Билет 28. Тональная орг. Музыки
Классический вид тональности (признаки):
1) центром является консонированное трезвучие;
2) ладовая основа – мажор/минор;
3) структура лада на трех функциях T,S,Д.
4) смена гармонии внутри тональности на основе тяготения к тонике.
5) крупные формы строются на основе модуляционной технике.
Тональность в музыке XX века
В музыке XX века тональность становится:
1. Диссонантной
2. В новой тональности ослаблено тяготение к тонике (от устоя к неустою)
3. Значительно изменен вид тоники. Устоем может быть отдельный звук (центральный тон , устой , полюс, к которому стремится звуковой поток, Стравинский- мелодическое образование
Тональность- иерархическая централизованная системафункционально дифференцированных высотных связей (ладотональность)
Тональность-в узком значении система функц. Дифференц.высотных связей, централизованных на основе консонирующего трезвучия(гармоническая тон-ть 17.в.)
Формообразующ функц-ии:обеспечиваетединство формы, служит средством развития матерьяла.
Признаки классич. Тональ-и.:центр- консонирующ трезвуч, ладооснова- dur иmoll,структурабазируется на основе 3х функций- T,S,D, смена гармонии подчиняется логике тяготения в тонику. В тонально орг. Музыке пр-е написано в однойтональности. Тональная структура- план последования тональностей в пр-ии0 определяет динамику развития, соотношение (подчинение частей, форму целого). В тональных планах отображаются обьективные закономерности, присущие различным историческим периодам, творчеству композиторов, школ. Неродственные тональности в близком соседстве способствуют контрастированию, нарушают единство (даже если употребляются через цезуру, или модуляцию). Постепенная модуляция в отдалённую тональность сглаживает появлениеновой темы, а внезапная- подчёркивает новизну, усиливая контраст. Роль тональных планов крупных произведений требует знания стиля и способностей ладотанального мышления композитора, в которых отразились признаки школы (эпохи)
20век:Усложнение средств гармонии привело к появлениюновых модификаций тональностей, исп доп средств (метроритм), что привело к приданию устойчивости диссанансам. Диссонансовые устои- центральные элементы. Производные лады (от разновидностей классического маж и мин.) менее централизованные, т.к. тоники производных ладов обычно обладают свойствами преемственности, т.е. сохраняется значение основной функции. Появление производных ладов связано со свойствами тоникальности отдельных неустойчивых созвучий при сохранении звуковогог состава основного лада при дополнительной альтерации. Доминантовые лады мажорные. Тоника часто представлена диссонансом. Доминанта обладает тоникальностью (сохраняет более или менее отчётливую функциональность). Альтерационные- доминантовые лады, проявляющие явную тенденцию к самомтоятельности. Ключевые знаки не зависят от основного лада. Произвольные лады (доминантовые и медиантовые) образования с меньшей и своеобразной красочностью внутренних гармонических отношений. Прочность тоники требует дополнительных метроритмических средств или многократных повторений. Меньшая централизованность и колорит определяют место в форме. Чаще применяется в гармоническом варьировании, в развивающих частях формы, реже в экспозициях. Возникают своеобразные лады (ум. И ув.), опора в которых- диссонанс, которому подчинено консонантное, иногда диссонантное окружение.
Показатели, характеризующие музыку 20 века: тональность децентрализована- нет стремления в тонику, диссонантная тональность, преобразуется вид Т. В качестве тональности может выступить 1 тон, любая вертикаль, некоторое мелодическое построение.