Роль философии в системе духовной культуры общества
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.
Принято выделять:
*Мировоззренческую заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
*Методологическую заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
*Мыслительно-теоретическую выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
*Гносеологическую одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
*Критическую подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
*Аксиологическую- заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
*Социальную– объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
*Воспитательно-гуманитарную- состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
*Прогностическую - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Что же такое наш мир в целом, имеет ли он какой-либо смысл или разумную цель? У науки нет ответа. Решение лежит в области философии.
Также значение философии в духовной жизни человека и общества заключается в её функциях. Философия дает ответ на вопросы: что есть сущее и что есть должное? Как от должного перейти к сущему? И потому она выступает как основа стратегического программирования жизнедеятельности человека, формирования идеалов и жизненных планов личности, ее убеждений в системе интеллекта, чувств и характера.
7. Становление древнегреческой философии. Основные философские школы и течения 6-5 вв. до н.э.Ф.зародилась в странах Древнего Востока-Индии,Китае. Начало европ.фил.-в Древней Греции.Развивалась в тесной связи с зачатками знаний о природе. Ф.одновременно и естествоиспыт.Хотели объяснить происхож.Земли,Солнца,звезд,животных,чел-ка.Стремились понять сущность природы, мира в целом,космоса.Первых фил.называли "физиками" (греч.-природа). Главный вопрос др.греч.ф. -о первоначале мира. В этом смысле ф.перекликается с мифологией.Но миф. решает вопрос по принципу -кто родил сущее, фил-фы ищут субстанциальное начало-из чего все произошло.Родонач-к-Фалес (+ основоположник Милетской школы). На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы. Разбил год на 365дн, 12 месяцев. Считал первоосновой мира воду (тк это очищение, она никем не создана). Все многообразие рассматривал как проявление единого,вечного начала -воды. Вещи возникают из воды, вновь превращаются в воду. Самой 1й философской школой Др. Греции принято считать Милетскую (7в.до н.э.)
Пифагор основал собственную философскую школу (пифагорийцы). Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.
Крупный ф. -Гераклит Эфесский.Произведение- "О природе".-Мир не создан никем из Богов, никем из людей, был/есть/будет вечно живым огнём. В космосе существует «логос»=космическая закономерность. Мудрость в том, чтобы познать логос. «Все в мире постоянно меняется», «Дважды нельзя войти в одну реку». Все процессы в мире-через борьбу противоположностей. В основе нашего познания лежат данные органов чувств. Проблема соотношения м/д чуственным и рацион. познанием. Крупный шаг в развитии ф. -Элейская школа Парменида (основатель),Зенона,Ксенофана. В школе элеатов было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие неподвижно лежит в пределах оков величайших. Проблема чувственного восприятия и разума. Ф.элеатов-этап на пути рационализациизнания, освобождения мышления от метафорических образов. Элеаты перешли в истолковании субстанции от конкретных природных стихий -воды, воздуха ,огня к бытию как таковому. Центр.понятие-бытие."Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо)".Бытия не может быть ни чуточки больше, ни чуточки меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства. Все заполнено бытием, которое бесконечно во времени, оно шарообразно.Ксенофан-"вечное,несотворенное и не уничтожаемое начало называет Богом".Бог-субстанция мира. Бог тождественен космосу.Элеаты были мудрецами.Они разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. КЛАСС. ПЕРИОД (460-370 ГГ. ДО Н. Э.)Д.-материалист, считал, что мир состоит из атомов. Атомы вечны и никем не созданы. Атомы движутся в пустоте, пустота однородна. Число атомов в мире бесконечно, они отличаются друг от друга: по форме, величине, порядку, положению. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления образуются вещи и миры. Проблема движения. Существует бытие – это наличие атомов, а небытие-пустота, пространство, следовательно возможно движение.
Другая школа-софисты (Протагор). Соф-ты- мудрецы, изобретатели. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий. Сократ( оппонент софистов, ученик) -человек единственное бытие.Человек только в себе самом может найти истину. Протагор-Человек есть мера всех вещей существующих, что они сущ., и что они не сущ.Начиная с софистов и Сократа , ф-фы впервые формулируют основной мировоззр. опрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. 1) Что первично? сознание или материя. 2 направления: материализм(филос. направление, согласно котор. первичное-матер. мир) и идеализм (объективный-вне зависимости от нашего сознания и субъективный-берется индивид. духовность) 2) Познаваем ли мир? нет (агностики-отриц. знаний); да.
Основополаг.способность человека по С.- разум, мышление. Именно разум способен дать высшее , общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде.Человек должен затратить усилия, чтобы приобрести его. Метод Сократа - моевтика (повивальное искусство))-помочь собеседнику самому придти к истине. Платон и Аристотель систематизировали др.греч.ф-ю, подводят итог класс.периоду.
Первые элементы филофософского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера, Геродота. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.
Ионийская философия.
Ионийская школа — мысль о единстве всего сущего, о происхождении всех вещей из некоторого единого первоначала, которое понималось при этом как та или иная вещественная стихия (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита) или как «беспредельное», из которого выделились основные противоположности тёплого и холодного (апейрон Анаксимандра). Ионийская школа, стихийно-материалистическое направление древнегреческой философии, возникшее и развившееся в ионийских колониях Греции в 6—4 вв. до н. э. Зародилась в г. Милет; её представители — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (милетская школа),Гераклит Эфесский. Ионийская школа принято противопоставлять пифагорейской, элейской и аттической школам. Одна из основных идей, впервые выдвинутых философами Ионийская школа, — мысль о единстве всего сущего, о происхождении всех вещей из некоторого единого первоначала, которое понималось при этом как та или иная вещественная стихия (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита) или как «беспредельное», из которого выделились основные противоположности тёплого и холодного (апейрон Анаксимандра).