Проблема познания в философии

План

1. Проблема познания мира в истории философии: агностицизм, рационализм, сенсуальлизм, эмпиризм, иррационализм.

2. Идеалистическая и материалистическая гносеология. Достижения диалектико-материалистической гносеологии.

3. Диалектико-материалистический принцип отражения. Субъект и объект познания. Активность и современная проблема субъекта познания.

4. Диалектический характер познания: уровни и формы. Взаимодействие чувственного и рационального познания и их синтез (интуиция).

5. Медицинский диагноз как специфическое конкретное проявление диалектики процесса познания. Методологическая культура медика.

Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия. Тайна познания всегда волновала ум человека. Как человек познает окружающий мир? Существуют ли границы познавательных способностей человека и каковы они? Все эти вопросы и составляют предмет гносеология.

Гносеология (от греч. gnosis – знание, logos - учение) – раздел философии (теория познания) в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знаний к реальности. Исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его вероятности, истинности. Иногда этот раздел философии именуют «эпистемология» (от древнегреч. «эпистема» - знание, наука, «логос» - учение), но чаще под эпистемологией понимают исследование только научного знания.

Познание – это специфический вид духовной деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире, а также на получение и производство знаний. Таким образом познание – это процесс знания – результат этого процесса. Знание – это информация о мире, которая существует в форме определенной субъективной реальности, идеальный образ действительности. Проблема познания в философии имеет свою историю. Большинство философских школ и течений придерживаются точки зрения принципа, что человек может правильно, достоверно познать мир таким, каким он является. Однако, существует и противоположная точка зрения, которая отрицает возможность познания или ограничивает его. Эта точка зрения (принцип) называется агностицизм (от греч «а» - не, gnosis - знание). Крупнейшими представителями этого направления были английский философ Д. Юм и немецкий философ И. Кант. По мнению Д. Юма, нам не дано войти за пределы собственного сознания, поэтому вопрос о познании внешнего мира неправомерен. И. Кант считает, что в процессе познания, мы имеем дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной. Непознаваемую сущность И. Кант обозначил термином «вещь в себе». Современные агностики также считают, что невозможно выйти за пределы собственного сознания. Они доказывают, что существуют принципиально неразрешимые для науки проблемы о первопричине мира, сущности сознания, происхождения человека.

Рационализм – философская система, которая ставит в свою основу разум (от лат. racio - разум). Рационалисты считают, что органы чувств дают только поверхностные и иллюзорные знания, а в сущность вещей может проникнуть только мысль (разум): тем самым абсолютизируют роли мышления в познании. Яркий представитель данного направления Р. Декарт. Он считал, что только разум может достичь достоверности во всех областях знаний, если будет руководствоваться истинным методом. В качестве такого метода, он предложил – рационалистический. Другим представителем рационализации был немецкий философ И. Кант. Он исследовал: чувственность, рассудок и разум; выделил формальную и трансцензистальную логику. Г. Ф. Гегель – разработал диалектическую логику (т.е. логику разума).

Сенсуализм – (от лат. sensus – чувства, ощущения) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Сенсуалисты утверждают, что только ощущения связывают нас с внешним миром и в них формируется основания, а мышление только классифицирует полученную информацию, не додовая ничего нового. Представители данного направления: Дж. Локк, который считал, что «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Ф. Бэкон, ДЖ Локк, Т. Гоббс. Ф. Бэкон различает 3 основные пути сознания:

1. «Путь паука» - получение истины из сознания.

2. «Путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без обобщения.

3. «Путь пчелы» - объединения обоих путей, способностей – опыта и рассудка, т. е. чувственного и рационального.

Приоритетом Ф. Бэкон считал опытное познание. А эмпирическим методом сформулировал – индукцию. Ф. Бэкон исследовал также глобальные ошибки познания. Известно изучение Ф. Бэкона «знание - сила».

Иррационализм – направление в теории познания, согласно которому основа познания – что-либо неразумное: интуиция, чувства, (от лат. irrationalis - неразумный). Представители: Л. Шестов, М. Бердяев, М. Лосский.

3) Диалектико-материалистическая гносеология берет начало у К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть ее в том, что она понимает познание как определенную форму духовного производства, как процесс отражения действительности. Процесс познания по К. Марсу и Ф. Энгельсу обусловлен социокультурными факторами и осуществляется человеком как общественным существом. С диалектико-материстических позиций, познание – это результат диалектического взаимодействия объекта и субъекта. Субъект познания – общественный человек – деятельный, активный, творческий, который включен в систему общественных отношений. Познание как процесс отражения мира в сознании человека осуществляется на основе и в процессе предметно-чувственной деятельности.

Материалистическая теория связана с пониманием познания как отражения действительности. Если принимать точку зрения материалистов о существовании материального мира за нашим сознанием и независимо от него, и если рассматривать сознание как идеальное отражение материального, то остается признать, что наши ощущения, восприятия, представления являются образами этого материального, т. е. наши знания, которые содержатся в ощущениях, восприятиях, представлениях, отражают материальный мир. Философы – материалисты древности, осмысливая сущность познания человеком мира, выдвинули гипотезу отражения. Ее суть заключается в следующем: предметы, которые объективно существуют, действуют на органы чувств человека и в результате, в его сознании возникают их образы, которые и есть знания о предметах.

Английский материалист Дж. Локк (XVII в.) рассматривал процесс образования знаний. Он считал, что все знания, идеи, исходят из чувственного опыта. При рождении человека его сознание – это чистая доска «tabula rasa», на которой ничего не написано, а по мере роста личного опыта, она заполняется – образами, которые отражают окружающий мир. Такой же точки зрения придерживались французские материалисты XVIII ст. подобные представления о познании, как отражении внешнего мира – целиком правильные, но ограниченные, т.к. не видели того, что познание – это процесс, в котором знание развивается, углубляется, усовершенствуется. Кроме того, теория отражения отводит человеку пассивную роль в познании. Она характерна для метафизического материализма, и недооценивала роль практики в процессе познания. Ведь человек не просто наблюдает мир, а целенаправленно его познает, ставит задачи по его практическому преобразованию. Поэтому отражение мира это не пассивный, а творческий процесс, в котором, человек берет из внешнего то, что отвечает его цели.

Диалектико-материалистическое осмысление принципа отражения ведет к пониманию того, что познание – это результат диалектического взаимодействия объекта и субъекта. Философы по разному понимают эти понятия.

Объективный идеализм за субъект познания принимает мировой абсолютный дух, который творит мир и познает его. Субъективный идеализм – сознание человека. Материалисты-метафизики под субъектом познания понимали реального человека, как природное существо, наделенное сознанием. А социальную сущность человека – не учитывалась, что ограничивало активность субъекта в познании.

Диалектический материализм под субъектом познания понимает общественного человека – деятельного, активного, творческого. Процесс отражения происходит как диалектическое взаимодействие субъекта и объекта, в котором ведущую роль играет субъект, активно преобразующий мир. Таким образом, процесс отражения мира в сознании человека осуществляется на основе и в процессе предметно-чувственной деятельности.

Структуру процесса познания составляют:объект, субъект познания, знания и условия познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познаёт. В роли субъекта познания могут выступать: человек, социальная группа, человечество.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В роли объекта познания могут выступать: мир, человек, общество, мышление, конкретно вещи, явления, процессы. В целом – объект это часть какой-либо реальности (объективной или субъективной).

Знание – это информация о мире, которая существует в форме определённой субъективной реальности, идеальный образ действительности.

Возможности человеческого познания.

Основные гносеологические позиции:

1. Гносеологический оптимизм – утверждает, что человеческое познание не знает границ и способно продуцировать надежные, основательные и достоверные знания.

2. Агностицизм– отрицает принципиальную возможность для человека иметь оправданные достоверные знания.

3. Скептицизм– высказывает сомнение, как в позитивных возможностях познания, так и в его полной несостоятельности.

Современная гносеология и эпистемология считают, что понятие познания имеет 3 основных аспекта; т.о. познание это:

1. Процесс производства знаний, создания образов, моделей теорий реальности (это информативный аспект познания)

2. Стремление овладеть реальностью, проникнуть в её скрытые глубины (это волевой аспект познания)

3. Стремление достичь самого важного, позитивного для человека состояния совершенства (это смысловой аспект познания)

Следовательно, можно констатировать, что познание нельзя рассматривать однобоко, лишь с одной стороны. В реальности познание – это органический элемент человеческой жизнедеятельности, которое развивается от незнания к знанию от неполного знания к полному и надежному, ясному.

В общественном и индивидуальном развитии познания выделяют 2 основные стадии:

1. Стихийная, которая является достаточно консервативной, должным образом не осознанной;

2. Активная, действенная, которая является осознанной, сознательно организованной и направлена на специальное продуцирование знаний.

Виды познания:

1. Обыденно-практическое познание – опирается на повседневный жизненный опыт человека; оно является разнообразным по проявлением, но не расчлененным ни по содержанию ни по формам существования: тут эмоции переплетены со знанием, желанием, рациональное с иррациональным. Подобное познание характеризуется: узостью, здравым смыслом, многозначностью языка и др. Это больше знание как готовить, мастерить, использовать и т. д.

2. Художественное познание – очерчивает реальность через переживания и передает человеческое отношение к действительности. По содержанию оно условное, т.е. дает свободу проявлениям воображения, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому, художественное познание иногда опережает ход событий, очерчивает их более многогранно, красочно и жизненно нежели наука.

3. Научное познание – является специализированным и специально организованным, культивируется через осознание роли, контролирует свой ход, пытаясь достичь максимальной ступени достоверности знания.

4. Религиозно-мистическое познание источники его остаются для нас недостижимыми ни для контроля, ни для осознанного использования, но тем не менее значимость данного вида познания для человечества весьма велика.

5. Экстрасенсорное познание –интерес к нему возник в конце XXст., но оно также остается для нас во многом непонятным, и его природа для науки пока еще непонятна.

Следовательно, можно заключить, что познание представляет собой многогранный и сложный процесс, в котором проявляются как духовные способности человека, так и важнейшие жизненные интересы.

IV Диалектический характер познания: уровни и формы. Взаимодействие чувственного и рационального познания и их синтез (интуиция).

Диалектический характер познания проявляется в том, что это чрезвычайно сложный, развивающийся, противоречивый процесс, который находится в движении. Это бесконечное движение от незнания к знанию, от неясности и неполного знания к глубокому и ясному знанию. Это процесс бесконечного приближения к объекту, в котором объект никогда не исчерпывается полностью, до конца, т.к. реальность бесконечно разнообразна.

Исторически, в философии, по традиции выделяют два основные источника знаний – это чувства и мышление. Диалектический характер познания проявляется в тесной взаимосвязи чувственного и рационального познания. Указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом, а разум функционирует на основе той информации, которую поставляют ему органы чувств. И поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно говорить о них как о ступенях или (уровнях) познания. Каждая из этих ступеней (уровней) имеет свою специфику и существует в своих формах. Процесс познания разворачивается как движение от чувственного познания (живого созерцания) к абстрактному мышлению (рациональное познание) и от него к прак

Уровни и формы познания

Уровень познания Объект познания Формы познания Результата познания
Чувственный Отдельные свойства и признаки вещей Ощущение Восприятие Представление Создание образа реальности
Рациональный Связи, функции, отношения вещей Понятие Суждение Умозаключение Создание понятий, учений, теорий, концепций
Синтезирующий Синтез абстрактного мышления и наглядных данных Эксперимент Опыт Практика Повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности

Соотношение мышления и чувств рассматривают в гносеологии в учении о уровнях и формах познания. Первым, исходным уровнем познания является чувственное познание (живое созерцание). Оно предшествует абстрактному мышлению. Данное познание начинается с живого созерцания предметов и явлений окружающего мира. С помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса; человек воспринимает предметы и их свойства: форму, размеры, цвет, твердость, температуру, химические свойства и др. Органы чувств – это единые «каналы» которые открыты для информации об окружающем мире, которая поступает в сознание. Чувственное познание часто называют «перцептивным опытом». Чувственный уровень познания ещё не творит знание (поэтому, например, увидеть предмет или вещь – ещё не значит, её познать или понять). Органы чувств строго специализированы.

Чувственное познание осуществляется в формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение– это отражение в сознании человека определённых сторон, качеств, отдельных свойств вещей, которые непосредственно действуют на органы чувств. Ощущения делятся на: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Как правило, ощущение – это простейшая форма познания, но именно ощущения играют важную роль, поскольку именно в них содержатся все исходные данных о познаваемых явлениях и предметах, поэтому ощущения являются основой для более сложных форм познания. Ощущения могут возникнуть только тогда, когда на органы чувств действуют объективно существующие предметы и явления. Вся психическая деятельность обусловлена внешним миром и имеет условно-рефлекторный характер. Без внешнего действия на нервную систему невозможен условный рефлекс, а, следовательно, невозможно и ощущение.

Более сложной формой чувственного познания является восприятие.

Восприятие – это целостный чувственный образ предмета непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех его сторон, синтез отдельных ощущений. Действительность в нём отображается полнее, разносторонне. Как целостный образ предмета, восприятие отражает не только его отдельные стороны и свойства а и связи между ними. Ещё более высокой формой чувственного познания, является представление.

Представление – это обобщённый чувственно – наглядный образ предмета, который возникает в отсутствии непосредственного его действия на органы чувств, на основе предыдущих ощущений и восприятия. Часто в представлении воссоздаются образы предметов, которые ранее непосредственно воспринимались. Это могут быть образы памяти (например, Купола Святой Софии) или образы воображения (представления), т.е. образы таких предметов и явлений, которые никогда ранее не воспринимались (например, герои литературных произведений).

Если сравнить представление и восприятие, то в представлении нет непосредственной связи с реальным объектом. Представление – это аморфный, нечеткий образ предмета, но в нём присутствует элементарное обобщение с выделением определённых общих признаков и отбрасыванием несущественных, оно содержит элемент абстрагирования. Абстрагирование и обобщение, которые содержит в себе представление, ограничено рамками наглядности – это всегда чувственный образ.Представления имеют огромное значение в процессе познания, так как в них обобщается и концентрируется прошлый чувственный опыт, как отдельных людей, так и всего человечества. В форме представлений аккумулируются и закрепляются знания, накопленные в процессе живого созерцания. На эти знания опирается человек в процессе мышления. Поэтому представлениетеснее чем ощущение и восприятие, связано с абстрактным мышлением и выступает как связующее звено между ним и чувственным познанием.

Гносеологический анализ знаний, которые содержат в себе ощущения, восприятия и представления, приводит к выводу, что с помощью живого созерцания человек получает правильные знания об окружающем мире. Агностики отрицают такую возможность и считают, что ощущения и восприятия имеют субъективный характер и необъективно отражает предметы, поэтому не могут дать достоверных знаний. В этом есть доля истины. Действительно ощущения имеют свои границы, т.е. далеко не все мы можем видеть, ощущать. Ощущения изменчивы, нестойки, относительны, поэтому не дают надежного критерия для разграничения существенного и несущественного. Можно привести массу примеров, когда ощущения ошибаются. Но органам чувств помогает мышление, которое находит ошибки и вносит коррективы в их показания.

Внутренняя природа явлений, их суть, законы развития, причинные связи остаются недоступными для чувственного познания. Поэтому процесс познания не исчерпывается чувственным уровнем и не останавливается на нём. Он идет далее: от живого созерцания к абстрактному мышлению, которое является вторым уровнем сознания.

Рациональное познание (абстрактное мышление) наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – активный процесс обобщения и опосредованного отражения действительности, который обеспечивает раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей этой действительности и выражения их в системах понятий.

Основными формами абстрактного мышления (рационального познания) являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие –это слова (термины), которые фиксируют существенные характеристики, обычно класса предметов (но иногда и отдельных уникальных предметов). Самые общие понятия (самые абстрактные – широкие по объему) – это философские понятия, категории. Например: «сущность», «бытие», «явление», «сознание» и т.д. Понятие имеет нечто общее с представлением, которое также отражает общие признак вещей. Но это совсем разные формы отражения. В представлении обобщаются первые признаки (единичные и общие, существенные и несущественные). В то время как понятие отражает только лишь коренные, сущностные, общие признаки и в нем отсутствует наглядность. Понятие существует в форме слова. В понятиях обобщаются и закрепляются все приобретенные человечеством знания, весь опыт. Каждая наука – это определенная система понятий. В медицине такую систему образуют следующие понятия: здоровье, заболевание, норма патология, этиология, патогенез и т.д. Понятия, сформировавшись на определенном этапе развития познания, не остаются неизменными. Они постоянно развиваются, их смысл расширяется, углубляется, на основе обобщения новых знаний, нового опыта.

Формой движения и развития понятий является суждение.

Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается через связь понятий. Например: человек – это сознательное существо. Каждая мысль утвердительная или отрицательная – это суждение. Суждение выступает в грамматической форме предложения. Суждения отражают любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. Значение суждений в процессе познания состоит в том, что в форме суждений отражается многообразие связей и отношений предметов и процессов материального мира.

Мыслить о чем-либо – означает создавать суждение. В форме суждений осуществляется движение, углубление, развитие наших знаний.

Формой получения новых знаний путём сопоставления суждений является умозаключение.

Умозаключение – это форма мышления в которой, на основе сопоставления нескольких суждений, которые содержат определённые знания, образуется новое суждение с новыми знаниями. Особенностью умозаключения является получение опосредованного, выведенного знания, которое не дает чувственное познание. Так, невозможно путем непосредственного наблюдения установить природу заболевания. Это можно сделать только лишь на основе изучения симптомов, анамнеза, данных лабораторного исследования, которые формулируются в суждениях и на основе дальнейшего сопоставления этих суждений, т.е. на основе умозаключения. Умозаключение – средство познания внутренней сущности, необходимости явлений материального мира, законов их функционирования и развития.

В процессе мышления все его формы неразрывно связаны, взаимодействуют, переходят одна в другую. Без понятий невозможны – суждения, без суждений – умозаключения. Чтобы отобразить явление как единство многообразного, следует связать множество понятий, суждений, умозаключений в единую систему знаний. Следовательно, через взаимосвязанное движение понятий, суждений, умозаключений мышление отражает действительность.

Если сравнивать чувственное и рациональное познание, то можно сделать вывод об их качественном различии. Абстрактное мышление познает внутреннюю, сущностную сторону действительности. Чувственное познание – отражает внешнюю сторону явлений. Абстрактное мышление отражает общее в познавательных объектах, а чувственное наблюдение – одиночное. Чувственное познание дает непосредственное отражение действительности, а абстрактное мышление – опосредованно отражает её. И наконец, чувственное познание в отличие от абстрактного мышления – образно, наглядно.

Особой формой познания является интуиция, которая играет важную роль в развитии науки. Как правомерное средство познания, интуиция была рассмотрена у А.Бергсона, который считал её философским методом познания и противопоставлял интеллекту. Очень часто её ошибочно рассматривают как противоположность логике, мышлению.

В своё время Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Гегель целиком справедливо заметили, что интуиция – это не противоположность интеллекта, а его проявление, один из его элементов. Основа интуиции – знания и опыт. Интуицию можно рассматривать как способность постижения разумом истины, путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательства.

Рассмотренные выше уровни познания являются необходимыми, но недостаточными для познания в целом, каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки. Объединить их помогает синтезирующий уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают реальный вид.

Основные формы синтезирующего уровня познания:

Опыт– личностное сознательное проявление условий и обстоятельств как совпадения и несовпадения разумного конструирования с реальным ходом вещей и процессов;

Эксперимент – исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях.

Практика – сознательно фиксируемый опыт применения теорий, учений, концепций в реальной жизни.

Таким образом, процесс познания развивается от чувственного до рационального и их синтеза, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переходит к новым размышлениям. Т.е. процесс познания развивается по спирали, эволюционирует, наращивается.

Рассмотренные выше уровни познания свидетельствуют о ведущей роли умственной активности человека в создании знаний и сознательной организации познавательных действий.

Наши рекомендации