Типовые контрольные задания или иные материалы
Типовые контрольные вопросы для устных опросов на семинарских занятиях
(на примере семинарского занятия по разделу 1 «Философия, ее предмет и место в культуре»)
1. Какие факторы определили возникновение философии?
2. В чем специфика философского знания?
3. Чем философские проблемы отличаются от общенаучных и частнонаучных проблем?
4. Что понимается под «основным вопросом философии»?
5. Что является предметом философии?
6. Каковы предметные аспекты философского знания? Какие проблемы рассматриваются в разделах философии?
7. Какие разделы философии образуют основу любой философской концепции?
8. Какие мировоззренческие функции выполняет философия?
9. Какие методологические функции выполняет философия?
10. Почему философия изучается в рамках естественнонаучного (и физического в частности) образования?
11. Что такое мировоззрение? Какие элементы образуют его структуру?
12. Какие уровни и типы мировоззрения выделяется?
13. В чем отличие философского (научного) мировоззрения от мировоззрения мифологического и религиозного?
14. Возможно ли «универсальное» (внеисторическое и внекультурное) мировоззрение?
15. Какие вопросы или ситуации приводят к осознанию необходимости философской рефлексии?
За устный ответ на семинарском занятии начисляется до 3 баллов по следующим критериям:
· точный и полный ответ на вопрос темы с использованием дополнительной литературы с приведением примеров; точный и полный ответ на вопрос темы по основной литературе и конспектам лекций с приведением примеров – 3 балла;
· неполный ответ на вопрос темы, требующий незначительного дополнения либо без приведения примеров – 2 балла;
· частичный ответ на вопрос, требующий дальнейшего рассмотрения вопроса; дополнение к ответу, приведение примера, в том числе, к ответу другого студента – 1 балл.
Типовые вопросы для самостоятельной подготовки (с проверкой конспекта) (на примере вопросов по теме 3.1. «Основные категории онтологии» раздела 3 «Онтология»):
1. Геометрические модели пространства (модели Эвклида, Лобачевского, Римана).
2. Физические основания космологии. Основные современные космологические концепции.
Для самостоятельного изучения и конспектирования по теме каждого занятия по разделу дисциплины выделяется два вопроса.
За конспект материала по одному вопросу для самостоятельного изучения начисляется до 1 балла по следующим критериям:
· точный, последовательный и полный конспект с привлечением дополнительной литературы; точный последовательный и полный конспект с использованием основной литературы – 1 балл;
· точный и полный конспект с долей прямого воспроизведения литературы не более 35%, неполный (но не менее 65% содержания вопроса) конспект с использованием основной и дополнительной литературы; неполный (но не менее 75% содержания вопроса) конспект с использованием основной литературы – 0,5 балла;
· неполный (менее 65% содержания вопроса) конспект; конспект с долей прямого воспроизведения литературы более 35% ‑ 0,1 балла;
· в остальных случаях баллы не начисляются.
Примерный перечень вопросов для устного экзамена по дисциплине
1. Предмет философии и основные аспекты философского знания. Функции философии.
2. Мировоззрение: определение, структура, уровни и типы.
3. Основные подходы к определению сущности философии и концепции происхождения философии.
4. Основные философские учения Древней Индии.
5. Основные философские школы Древнего Китая.
6. Проблема первоосновы мира в античной философии: Милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит, Демокрит.
7. Проблема человека в античной философии: софисты, Сократ, сократические школы.
8. Классическая античная философия: Платон и Аристотель.
9. Особенности и периодизация средневековой философии.
10. Проблема универсалий в средневековой схоластике.
11. Особенности и основные направления философии эпохи Возрождения.
12. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и сенсуализм.
13. Проблема метода в философии Нового времени: рационализм.
14. Теория познания и этика Канта: основные понятия и принципы.
15. Система и метод в учении Гегеля.
16. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
17. Философская концепция К. Маркса.
18. Сциентистские теории в современной философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм.
19. Антисциентистские теории в современной философии: европейский иррационализм.
20. Проблема метода в современной западной философии: феноменология и герменевтика.
21. Экзистенциализм: этапы развития и основные понятия.
22. Особенности и основные направления русской философии конца Х1Х – начала ХХ вв.
23. Основные категории онтологии: бытие, небытие, ничто. Уровни и формы бытия. Основные концепции бытия.
24. Материя как субстанция: атрибуты, свойства, структурные уровни и формы существования.
25. Понятия закона и закономерности. Виды законов. Детерминизм и индетерминизм.
26. Проблема развития в философии: основные подходы.
27. Структура сознания. Сознание, самосознание и рефлексия. Основные концепции сознания.
28. Познание как предмет философского анализа. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.
29. Проблема истины в философии. Основные концепции истины. Критерии истины.
30. Особенности, основные принципы, генезис и структура научного знания. Формы и методы научного познания.
31. Научные революции и типы научной рациональности.
32. Философские концепции науки.
33. Онтологические, логико-гносеологические и аксиологические проблемы науки.
34. Техника: специфика, закономерности и основные проблемы развития.
35. Сущность человека как философская проблема: соотношение биологической и социальной составляющих.
36. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Проблема личностной уникальности. Свобода и ответственность личности.
37. Ценности: природа и принципы классификации. Познавательные ценности: специфика и историческая эволюция.
38. Общество как система: признаки системности и структура. Основные теоретические модели общества.
39. Сферы бытия общества.
40. Типы социальной динамики. Концепции социального развития и типологии исторического процесса.
41. Культура и цивилизация: формы и функции.
42. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
43. Глобальные проблемы: причины возникновения и основные признаки.
44. Перспективы современной цивилизации: сценарии будущего.
Ответ на устном экзамене по дисциплине оценивается по следующим критериям:
· от 81 до 100 баллов – полный и точный ответ на оба вопроса;
· от 61 до 80 баллов ‑ полный и точный ответ на один из вопросов, неполный (требующий незначительного дополнения) ответ на второй вопрос;
· от 41 до 60 баллов ‑ неполные (требующие значительного дополнения) ответы на оба вопроса; полный ответ на один из вопросов, неполный ответ на второй вопрос;
· до 41 балла ‑ отсутствует ответ на один из вопросов, неполные ответы на оба вопроса;
· в случае если отсутствуют ответы на оба вопроса, баллы не начисляются.