Видоизменения Эго
Рассматривая эго, мы обнаруживаем, что имеют место три различных линии его раскрытия в зависимости от преобладания в нем саттвы, раджаса или тамаса.
При доминировании раджаса эго раскрывается в пяти активных аспектах: вак (речь), паньи (руки), пада (ноги), пайю (орган выделения) и упастха (орган воспроизведения). При доминировании саттвы эго раскрывается в пяти познавательных аспектах: слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. При доминировании тамаса эго представлено как бхутади и порождает пять танматр, которые в свою очередь при преобладании опять-таки тамаса развиваются в частицы пяти грубых элементов (стихий): земля, вода, свет/тепло, воздух и эфир.
Итак, ясно, что когда Я начинает осознавать себя как объект, имеют место быть три стороны этого процесса: [47] (1) эго становится объектом для самого себя, (2) эго разворачивает себя как субъект на себя как объект, и в этот момент в нем может произойти некая перемена, (3) есть аспект самосознания, когда эго воспринимает себя как объект и происходит соединение его как субъекта с собой как объектом в едином свете самосознания. Фаза, в которой Я служит всего лишь объектом для себя самого, есть фаза единения с пракрити, далее развивающаяся в направлении материальности (через преобладание инертного тамаса в бхутади) в танматры и затем в пять грубых элементов, называемые грахья, или воспринимаемое.
Саттвическая сторона эго – самосознание, которое развивается от недифференцированности к дифференцированности, специфичности и модификации в пять познавательных аспектов (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние) – синхронизируется с эволюцией пракрити в танматрическом направлении. Эти пять аспектов в индивидуальном порядке дают бесконечное многообразие восприятий в нашей сознательной жизни. Раджасическая сторона эго – воля – развивается в пять активных аспектов, соответствующих пяти вышеупомянутым активным органам.
Другая спецификация эго в качестве манаса служит непосредственным инструментом коммуникации Я с пятью познавательными и пятью активными органами. Воспринимаемое есть просто ощущения, которые идут от органов чувств и передаются, обобщаются и формируются манасом в представления (концепты). В «Бхашье» об этом говорится как о сарвартхе, в «Карике» как об убхайятмакам мана санкальпакам.
Хотя эволюционные элементы (или видоизменения) аханкары (эго) формируются в силу преобладания саттвы, раджаса или тамаса, раджас при этом всегда остается сахакари, то есть несущей, базовой компонентой всего многообразия комбинаций гун. Раджас остается главным принципом, он питает интеллект энергией, требующейся для его сознательной деятельности. Локачарья утверждает:
Тамасическое эго, развивающееся в направлении материального мира, и саттвическое эго, развивающееся в 11 чувств – оба нуждаются [48] в помощи раджасического эго, обеспечивающего их развитие. (* 5. (…санскрит…))
А Варавара в своих комментариях пишет следующее:
Подобно тому как побег нуждается в воде, служащей фактической причиной его роста, так и раджасическое эго (аханкара) служит фактической причиной (сахакари) трансформаций саттвического и тамасического эго в их производные. Способ работы этой фактической причины описывается так: «Раджас – движитель». Раджасическое эго подвигает саттвическую компоненту к производству чувств. Тамасическая часть, производящая грубую и тонкую материю, также движима раджасом, агентом всякого движения. Поэтому раджасическое эго называется общей причиной движения саттвического и тамасического эго. (* 6. (…санскрит…))
Вачаспати же добавляет:
Раджасу нечего делать с самим собой, но поскольку саттва и тамас (способные к видоизменениям) бездеятельны, раджас, пребывая вместе с ними, побуждает их обоих к генерации следствий. (* 7. (…санскрит…))
Другие наименования саттвического, тамасического и раджасического аспектов эго как причины этих видоизменений таковы: вайкарика, бхутади и тайджаса соответственно. Можно сказать, что махат, будучи источником вайкарика, бхутади и тайджаса, имеет три аспекта. Варавара Муни пишет в этой связи:
Изначальная пракрити составлена из трех гун, которые порождают все вещи. Махат и эго, произведенные ими, также состоят из трех гун. (* 8. (…санскрит…)) [49]