Философский рационализм сократа
В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений -нар.собрания и суда, игравшего б. роль в борьбе партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит, и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.
Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.
СОКРАТ. Афинянин (4б9-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.
Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.
Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.
Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, "ирония".
В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями.
7. Философия Платона – философия объективного идеализма.
Платон - ученик Сократа, основатель объективного идеализма. Идеализм Платона – это рациональная система, до него идеализм был индивидуальным. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а материальный мир - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен.
Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.
Душа по Платону бестелесна и существует вечно и не возникает одновременно с телом. Тело однозначно подчиняется ей. Она состоит из 3 иерархически упорядоченных частей:
1) высшая – это разум; 2) воля и благородные желания; 3) влечение и чувствование. В зависимости от того, что преобладает, человек направлен либо на высокое, либо на дурное.
Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. Платон считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе .
Характеризуя бытие как вечное, неизменное, познавал лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Чтобы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию. Выше всех идея красоты и добра. Её познания являются вершиной действительного познания.
Идеальное государство возникает как общество социальных групп: правители (у них преобладает разум – это философы), стратеги (преобладает воля – это воины), производители (земледельцы и ремесленники - у них влечения должны быть управляемыми и умеренными). Трем сословиям соответствует 3 основные добродетели: соответственно мудрость, храбрость и умеренность. 4 добродетель – справедливость – появляется, когда каждое сословие выполняет свою задачу..
Философия Аристотеля.
Аристотеля интересовали вопросы: «чем должна заниматься Ф?» и «имеет ли она право на существование?» По его мнению, предметом Ф не должна быть природа, а что-то сверхприродное, сверхчувствительное, сущность, которая шире, чем природа. Ф может иметь право на существование только при наличии сверхчувствительного начала, вечного и неподвижного. На вопрос о сущности нематериальной, самостоятельной сущности Аристотель дает положительный ответ. Этими первосущностями должна заниматься первофилософия (метафизика), которая является божественной наукой. Аристотель первым дает определение материи – то, с чего созданы все вещи и во что в результате они разрушаются. Первая часть учения Аристотеля посвящается критике мира идей его учении Платона. Он считает, что они бесполезны для познания, т.к. в них нет ничего нового, что есть в вещах. Рассматривая одни и те же идеи в разных отношениях, в одном случае они могут быть более общими, в другом – менее. Мир чувственно воспринимаемых идей является реальным миром, а не тенью мира идей Платона. Материя не может быть сущностью. Она есть необработанный материал, не имеющий формы, который сводится к первоматериям: вода, воздух, земля, огонь. Первоматерия, которая может получить любую форму, неподвижна и непознаваема, а оформленные виды материи – познаваемы. Аристотель считал, что материя вечна. Любая вещь вторична по отношению к материи и форме. Материя есть возможность получить форму. Выделяя в качестве основы единичные вещи, их формы как сущности, Аристотель должен ответить на вопрос – «кто является источником этих форм, общих понятий?» Таким источником является Бог-философ, основным видом деятельности которого является мышление. Он есть мышление о мышлении, он неподвижен и не имеет частей. Заслуга Аристотеля состоит в том, что, пытаясь раскрыть содержание общих понятий (форм), он опирается на логическое доказательство, а не на мировую душу, подчеркивая, что все с мире логично.
Все живое обладает душой. 3 вида души: 1) растительная, способная к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная – живая, обладающая способностью воспринимать формы с помощью ощущений 3) разумная - присуща Ч, способная познавать и думать.
Как и Платон, Аристотель занимается проблемами общества и государства. Он согласен с Платоном, что в обществе должны сотрудничать философы, торговцы и ремесленники, конечным продуктом деятельности которых является справедливость. Порядок в обществе зависит от формы правления. Только правильные формы правления способствуют снятию противоречий. К таким Аристотель относит: монархия (власть благородного, божественного происхождения); аристократия (власть благородная). Наилучшей формой правления является полития (сочетает в себе знатность, благородство, богатство и право). Неправильными формами правления по Аристотелю являются: тирания, олигархия, демократия. Худшим правлением Аристотель считал охлократию – все граждане пользуются правами, но не выполняют своих обязательств.