

15.Структура и функции философии.

16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон).

17.Природа философского знания.

18.Особенности философии эпохи возрождения.

19.Философия и ее роль в обществе.

20.«Реализм» и «Номинализм».

21.Характеристика основных направлений в философии.

22.Философские взгляды Пьера Абеляра.

23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в

различных философских системах.

24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского.

25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26.Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27.Специфика философского знания, принцип целостности в философском объяснении мира.

28.Философские взгляды Аристотеля.

29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о развитии, социальная философия, история философии и др.

30.Философия Платона.

31 Творческие функции философии, взаимосвязь философии с естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием.

32.Жизнь и творчество Сократа.

33.Становление философии и основные этапы ее развития.

34.Философия Демокрита.

35.Категория бытия, ее смысл и специфика.

36.Особенности античной философии

37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и гуманитарных наук.

38. Философская концепция К. Маркса.

39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о структуре и законах движения материи.

40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

41.Всеобщие формы бытия материи.

42.Соотношение системы и метода философии Гегеля.

43.Характерные особенности концептуального, реального и

перцептуального подходов к пространству и времени.

44.Основные направления западноевропейской философии XIX - XX вв. 45.Решение проблемы соотношения материи и сознания различными

философскими направлениями.

46. Достоинства и недостатки марксистской философии.

47.Эмоционально – чувственная и познавательно-интеллектуальная

подсистема мировоззрения.

48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева.

49.Движение как способ существования материи, пространство и время

как формы бытия материи.

50.Функции мифа.

51.Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление,

память, воля, эмоции.

52. Природное и социальное в человеке.

53. Личность и общество.

54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения.

55. Структура философского знания. Философия и философские науки.

56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии.

57. Предмет и методы философии.

58. Особенности и основные школы античной философии.

59. Основные этапы развития средневековой философии. "Реализм" и "Номинализм"

60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/.

61. Индукция и дедукция как методы научного познания.

62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха.

63. Периодизация Отечественной философии.

64. Современные представления о материи и ее атрибутах.

65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли.

66. Основные уровни организации материи.

67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.

68. Единство материи и движения, основные формы движения.

69. Понятие закона. Общие и специфические законы.

70. Основные факторы становления и развития сознания.

71. Принципы, законы и категории диалектики.

72. Структура сознания, ее основные элементы.

73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

74. Источники и движущие силы развития общества.

75. Чувственные и рациональные формы познания.

76. Социальная структура общества.

77. Формационная концепция развития общества.

78. Структура общественно-экономической формации.

79. Формы научного познания.

80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.

Темы рефератов

1. Философия как наука: предмет, структура, функции.

2. Мировоззрение и его структура.

3. Философия как тип мировоззрения.

4. Ортодоксальная философия Древней Индии.

5. Философские основания буддизма.

6. Философские взгляды Конфуция.

7. Античная философия: основные школы и течения.

8. Философия Сократа.

9. Философские взгляды Платона. .

10. Философия Аристотеля.

11. Философия поздней античности.

12. Гуманизм философии Возрождения.

13. Философия воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно.

14. Учение Ф. Бэкона о познании.

15. Дуализм философии Р. Декарта.

16. Понятие субстанции в философии нового времени.

17. Проблема метода в философии нового времени.

18. Проблема человека в философии Просвещения.

19. Субъективно-идеалистическая философия нового времени.

20. Философия марксизма и современность.

21. Проблема метода в философии позитивизма.

22. Современный постпозитивизм.

23. Проблема свободы личности в иррациональной философии XIX века.

24. Философские воззрения Ф. Ницше.

25. Философия экзистенциализма о человеческом бытии.

26. Герменевтика как методология социально-культурных исследований.

27. Э. Фромм и его философская концепция.

28. Проблема соотношения веры и разума в современной религиозной философии.

29. Содержание категории бытия.

30. Современные философские концепции бытия.

31. Взаимосвязь основных форм бытия.

32. Развитие представлений о материи в истории философии.

33. Современная наука о строении и свойствах материи.

34. Категория «развитие» в философии.

35. Современные концепции развития.

36. Диалектика как учение о развитии.

37. Элементы диалектики.

38. Познание как вид духовной деятельности людей.

39. Философские концепции познания.

40. Познание как процесс отражения: история и современность.

41. Проблема истины в философии.

32. Диалектика абсолютной и относительной истины и ее учет в деятельности юриста (экономиста).

42. К вопросу о критериях истины.

43. Преодоление заблуждения в познании.

44. Роль интуиции в познавательной деятельности экономиста (юриста).

45. Понятие общества и его структура.

46. Сущность и содержание общественных отношений.

47. Общество как система, взаимосвязь его элементов.

48. Проблема детерминизма в общественном развитии.

49. Источники и движущие силы общественного развития.

50. Диалектика прогресса и регресса в развитии общества.

51. Понятие сфер общественной жизни и методология их выделения.

52. Взаимосвязь сфер общественной жизни.

53. Сущность и содержание экономической сферы общественной жизни.

54. Способ производства материальных благ и его структуры.

55. Духовная сфера общественной жизни: сущность, структура, функции.

56. Взаимосвязь форм общественного сознания.

57. Социальная сфера, ее место в жизни общества.

58. Политическая сфера общественной жизни: сущность, содержание.

59. Сущность и содержание антропосоциогенеза.

60. Проблема человека в различных философских системах.

61. Смысл жизни человека.

62. Проблема смерти и бессмертия человека.

63. Личность как социальное измерение человека.

64. Проблема соотношения личности и общества и ее решение в различных

философ­ских системах.

65. Личность и ее ценности.

66. Свобода и ответственность личности.

Контрольные тесты

Укажите правильный ответ и обоснуйте его:

1. Что такое философия?

а) итог всех существующих наук;

б) наука обо всем, что нас окружает;

в) учение о человеке в его отношении к миру;

г) наука о познании мира.

2. Является ли философия наукой?

а) да;

б) нет;

в) больше да, чем нет;

г) больше нет, чем да.

3. Чем отличается философия от специальных наук?

а) не имеет собственного предмета исследования;

б) высказывает абсолютные истины;

в) изучает человека в его отношении к миру и всеобщим законам бытия;

г) не делает собственных открытий.

4. Когда человек становится философом в повседневной жизни?

а) когда задумывается о прошлом и его уроках;

б) когда начинает думать о не понятном;

в) когда задумывается над вопросами бытия мира и своём месте в нем;

г) когда отвлекается от повседневных забот.

5. В чем состоит особенность, специфика философии?

а) рассматривает мир в целом;

б) выступает как стиль мышления и состояние души в ходе отвлечения от
повседневности;

в) рассматривает мир через отношение человека к нему, выделяет всеобщее в
бытии;

г) формулирует наиболее общие законы природы, общества и мышления.

6. Каково назначение философии?

а) давать человеку возможность задумываться о всеобщем;

б) вводить человека в состояние мыслительного блаженства;

в) определять стратегию мышления в решении практических проблем;

г) не думать ни о чем.

7. Как философия соотносится со специальными науками?

а) сливается с ними;

б) отрывается от них;

в) является для них наиболее общей теорией и методом;

г) никакого отношения к ним не имеет.

8. Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук, например, Демокрит высказал гипотезу об атомистическом строении мира, Ф. Энгельс высказал мысль о связи живой и неживой природы, В.И.Ленин заявил о неисчерпаемости электрона, как атома?

а) обладают даром предвидения;

б) знают тайны мышления;

в) из общих принципов и положений умеют делать конкретные выводы;

г) имеют гениальные способности.

9. Почему марксистская философия является высшим этапом развития философской мысли человечества?

а) так провозгласили те, кому это выгодно;

б) в силу недостатков старых философских учений;

в) она создавалась гениями из лучших достижений человеческой мысли и науки;

г) она такой была в прошлом, а теперь есть более высокие философские учения.

10. Почему основной вопрос философии имеет фундаментальное значение?

а) является самым широким вопросом в мире;

б) выступает исходной предпосылкой всех остальных вопросов в мире;

в) выделяет самое главное в мире;

г) никто не знает, как на него отвечать.

11. Что такое материализм?

а) учение о реальном существовании мира;

б) учение о материальности сознания;

в) учение о первичности материи;

г) учение о вещественном строении предметов.
12. Что такое идеализм?

а) учение о непознаваемости мира;

б) фантастическое отражение действительности;

в) учение о первичности сознания;

г) учение о реальном существовании идей.

13. Что общего и различного во всех философских течениях: материализме и идеализме, монизме и дуализме, учении о познаваемости мира и агностицизме, диалектике и метафизике?

14. В чем корни материализма?

а) в повседневных наблюдениях людей;

б) в постоянных контактах человека с реальными предметами;

в) в трудовой деятельности людей;

г) в стремлении человека опереться на что-то надежное.

15. В чем корни идеализма?

а) в желании людей иметь дело только с идеями;

б) в отделении умственного труда от физического;

в) в сложности и противоречивости процесса познания;

г) в разделении общества на противоположные классы.

16. В чем состоит опровержение агностицизма?

а) в догадливости людей;

б) в способности человеческого ума проникать в суть вещей, процессов;

в) в способности людей практически преобразовывать окружающий мир;

г) в способности людей предвидеть ход событий.

17. В чем состоит значение философии?

а) в созерцании мира;

б) в обобщении данных специальных наук;

в) в активном содействии преобразованию мира;

г) в выработке стиля мыслящих людей.

18. Почему от верной философской позиции зависит и правильная практическая линия поведения?

а) философия надежно ориентирует человека в мире;

б) философия дает обоснованные методы мышления;

в) философия дает направление человеческим мыслям и действиям;

г) философия предостерегает от ошибок на основе накопленного опыта людей.

19. В чем состоит коварство освоения философии?

а) создает иллюзию легкости познания мира;

б) создает впечатление о невозможности разобраться в окружающем;

в) оперирует обычными словами, знакомыми терминами, но вкладывает в них теоретический смысл, отличный от обыденного понимания;

г) уводит человека от практики повседневной жизни.

20. Почему необходимо поднимать уровень мышления человека с обыденного на теоретический?

а) легче мыслить;

б) уйти от обыденности и повседневности;

в) чтобы проникать в суть происходящего;

г) чтобы делать верные выводы из накопленного практического опыта.

21. В чем состоит методологическое значение философии?

а) она учит рассматривать мир упрощенно;

б) обеспечивает экономию мышления;

в) дает человеку лучшие методы познания и преобразования мира;

г) учит логике мышления и организованности действий.

22. В чем состоит воспитательная функция философии?

а) учит людей на примере жизни великих мыслителей;

б) дает теории воспитания подрастающего поколения;

в) дает людям лучшие нормы и правила поведения, лучшие принципы
морали;

г) провозглашает точный принцип: «Поступай так, чтобы твое поведение стало всеобщим законом" (И.Кант).

23. Как философия помогает человеку в разрешении социальных проблем?

а) дает готовые ответы на любые проблемы;

б) дает основное направление в осмыслении проблем;

в) дает методы мысленной обработки имеющейся информации;

г) дает общую ориентировку в мире.

П. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

1. Почему вокруг материи шли и продолжают идти философские споры?

2. Каков способ философского определения материи? Выберите правильный ответ:

а) подведение данного понятия под более широкое;

б) сопоставление с другим столь же широким понятием;

в) выведение из основного вопроса философии;

г) перечисление свойств.

3. В чем вы усматриваете сущность материи?

а) объективная реальность,

б) вещественность,

в) атомарность.

4.Материалъны ли:

а) свет и тень,

б) вещество и антивещество,

в) поле и вакуум,

г) энергия и информация,

д) общение и власть,

е) так называемые "первичные" качества вещей (протяженность, геометрическая форма, плотность и т.д.) и "вторичные", "чувственные" (цвет, запах, вкус)?

5.Можно ли сказать, что материя состоит из вещей или что вещи, состоят из материи?

6. Для каких философских направлений характерны следующие высказывания:

а) "существовать значит быть воспринимаемым";

б) "материя – есть постоянная возможность восприятия";

в) "материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях Богом"?

7. Выразите ваше отношение к утверждению: "Последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием... Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального, глубоко отличный от него мир электромагнитный" (Уемов Н.А.)

8. "В начале рассуждения о материи надо поместить определение ей: материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части" (М. В. Ломоносов)

Какому этапу в эволюции понятия материи соответствует этот взгляд?

9. Дайте оценку определения материи: " Материя не является косной субстанцией, как это обычно допускается. Сила притяжения или отталкивания необходимо связана с ее подлинным существом, и ни одна ее часть непроницаема для другой части. Поэтому я определяю материю как субстанцию, обладающую свойством протяженности и силой притяжения или отталкивания " (Д. Пристли).

10. Проанализируйте следующее высказывание: "Атомная энергия разоблачила пустоту материализма, и бедняги-коммунисты, верившие в материальность мира, утратили твердую почву под ногами. Если Бог захочет, он сможет превратить любое количество вещества на Земле в пылающую энергию, ибо все ядра атомов представляют собой твердую энергию, и поэтому материя может превращаться в огонь " (ФМароен).

11. Как вы относитесь к утверждению, что современная физика доказала уничтожимостъ материи, а предметом физики служит совокупность математических отношений? Аргументируйте свою точку зрения.

12. Дайте оценку следующему высказыванию: "Масса есть только форма энергии, и нет основания думать, что материя не может раствориться в других формах энергии. Не материя, а энергия является основоположной в физике" Рассел Б.).

13. Различаете ли вы понятия "материя", "реальность", "бытие"?

14. Достаточно ли просто продолжения физики для того, чтобы

получить метафизику?

15. Возможно ли существование:

а) материи без движения;

б) движения без материи?

Обоснуйте ответ.

16. Какая форма движения материи является главной в работе компьютера?

17.Означает ли несводимость высших форм движения к низшим недопустимость применения, например, физических методов про изучение химических объектов, химических методов — при изучении биологических объектов и т.д.?

18. Взаимосвязаны ли однонаправленность времени, причинно-следственная связь явлений и конечность скорости распространения физических взаимодействий?

19. Являются ли пространство и время особыми, самостоятельными физическими реальностями?

20. Как вы понимаете пространство:

а) система мест, занимаемых телами;

б) априорная форма созерцания;

в) форма бытия материи, выражающая протяженность и структурность материальных систем;

г) условие бытия материи.

21. Оцените следующие суждения:

а) пространство и время - способы, которыми мы воспринимаем вещи и упорядочиваем их "одна подле другой', "одна вслед за другой";

б) пространство и время - всеобщие формы бытия материи;

в) пространство и время - не простые формы бытия, а его коренные условия;

г) пространство и время - формы социального согласования опыта различных людей.

22.Можете ли вы обрисовать тот образ бесконечности, который сложится лично у вас? Что вам известно о том, как этот образ представляют:

а) современный физик,

б) философ,

в) математик?

23.В чем заключается единство мира? Выберите правильный ответ:

а) единство мира заключается в его бытии;

б) единство мира заключается в его материальности;

в) единство мира заключается в единстве сознания;

г) единство мира вносится в него объемлющей его единой мыслью;

д) мир как единое целое конструируется познающим сознанием.

24. Из чего вы выводите единство мира? Это:

а) возникновение из единой материальной элементарной первоосновы;

б) подчинение единым математическим законам и числам;

в) порождение вечных и неподвижных идей;

г) конструирование из материальных атомов;

д) единое творение бога.

Наши рекомендации