Ii. физиологические основы воли
I. ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ.
Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действиясовершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действияпредполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
“Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков” (В. И. Селиванов).
Но “большая воля - это не только пожелать и добиться, но умение заставить себя отказатьсяот чего - то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ”. (А. С. Макаренко)
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Специфическая черта воли - способность целенаправленного планомерного воздействияна окружающую действительность и себя самого. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.
2. СВЯЗЬ С МЫШЛЕНИЕМ. Сознательная постановка целей, планирование своих действий, преодоление препятствий на пути к их достижению. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЯМИ. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Воля и психические процессы.
Воля - регулирующая сторона сознания, одна из его структурных единиц.
Мышление -целенаправленный, произвольный (наличие цели).
Внимание, память - установка, воображение (произвольность) - (наличие цели).
Воля и характер.
Слабоволие и слабохарактерность - тождественные понятия.
Воля, будучи тесно связана со всеми психическими процессами, организует психическую деятельность человека, направляет его действия.
II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛИ.
Работы Сеченова - Павлова. Произвольные движения имеют условно - рефлекторный характер.
Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже выработанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в течение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменяется либо практическая деятельность, либо предварительная программа.
Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.
Волевая деятельность связана с определенной уравновешенностью процессов возбуждения-торможения.
Ослабление процесса возбуждения понижает волевую активность человека, приводит к апатии (меланхолии).
Ослабление процесса торможения понижает возможности саморегулирования, сдержанности (холерик) - аффективность в поведении.
В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных движений и действий человека.
ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - целая система различных участков коры. Работы Бернштейна, Орбели, Анохина, Лурия.
Нарушения при травме:
· человек не ощущает собственного движения;
· не чувствует разницу, когда берет в руки карандаш или иголку;
· ориентировка в пространстве (справа - слева).
· более сложное (разрушение условного рефлекса) - у машинистки, музыканта.
· нарушение почерка - двигательные персеверации (циклические повторения, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия).
ОСОБАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛОБНЫМ ДОЛЯМ.
Таким образом - ФО- различные участки коры больших полушарий, условно-рефлекторная дуга, лобные доли.
III. Теории воли.
Воля, как и вся психика, является функцией мозга, обусловлена закономерностями ВНД; строго детерминирована.
Существуют теории воли - из философии: индетерминизм, механический детерминизм, собственно детерминизм. Это философская концепция по вопросу о месте и роли причинности человеческого поведения - свобода воли.
а) ИНДЕТЕРМИНИЗМ - в природе и обществе нет объективных закономерностей, человек может произвольно изменять действительность. Воля как бы первична, не сводима ни к чему другому, она есть начало и конечный принцип существующего.
Теория “свободы воли” - уходит корнями в древнее учение о душе.
Немецкий философ Шопенгауэр (1788 - 1860) в своем труде “Мир как воля и представление” писал: "Сущность мира - это воля: все существующее представляет собой продукт воли". Он сторонник врожденности воли.
Отсюда исходит бредовая идея “сверхчеловека” Ницше – лежала в основе идеологии фашизма.
б) МЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (безответственность поведения) - отрицает всякую свободу воли. Фатальная причинная обусловленность всякого поступка, действия человека (фатом - судьба, рок; фатальный - навсегда заданный, предопределенный роком, судьбой).
В историческом плане механический детерминизм был учением прогрессивным, т. к. направлен против идеализма.
Но - приходит к признанию первопричины: бога, высшего существа.
Корни этой теории - древняя мифология - представление о господстве рока над людьми, вера в свою судьбу, суеверия, предрассудки.
17 - 18 в. - развитие механики. Идеал для всякой научной схемы - наличие некого часового механизма. Но если есть часы, необходим и часовщик (первопричина, высшее существо, бог).
Человек - как безвольная игрушка природы (бога), однажды заведенная и не способная изменить предначертанный ход событий.
Сторонники данной теории утверждали, что НИКАКОЙ СВОБОДОЙ ВОЛИ человек не обладает, а значит он не отвечает за свое поведение => безответственность поведения.
в) СОБСТВЕННО ДЕТЕРМИНИЗМ.Теория Маркса - Энгельса - Ленина. Положения диалектического материализма о свободе и необходимости, о детерминированности воли и, вместе с тем, ее свободе.
Свобода воли - по Энгельсу - это “не что иное как способность принимать решения со знанием дела, как основанное на познании необходимости господства над нами самими и над внешней природой”, воля является необходимым продуктом исторического развития.
УРОВНИ СВОБОДЫ:
1) Свобода “от”. 2) Свобода “для”. 3) Свобода “во имя”.
1) Свобода “от” –примитивное, упрощенное понимание свободы от всевозможных обязанностей, деятельности и т.п. Таким образом человек делает все, что ему хочется, не взирая на социальные и общечеловеческие законы и правила.
2) Свобода “для” –общения,самосовершенствования,творчества.
3) Свобода “во имя” –блага всего человечества, высших идеалов: мир на земле, ликвидация голода, защита детей и стариков, защита животного мира.
Но рассмотрим само понятие свобода.
1) СВОБОДА- ЭТО НАЛИЧИЕ ВЫБОРА.
Многие боятся свободы, те, кто привыкли жить в условиях несвободы.
2) СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
За свободу платим ответственностью. Свободный выбор - ответ за последствия.
Но в реальности у многих существует и СТРАХ СВОБОДЫ. В условиях свободы нужны соответствующие психологические качества.
ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ - умение вести дискуссию (а не спорить), т.е. УМЕНИЕ УБЕДИТЬ. Как только человек ощущает себя бессильным (доказать, убедить ...) - он становится агрессивным.
Неумение сделать выбор - топтание на месте - приводит к неврозу.
СТИМУЛ ЛИЧНОЙ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ - если не я, то кто же.
Чувство ЗАВИСТИ – тоже несвобода от своих меркантильных желаний и интересов. Здесь срабатывает "закон бумеранга" – желая плохого другому - человек “съедает” собственное здоровье.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.
Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Но - принцип детерминизма не означает признания неизбежности любого действия, любого поступка. (“Так получилось” - классическое выражение).
Личность действует по принципу не свобода “ОТ”, а свобода “ДЛЯ”, "ВО ИМЯ".
СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ “НЕОБХОДИМОСТЬ”. СВОБОДЕН тот, кто поступает на основании всестороннего учета обстановки, под влиянием нравственных мотивов поведения, но ОТВЕТСТВЕНЕН за свои поступки.