Человек и окружающая среда
Понятие природы. Представления о природе в истории философии
Природа - это интуитивно ясное и в то же время трудно определяемое в силу его многозначности понятие. В предельно широком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как "бытие", "универсум", "реальность", "Вселенная", "космос", поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
В современной культуре наряду с понятием "природа" используется категория "образ природы" (в естествознании ее аналогом выступает понятие - "картина природы", обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке).
Философское осмысление отношений человека с природной средой имеет довольно давнюю традицию, что нашло отражение в названиях учений о природе. Древнегреческих мыслителей, осуществлявших поиск субстанциональных оснований природы (фюсис) и изучение естественных свойств вещей, называли фисиологами, а их учение - фисиологией.
У Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. Более того, появление термина "натурфилософия" связывают со школой стоиков и ее позднеримским представителем Сенекой, разделившим философию на три части: нравственную (вносит порядок в душу), естественную (исследует природу вещей) и ту, что посвящена человеческому разуму (испытывает свойства слов, их расположение, виды доказательств).
Взаимоотношения человека и природы
Во взаимодействии человека с природой выделяют три неравновеликих этапа: этап ручного производства с применением естественных источников энергии, этап машинного производства с применением искусственных источников энергии и этап автоматизированного производства с применением искусственных способов получения и использования информации. Экологические кризисы начались с момента возникновения человеческой цивилизации и усиливались по мере возникновения и усиления мощи государств, развития промышленности и науки. В настоящее время существуют четыре группы концепций взаимодействия человека, природы и общества: природоохранная концепция, концепция технократического оптимизма, концепция экологического алармизма и концепция паритета между природой и обществом. Все концепции имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Большую роль в природоохранной политике сыграли исследования Римского клуба и особенно серия докладов супругов Медоуз. Ими даны три сценария развития природной среды, каждый из которых заканчивается кризисной ситуацией, за которой может последовать катастрофическое развитие событий. В настоящее время все большее внимание привлекает концепция паритета между природой и обществом, которая иногда именуется «устойчивым развитием», хотя было бы правильнее назвать ее гармоничным развитием.