М.к. мамардашвили: онтология сознания

По Мамардашвили сознание не только тождественно бытию, оно для человека и есть способбыть, возможность существовать через трансцен-дирование и рефлексию. Бытие, - считает Мераб Константинович, - откры-вается человеку, когда он попадает в добро, любовь, совесть, красоту, честь, достоинство и т.д. Эти метафизические элементы самодостаточны, они ни от чего не зависят, они причина самих себя, то есть, они бытийственны, а человек может в них попасть и быть– только через усилие.

Для этого надо совершить феноменологический сдвиг, т.е. понять, что внешний мир это наше знание, а не мир сам по себе и перейти от содержания к существованию. Суть сдвига в переходе от знания к пониманию. Физические воздействия даны человеку через его понимание. О мире мы знаем из своего сознания, других источников нет. Например, ребенок наблюдал любовную сцену родителей. У него нет знаний об этом мистическом для него явлении. Но он как-то это понял, и это понимание впредь будет определять его взгляд на эти вещи.

Поэтому понимание существовательнаясторона знания, то есть элемент этого мира. Понять – значит найти свое место в мире и «быть повсюду дома» как утверждал М. Хайдеггер. Нет знаний вообще, они всегда кем-то поняты; именно в понимании возникает отношение к бытию. То есть понимание – это онтологический акт. Вырываясь из стереотипов, чужих мыслей и знаний я нахожу свое место в мире. Только через усилие я существую, бытийствую, попадаю в бытие.

Понимание рождается не усилием воли. Вначале было слово, потом усилие, потом понимание. Вначале нужно попасть в определенную структуру, которая является условием понимания. Тогда мы и прикасаемся к миру рождений, утверждает Мамардашвили. В природе нет оснований для метафизического и ничто, созданное человеческим усилием, не длится: ни совесть, ни добро, ни закон, ни любовь. Все это должно каждый раз созда- ваться заново. В этом и заключается онтология сознания.

Истины существуют как живые и поэтому они часть бытия. Бытие есть их постоянное становление. Это постоянное держание себя в режиме рождения человеческого и есть бытие сознания или другими словами: жизнь сознания в его непрерывном усилии и есть бытие.

Выявляя основания сознательного опыта, рассматривая сознание как бытие, Мамардашвили раскрывает его основные характеристики.

Очевидность – если оно есть, оно очевидно.

Ясность – сознание это свет бытия. Быть в сознании, значит быть в бытии, так как бытие и сознание тождественны. Сознание это не само понимание чего-то, а понимание самого понимания. Человек в сознании не тогда, когда он умножает, а тогда, когда он понимает, что умножает.

Символичность – мир дан сознанию не непосредственно, а через символы, которые пробуждают сознание. Символы не указывают на предмет. Они пробуждают сознание, делая его работу осмысленной. Они вносят смысл в представления о мире. Можно выделить как минимум четыре группы символов:

Предметы – например, «яблоко Ньютона», «ворона на снегу» (Сурикова), «квадрат» Малевича и др.

Символы культуры – мифы, архетипы и др. Они ставят человека в опыт понимания.

Символы стихий – вода, земля, огонь, воздух.

Категориальные символы –понятия и категории. Они напрямую обеспечивают понимание смысла.

Дальнейшее углубление в понимании феномена сознания возможно на основе выявления его функций и структуры, анализа роли языка и общения в его возникновении, анализа связи его основных феноменов.

Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Назовем главные функции сознания.

Познавательная -заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности.

Аккумулятивная -суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.

Аксиологическая - заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.

Целенаправленности -одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности. Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями.

Творческая -эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты».

Коммуникативная -сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане.

Регулятивная -человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей.

Рассмотрим соотношение некоторых структурных элементов сознания.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

Прежде всего, необходимо отметить, что сознание связано с психикой. Психика – целостность всех психических процессов. Она есть высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика более сложное образование, чем сознание. Она включает сознание и бессознательное. В свою очередь, сознание реализуется в памяти, мышлении, знании, эмоциях, воле, внимании, и самосознании. К бессознательному относят – инстинкты, представленные как совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются, вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного можно выделить интуицию (механизм получения знания без осознания путей, условий и механизмов, путем непосредственного усмотрения истины) и автоматизмы (сложные действия человека, которые первично появляются под контролем сознания, но, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных). Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяе-мости. Современная наука оперирует понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного, к которому относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция - это механизм непосредственного постижения сущности предмета, свойства или явления. Но интуицию не следует рассматривать как волшебное средство постижения истины, как чудо. Следует предположить, что бессознательные механизмы мышления, так же как и осознаваемые, на основе индивидуального и коллективного опыта в процессе анализа конкретной ситуации, предмета или явления могут давать знание, результат, который неожиданно для человека появляется в верхних осознаваемых слоях психики. Тогда как сам механизм остается неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия человека, которые первично появлялись под контролем сознания, но в результате многократных повторений или длительной тренировки приобретают характер бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузка на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет творческие возможности человека.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и другие формы. Известные представители иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуарт Гартман (Германия, Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают ведущим началом человеческой психики сознание, которое, формируя бессознательное, способно его контролировать и определять общую стратегию поведения человека.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы «отражения» неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения сознания. Воспроизведем еще раз слова Маркса по конкретному случаю. «На духе с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание». Только будучи выражено в языке, совместно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. То есть, материальное явление выполняет функцию знака в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации.

Язык возник из потребности общения в процессе совместной трудовой деятельности. Жесты обеспечивали общение лишь в пределах видимости, поэтому возникла потребность в звуковой системе знаков. Языковые знаки, слова выполняют двойную функцию: выступают средством общения и орудием мышления. Они являются не только условными знаками предметов и процессов, также фиксируют наши мысли об этих предметах.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание позволяет человеку целостно оценить самого себя, свой моральный облик, собственные знания, мысли, интересы, идеалы, мотивы поведения, действия и т.д. Оно является важнейшим условием самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией, как способности сознания делать предметом своего осмысления само сознание, его основные категориальные формы. Поэтому рефлексию можно оценить как деятельность самосознания.

Способность человека осуществлять самоконтроль формируется не сразу. Самосознание наряду с мировоззрением, характером, интересами, навыками формируется в процессе жизни. Под воздействием социальной среды человек формирует способность контролировать свои действия и отвечать за свои поступки. Эта способность в значительной степени зависит от того какие социальные ценности культивируются в данной среде и какие требования предъявляются к индивиду. И главным среди них является умение контролировать свои действия и нести ответственность за свои поступки.

СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Под интеллектом обычно понимают общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, умозаключения. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знания интеллекта и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и память, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешиваются с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Большой запас знаний указывает на определенные способности, но существует определенная независимость способности к обучению и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта способствует работа над созданием искусственного интеллекта в рамках информатики. Здесь ставится задача разработки методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютерной техники отдельных функций творческой деятельности человека, а также решение проблем представления знания в них и построения баз данных, создание экспертных систем, разработку так называемых интеллектуальных роботов. Исследования в этом направлении ведутся во многих странах.

К началу 21 века ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные системы. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Но на вопрос «О возможности замены человеческого разума электронным, искусственным разумом?» ученые не могут дать поло-жительный ответ.

Конечно, с точки зрения технических возможностей не следует устанавливать пределы усовершенствования электронных устройств, копирующих умственные способности человека. Но, тем не менее, аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, которые происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления – формально-логический. В то время как реальное мышление человека – это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру, функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными и

эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей и процессов действительности. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем на уровень сущности вещей, не данный человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком. Поскольку содержанием мышления является информация об объектах действительности, эта информация должна каким-то образом фиксироваться, храниться и передаваться в процессе коммуникации. Язык, как особая знаковая система, материализует, точнее, представляет в материальной форме, наши мысли и поэтому выступает необходимым средством связи мышления с действительностью.

Мышление по своей природе рационально и существенно отличается от чувственного восприятия действительности.

Оно носит опосредованный характер, то есть оперирует не чувственными образами, а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный характер в отличие от чувственных образов, отражающих единичные свойства вещей.

Оно отражает внутренние существенные признаки в отличие от внешних, несущественных, представленных в чувственной форме. В чувственном образе объект представлен в виде «картинки», описания, тогда как мышление, выявляя сущность объекта, объясняет его.

Мышление обладает способностью к абстрагированию, то есть способностью выделять отдельные стороны, признаки предметов и превращать их в самостоятельный предмет осмысления. Именно благодаря этой способности, мышление выделяет существенные признаки предметов и образует понятия о них или их свойствах и отношениях.

Мышление имеет творчески-преобразующий, активный характер. Эта способность реализуется в формировании целей и идеальном планировании средств и способов их достижения.

Таким образом, мышление есть опосредованное, абстрактное, неразрывно с вязанное с языком, обобщенное, творчески активное, целенаправленное «отражение» действительности.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле этого слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в общности, отличается от сознания отдельного человека, направленного на решение его личных проблем, на организацию его индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание – это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом. То есть, сознание общества есть многообразный процесс, поддерживаемый активностью сознания отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные отдельными людьми в то или иное время, устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, общие теории, в которых обобщаются различные стороны общественно й жизни и упорядочиваются знания о природе.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность «отражения» действительности, зависящая от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, экологическое и др. Во всех формах сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой не просто отражение действительности, т.е. не просто ее специфическое удвоение, а еще и реорганизацию действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже не просто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов фольклора и художественной литературы). Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека. А имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более больших групп людей, социально-исторических общностей (класс, нация, государство, человечество). Но здесь, конечно, надо всегда помнить, что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое, является исключительным качеством личного, индивидуального бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой группы людей. В каждой культуре создается символика, так или иначе, заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радость и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением субъективности. Однако, несмотря на все эти проявления субъективности, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики общества в целом, является, поэтому, вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность и имеющим право говорить от ее имени.

Вопросы для самопроверки по теме «Сознание»

1. В чем заключается проблема сознания в философии?

2. Почему сознание не может стать объектом теории?

3. Как Декарт ставил проблему сознания?

4. Каковы основные идеи учения Декарта о сознании?

5. Что Декарт называл врожденными идеями?

6. Какой смысл Декарт, вкладывал в тезис: Cogito ergo sum

(Мыслю – следовательно, существую)?

7. Как подходил к проблеме сознания Гегель?

8. Что Гегель рассматривал в качестве сознания?

9. Какова роль Абсолютной идеи в мироздании по Гегелю?

10. Какие принципы анализа сознания заложены в марксизме?

11. Что является объективным основанием разграничения явлений

сознания и материальных явлений?

12. Почему нельзя отождествлять понятия «материя» и «сознание»?

13. В чем роль понятия «отражение» и принципа развития в объяснении

естественного происхождения сознания?

14. Как понимается отражение и его основные характеристики?

15. Как понимается идеальность в марксизме?

16. В чем заключается предметность сознания и что является объектив-

ным основанием ее формирования?

17. Каков механизм формирования идеальности в трудовом процессе?

18. В чем принципиальное отличие механизма опережающего отражения

в человеческом обществе и в животном мире?

19. В чем заключается общественный характер сознания?

20. В чем особенность феноменологического подхода к сознанию?

21. Что собой представляет сознание с точки зрения Гуссерля?

22. Как представлена онтология сознания в философии Мамардашвили?

23. Какие функции сознания выделяются в современной философии?

24. Как соотносятся в современной философии понятия: сознание и

психика, сознание и бессознательное, сознание и язык, сознание и

самосознание, сознание и интеллект, сознание мышление.

25. В чем заключается проблема общественного сознания?

Проблемные вопросы и творческие (практические) задания

1. Р. Декарт определял врожденные идеи как способность такого сущего, основанием которого является мышление. Что это значит?

2.Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

3.Поясните: чем отличается отражение от простого взаимодействия или изменения?

4. Что, на ваш взгляд, являетсяносителем идеального образа?

5. Можно ли мыслить без помощи языка?

6. Мыслят ли животные?

7. Правомерно ли отождествлять духовную деятельность с сознанием?

8. Общественное и индивидуальное сознание: что первично?

9. Как вы понимаете замечание Ленина о том, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его?

10. Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека?

11. Какие аспекты человеческого интеллекта нельзя формализовать?

12. Как мыслят слепоглухонемые?

13. Как вы определите соотношение в человеке сознания, души и духа?

14. Проанализируйте соотношение понятий: архетип и менталитет?

15. Поясните: в каком смысле сознание есть бытие, одна из форм его проявления?

16. Ряд философов утверждают, что существует, независимый как от материальной реальности, так и от индивидуального сознания идеальный «Третий мир». Поясните, как он относится к обеим реальностям и какую роль играет в способности человека мыслить о мире?

Темы докладов (рефератов)

1. Проблема происхождения сознания.

2. Культурноисторическая обусловленность сознания.

3. Категория отражения в свете принципов изоморфного и гомоморфного соответствия

4. Соотношение отражения и информации. Атрибутивная и структурно-функциональная концепции информации.

5. Категория «отражение» и синергетика.

6. Сознание и мозг: физикалистская, бихевиоральная и функционалистская концепции в современной философии и науке.

7. Сущность дуалистического интеракционизма в трудах нейрофизиологов

Ч. Шеррингтона, У. Пенфилда, Дж. Экклза и Э. Полтона.

8. Проблема генезиса сознания в антропосоциогенезе.

9. Сознание - целостная органическая система таких компонентов как знание, внимание, эмоции, чувства, настроение, аффект, воля, самосознание.

10. Открытие межполушарной церебральной ассиметрии Р. Сперри.

11. Основные функции сознания: творчески-конструктивная, регулятивно-управленческая, прогностическая, коммуникативная и др.

12. Основные свойства сознания: субъектность, предметность, идеальность, интенциональность, рефлективность, объективируемость.

13. Проблема идеального в философии Э. Ильенкова и Д. Дубровского.

14. Сознание, язык, труд, общение.

15. Естественные и искусственные языки как средство общения и носители информации.

16. Психоанализ З. Фрейда и социальный психоанализ неофрейдизма.

17. Трёхуровневое строение психики в классическом психоанализе З.Фрейда.

18. Бессознательное и художественная культура: творчество и сублимация.

19. Универсальные символы сознания в теории К. Г. Юнга.

20. Понятие коллективного бессознательного в теории К. Г. Юнга.

21. Проблема классификации форм общественного сознания.

22. Сущность социализации в онтогенезе.

23. Дуализм Р. Декарта и проблема сознания.

24. Рациональный смысл учения Г. Гегеля о Мировом духе.

25. Методологические проблемы учения К. Маркса о сознании.

26. Понимание сознания в трансцендентальном идеализме И. Канта.

27. Сознание как предмет феноменологии Э. Гуссерля.

28. Сознание в вульгарном материализме и гилозоизме.

Основная учебная литература по теме «Сознание»

1. Гуревич П.С. Философия: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2012. Серия: Бакалавр. Базовый курс.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: учебник. - М.: Эксмо, 2009. (Образовательный стандарт XXI).

3. Канке В.А. Философия для экономистов: учебник. - М.: Издательство

«Омега-Л», 2011.

4. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

5. Стрельник О.Н. Основы философии. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.

7. Философия: учебник/ (В.Д. Губин и др.); под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидо-риной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

8. Философия: учебник/под ред. А.Ф.Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Академический проект; Культура, 2008.

9. Философия для бакалавров: учебное пособие / под ред. В.И.Пржиленского. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013.

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, ТК Велби, 2003.

2. Арлычев А.Н. Сознание: Информационно-деятельностный подход. – Едиториал УРСС, КОМКНИГА, 2005.

3. Арнова Е.А., Моросанова В.И. Самосознание и саморегуляция поведения.- Ин-т психологии РАН, 2007.

4. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории: 17- начало20 вв. – Едиториал УРСС, 2004.

5. Бергсон А. Творческая эволюция, Материя и память. – Харвест, 1999.

6. Бескова И.А. Эволюция и сознание: Новый взгляд. – М.: Индрик, 2002.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь: Сборник. – АСТ. Москва. Хранитель, 2008.

8. Грачев Г.Д. Воображение и мышление. – М.: Вузовская книга, 2006.

9. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: Трансатлантический диалог. – Изд-во Кравчука К.Г. Аст Изд-во Трансперсональной психологии, 2004.

10. Губин В.Д. Бытие сознания. - М., 2007.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, личность. – М.: Смысл Академия, 2005.

12. Мамардашвили М.К. Философские чтения: Введение в философию; Эстетика мышления; Картезианские размышления, - М., 2002.

13. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии. – М.: Академический проект, 2003.

14. Моллон Ф. Бессознательное. – М.: Проспект, 2002.

15. Рачков П.А. Общественное сознание: Курс лекций. Теис, 2002.

16. Серл Дж. Открывая сознание заново – М.: Идея-Пресс, 2002.

17. Терегулов Ф.Ш. Материя и сознание. – М.: Нар. образование, 2002.

18. Философский словарь/ Авторы-составители: Подопригора С.Я., Подопри-гора А.С. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2013.

19. Фром Э. Душа человека. – М.: АСТ Транзиткнига, 2004.

20. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. – М.: Академический проект, 2007.

Дополнительная литература прошлых лет

1.Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). - М., 1969.

2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. соч. Т.1. - М., 1992. Гл. 2.

3. Бертран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии. 1993. №12.

4. Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.

5. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. – М., 1989.

6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

7. Витгенштейн Л. Философские исследования //Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. – М., 1994.

8. Гегель. Феноменология духа. – Спб.: Наука, 1992.

9. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание: Сознание в предмете философии культуры. – Самара: Изд-во Самарский университет, 1996.

10. Голенков С. И. Учебное пособие по курсу лекций. Часть 1. Самара, 2000.

11. Грязнев А.Ф. Язык и деятельность. – М., 1991.

12. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2. Исследование 1. Выражение и значение // Логос. Философско-литературный журнал. 1997. №10.

13. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

14. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

15. Декарт Р.Замечания на некую программу//Декарт Р.Сочинения: В 2т. Т. 1.

16. Декарт Р. Размышления о первой философии. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М. Мысль, 1994.

17. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983.

18. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного //Вопросы философии. 1991. №10.

19. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.

20. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6-7.

21. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. Разд. З.

22. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М., 1974. Очерк 8.

23. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994.

24. Конев В.А. Семинарские беседы по "Картезианским размышлениям" М.К. Мамардашвили. Самара, 1996.

25. Коул – М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М., 1977.

26. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М., 1995.

27. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.–М., 1994.

28. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

29. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18.

30. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Мамардашви-ли М.К. Как я понимаю философию. - М., 1992.

31. Мамардвшвили М.К. К вопросу о материалистической схеме анализа сознания: По работам Маркса//Социальная природа сознания. М., 1973. Вып.1.

32. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Мамарда-швили М. Необходимость себя. - М., 1996.

33. Мамардашвили М.К. О сознании // Мамардашвили М. Необходимость себя.- М.,1996.

34. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1992.

35. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М., 1993.

36. Мамардашвили М.К. О психоанализе // Мамардашвили М.К. Необходи-мость себя. - М., 1996.

37. Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному еgo) // Встреча с Декартом. - М., 1996.

38. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Соч.: в 9 т. Т.2.

39. Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т.3.

40. Михайлов Ф.Т. Преемственность в развитии сознания // Природа. 1986. №5.

41. Михайлов В.Т. Сознание и самосознание//Философские науки 1990.№ 6.

42. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

43. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос: Философско-литературный журнал. 1992. № 3.

44. Молчанов В.И. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологи-ческой философии // Логос: Философско-литературный журнал. 1999. № 20.

45. Налимов В.В. Спонтанность сознания. – М., 1989.

46. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. – М., 1995.

47. Очерки феноменологической философии. Учеб. пособие. СП-б., 1997.

48. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.

49. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

50. Сенокосов Ю.П. Что такое сознание// Вопросы философии. 1986. № 2.

51. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Я и Оно: Труды разных лет. В 2-х кн. Кн. 1. Тбилиси. 1991.

52. Фрейд. З. Психология бессознательного. Сб. произведений. (Краткий словарь психологических терминов).- М., 1989.

53. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1989.

54. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.

55. Хайдеггер М. Путь к языку //Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

56. Шерток Л. Соссюр Р. де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. (С глоссарием). М., 1991.

57. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т.20.

58. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М. 1995. Глава 2. О происхождении идей. Глава 3. Об ассоциации идей.

59. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Пси-хология бессознательного. М., 1994.

60. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

61. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.

Наши рекомендации