П. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ. Задание к зачету или экзамену
Задание к зачету или экзамену
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
1. Понятие мировоззрения и его структура.
2. Особенности развития русской философии.
3. Характеристика основных компонентов мировоззрения.
4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии.
5. Типы мировоззрения.
6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.
7. Мифология и мифологическое мировоззрение.
8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии.
9. Специфика религиозного мировоззрения.
10.Д.Юм и И.Кант о границах и возможностях человеческого познания.
11.Особенности философского мировоззрения.
12.Теория познания И.Канта.
13.Предмет философии и ее основные задачи.
14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт).
15.Структура и функции философии.
16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон).
17.Природа философского знания.
18.Особенности философии эпохи возрождения.
19.Философия и ее роль в обществе.
20.«Реализм» и «Номинализм».
21.Характеристика основных направлений в философии.
22.Философские взгляды Пьера Абеляра.
23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в
различных философских системах.
24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского.
25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26.Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27.Специфика философского знания, принцип целостности в философском объяснении мира.
28.Философские взгляды Аристотеля.
29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о развитии, социальная философия, история философии и др.
30.Философия Платона.
31 Творческие функции философии, взаимосвязь философии с естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием.
32.Жизнь и творчество Сократа.
33.Становление философии и основные этапы ее развития.
34.Философия Демокрита.
35.Категория бытия, ее смысл и специфика.
36.Особенности античной философии
37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и гуманитарных наук.
38. Философская концепция К. Маркса.
39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о структуре и законах движения материи.
40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.
41.Всеобщие формы бытия материи.
42.Соотношение системы и метода философии Гегеля.
43.Характерные особенности концептуального, реального и
перцептуального подходов к пространству и времени.
44.Основные направления западноевропейской философии XIX - XX вв. 45.Решение проблемы соотношения материи и сознания различными
философскими направлениями.
46. Достоинства и недостатки марксистской философии.
47.Эмоционально – чувственная и познавательно-интеллектуальная
подсистема мировоззрения.
48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева.
49.Движение как способ существования материи, пространство и время
как формы бытия материи.
50.Функции мифа.
51.Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление,
память, воля, эмоции.
52. Природное и социальное в человеке.
53. Личность и общество.
54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения.
55. Структура философского знания. Философия и философские науки.
56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии.
57. Предмет и методы философии.
58. Особенности и основные школы античной философии.
59. Основные этапы развития средневековой философии. "Реализм" и "Номинализм"
60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/.
61. Индукция и дедукция как методы научного познания.
62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха.
63. Периодизация Отечественной философии.
64. Современные представления о материи и ее атрибутах.
65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли.
66. Основные уровни организации материи.
67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.
68. Единство материи и движения, основные формы движения.
69. Понятие закона. Общие и специфические законы.
70. Основные факторы становления и развития сознания.
71. Принципы, законы и категории диалектики.
72. Структура сознания, ее основные элементы.
73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
74. Источники и движущие силы развития общества.
75. Чувственные и рациональные формы познания.
76. Социальная структура общества.
77. Формационная концепция развития общества.
78. Структура общественно-экономической формации.
79. Формы научного познания.
80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.
Темы рефератов
1. Философия как наука: предмет, структура, функции.
2. Мировоззрение и его структура.
3. Философия как тип мировоззрения.
4. Ортодоксальная философия Древней Индии.
5. Философские основания буддизма.
6. Философские взгляды Конфуция.
7. Античная философия: основные школы и течения.
8. Философия Сократа.
9. Философские взгляды Платона. .
10. Философия Аристотеля.
11. Философия поздней античности.
12. Гуманизм философии Возрождения.
13. Философия воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно.
14. Учение Ф. Бэкона о познании.
15. Дуализм философии Р. Декарта.
16. Понятие субстанции в философии нового времени.
17. Проблема метода в философии нового времени.
18. Проблема человека в философии Просвещения.
19. Субъективно-идеалистическая философия нового времени.
20. Философия марксизма и современность.
21. Проблема метода в философии позитивизма.
22. Современный постпозитивизм.
23. Проблема свободы личности в иррациональной философии XIX века.
24. Философские воззрения Ф. Ницше.
25. Философия экзистенциализма о человеческом бытии.
26. Герменевтика как методология социально-культурных исследований.
27. Э. Фромм и его философская концепция.
28. Проблема соотношения веры и разума в современной религиозной философии.
29. Содержание категории бытия.
30. Современные философские концепции бытия.
31. Взаимосвязь основных форм бытия.
32. Развитие представлений о материи в истории философии.
33. Современная наука о строении и свойствах материи.
34. Категория «развитие» в философии.
35. Современные концепции развития.
36. Диалектика как учение о развитии.
37. Элементы диалектики.
38. Познание как вид духовной деятельности людей.
39. Философские концепции познания.
40. Познание как процесс отражения: история и современность.
41. Проблема истины в философии.
32. Диалектика абсолютной и относительной истины и ее учет в деятельности юриста (экономиста).
42. К вопросу о критериях истины.
43. Преодоление заблуждения в познании.
44. Роль интуиции в познавательной деятельности экономиста (юриста).
45. Понятие общества и его структура.
46. Сущность и содержание общественных отношений.
47. Общество как система, взаимосвязь его элементов.
48. Проблема детерминизма в общественном развитии.
49. Источники и движущие силы общественного развития.
50. Диалектика прогресса и регресса в развитии общества.
51. Понятие сфер общественной жизни и методология их выделения.
52. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
53. Сущность и содержание экономической сферы общественной жизни.
54. Способ производства материальных благ и его структуры.
55. Духовная сфера общественной жизни: сущность, структура, функции.
56. Взаимосвязь форм общественного сознания.
57. Социальная сфера, ее место в жизни общества.
58. Политическая сфера общественной жизни: сущность, содержание.
59. Сущность и содержание антропосоциогенеза.
60. Проблема человека в различных философских системах.
61. Смысл жизни человека.
62. Проблема смерти и бессмертия человека.
63. Личность как социальное измерение человека.
64. Проблема соотношения личности и общества и ее решение в различных
философских системах.
65. Личность и ее ценности.
66. Свобода и ответственность личности.
Контрольные тесты
Укажите правильный ответ и обоснуйте его:
1. Что такое философия?
а) итог всех существующих наук;
б) наука обо всем, что нас окружает;
в) учение о человеке в его отношении к миру;
г) наука о познании мира.
2. Является ли философия наукой?
а) да;
б) нет;
в) больше да, чем нет;
г) больше нет, чем да.
3. Чем отличается философия от специальных наук?
а) не имеет собственного предмета исследования;
б) высказывает абсолютные истины;
в) изучает человека в его отношении к миру и всеобщим законам бытия;
г) не делает собственных открытий.
4. Когда человек становится философом в повседневной жизни?
а) когда задумывается о прошлом и его уроках;
б) когда начинает думать о не понятном;
в) когда задумывается над вопросами бытия мира и своём месте в нем;
г) когда отвлекается от повседневных забот.
5. В чем состоит особенность, специфика философии?
а) рассматривает мир в целом;
б) выступает как стиль мышления и состояние души в ходе отвлечения от
повседневности;
в) рассматривает мир через отношение человека к нему, выделяет всеобщее в
бытии;
г) формулирует наиболее общие законы природы, общества и мышления.
6. Каково назначение философии?
а) давать человеку возможность задумываться о всеобщем;
б) вводить человека в состояние мыслительного блаженства;
в) определять стратегию мышления в решении практических проблем;
г) не думать ни о чем.
7. Как философия соотносится со специальными науками?
а) сливается с ними;
б) отрывается от них;
в) является для них наиболее общей теорией и методом;
г) никакого отношения к ним не имеет.
8. Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук, например, Демокрит высказал гипотезу об атомистическом строении мира, Ф. Энгельс высказал мысль о связи живой и неживой природы, В.И.Ленин заявил о неисчерпаемости электрона, как атома?
а) обладают даром предвидения;
б) знают тайны мышления;
в) из общих принципов и положений умеют делать конкретные выводы;
г) имеют гениальные способности.
9. Почему марксистская философия является высшим этапом развития философской мысли человечества?
а) так провозгласили те, кому это выгодно;
б) в силу недостатков старых философских учений;
в) она создавалась гениями из лучших достижений человеческой мысли и науки;
г) она такой была в прошлом, а теперь есть более высокие философские учения.
10. Почему основной вопрос философии имеет фундаментальное значение?
а) является самым широким вопросом в мире;
б) выступает исходной предпосылкой всех остальных вопросов в мире;
в) выделяет самое главное в мире;
г) никто не знает, как на него отвечать.
11. Что такое материализм?
а) учение о реальном существовании мира;
б) учение о материальности сознания;
в) учение о первичности материи;
г) учение о вещественном строении предметов.
12. Что такое идеализм?
а) учение о непознаваемости мира;
б) фантастическое отражение действительности;
в) учение о первичности сознания;
г) учение о реальном существовании идей.
13. Что общего и различного во всех философских течениях: материализме и идеализме, монизме и дуализме, учении о познаваемости мира и агностицизме, диалектике и метафизике?
14. В чем корни материализма?
а) в повседневных наблюдениях людей;
б) в постоянных контактах человека с реальными предметами;
в) в трудовой деятельности людей;
г) в стремлении человека опереться на что-то надежное.
15. В чем корни идеализма?
а) в желании людей иметь дело только с идеями;
б) в отделении умственного труда от физического;
в) в сложности и противоречивости процесса познания;
г) в разделении общества на противоположные классы.
16. В чем состоит опровержение агностицизма?
а) в догадливости людей;
б) в способности человеческого ума проникать в суть вещей, процессов;
в) в способности людей практически преобразовывать окружающий мир;
г) в способности людей предвидеть ход событий.
17. В чем состоит значение философии?
а) в созерцании мира;
б) в обобщении данных специальных наук;
в) в активном содействии преобразованию мира;
г) в выработке стиля мыслящих людей.
18. Почему от верной философской позиции зависит и правильная практическая линия поведения?
а) философия надежно ориентирует человека в мире;
б) философия дает обоснованные методы мышления;
в) философия дает направление человеческим мыслям и действиям;
г) философия предостерегает от ошибок на основе накопленного опыта людей.
19. В чем состоит коварство освоения философии?
а) создает иллюзию легкости познания мира;
б) создает впечатление о невозможности разобраться в окружающем;
в) оперирует обычными словами, знакомыми терминами, но вкладывает в них теоретический смысл, отличный от обыденного понимания;
г) уводит человека от практики повседневной жизни.
20. Почему необходимо поднимать уровень мышления человека с обыденного на теоретический?
а) легче мыслить;
б) уйти от обыденности и повседневности;
в) чтобы проникать в суть происходящего;
г) чтобы делать верные выводы из накопленного практического опыта.
21. В чем состоит методологическое значение философии?
а) она учит рассматривать мир упрощенно;
б) обеспечивает экономию мышления;
в) дает человеку лучшие методы познания и преобразования мира;
г) учит логике мышления и организованности действий.
22. В чем состоит воспитательная функция философии?
а) учит людей на примере жизни великих мыслителей;
б) дает теории воспитания подрастающего поколения;
в) дает людям лучшие нормы и правила поведения, лучшие принципы
морали;
г) провозглашает точный принцип: «Поступай так, чтобы твое поведение стало всеобщим законом" (И.Кант).
23. Как философия помогает человеку в разрешении социальных проблем?
а) дает готовые ответы на любые проблемы;
б) дает основное направление в осмыслении проблем;
в) дает методы мысленной обработки имеющейся информации;
г) дает общую ориентировку в мире.
П. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ
1. Почему вокруг материи шли и продолжают идти философские споры?
2. Каков способ философского определения материи? Выберите правильный ответ:
а) подведение данного понятия под более широкое;
б) сопоставление с другим столь же широким понятием;
в) выведение из основного вопроса философии;
г) перечисление свойств.
3. В чем вы усматриваете сущность материи?
а) объективная реальность,
б) вещественность,
в) атомарность.
4.Материалъны ли:
а) свет и тень,
б) вещество и антивещество,
в) поле и вакуум,
г) энергия и информация,
д) общение и власть,
е) так называемые "первичные" качества вещей (протяженность, геометрическая форма, плотность и т.д.) и "вторичные", "чувственные" (цвет, запах, вкус)?
5.Можно ли сказать, что материя состоит из вещей или что вещи, состоят из материи?
6. Для каких философских направлений характерны следующие высказывания:
а) "существовать значит быть воспринимаемым";
б) "материя – есть постоянная возможность восприятия";
в) "материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях Богом"?
7. Выразите ваше отношение к утверждению: "Последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием... Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального, глубоко отличный от него мир электромагнитный" (Уемов Н.А.)
8. "В начале рассуждения о материи надо поместить определение ей: материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части" (М. В. Ломоносов)
Какому этапу в эволюции понятия материи соответствует этот взгляд?
9. Дайте оценку определения материи: " Материя не является косной субстанцией, как это обычно допускается. Сила притяжения или отталкивания необходимо связана с ее подлинным существом, и ни одна ее часть непроницаема для другой части. Поэтому я определяю материю как субстанцию, обладающую свойством протяженности и силой притяжения или отталкивания " (Д. Пристли).
10. Проанализируйте следующее высказывание: "Атомная энергия разоблачила пустоту материализма, и бедняги-коммунисты, верившие в материальность мира, утратили твердую почву под ногами. Если Бог захочет, он сможет превратить любое количество вещества на Земле в пылающую энергию, ибо все ядра атомов представляют собой твердую энергию, и поэтому материя может превращаться в огонь " (ФМароен).
11. Как вы относитесь к утверждению, что современная физика доказала уничтожимостъ материи, а предметом физики служит совокупность математических отношений? Аргументируйте свою точку зрения.
12. Дайте оценку следующему высказыванию: "Масса есть только форма энергии, и нет основания думать, что материя не может раствориться в других формах энергии. Не материя, а энергия является основоположной в физике" Рассел Б.).
13. Различаете ли вы понятия "материя", "реальность", "бытие"?
14. Достаточно ли просто продолжения физики для того, чтобы
получить метафизику?
15. Возможно ли существование:
а) материи без движения;
б) движения без материи?
Обоснуйте ответ.
16. Какая форма движения материи является главной в работе компьютера?
17.Означает ли несводимость высших форм движения к низшим недопустимость применения, например, физических методов про изучение химических объектов, химических методов — при изучении биологических объектов и т.д.?
18. Взаимосвязаны ли однонаправленность времени, причинно-следственная связь явлений и конечность скорости распространения физических взаимодействий?
19. Являются ли пространство и время особыми, самостоятельными физическими реальностями?
20. Как вы понимаете пространство:
а) система мест, занимаемых телами;
б) априорная форма созерцания;
в) форма бытия материи, выражающая протяженность и структурность материальных систем;
г) условие бытия материи.
21. Оцените следующие суждения:
а) пространство и время - способы, которыми мы воспринимаем вещи и упорядочиваем их "одна подле другой', "одна вслед за другой";
б) пространство и время - всеобщие формы бытия материи;
в) пространство и время - не простые формы бытия, а его коренные условия;
г) пространство и время - формы социального согласования опыта различных людей.
22.Можете ли вы обрисовать тот образ бесконечности, который сложится лично у вас? Что вам известно о том, как этот образ представляют:
а) современный физик,
б) философ,
в) математик?
23.В чем заключается единство мира? Выберите правильный ответ:
а) единство мира заключается в его бытии;
б) единство мира заключается в его материальности;
в) единство мира заключается в единстве сознания;
г) единство мира вносится в него объемлющей его единой мыслью;
д) мир как единое целое конструируется познающим сознанием.
24. Из чего вы выводите единство мира? Это:
а) возникновение из единой материальной элементарной первоосновы;
б) подчинение единым математическим законам и числам;
в) порождение вечных и неподвижных идей;
г) конструирование из материальных атомов;
д) единое творение бога.