Для всех специальностей и форм обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 
  для всех специальностей и форм обучения - student2.ru

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Вопросы к кандидатскому экзамену

для всех специальностей и форм обучения

1. Предмет, проблемы и основные этапы развития истории и философии науки.

2. Основные концепции современной философии науки.

3. Многообразие форм знания и их характеристика: научное, донаучное, обыденное знание. Наука и не-наука. Критерии научности.

4. Специфика научного знания. Наука и философия.

5. Научное знание как система, его особенности и структура.

6. Основные функции науки и ее социальная роль.

7. Понятия: «познание», «истина», «научная картина мира». Научная картина мира и её основные функции.

8. Понятие науки. Наука как социокультурный феномен: как познавательная деятельность и как социальный институт.

9. Проблема классификации наук: критерии и типы классификации.

10. Генезис науки и проблема периодизации её истории.

11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления.

12. Понятие исторических типов мышления: миф, религия, наука.

13. Становление и специфика мифологического типа мышления.

14. Философия как универсальная наука античности.

15. Роль и влияние Пифагора и пифагорейской школы на становление античной философии.

16. Классическая греческая философия: Платон, Аристотель и их место в последующем развитии науки.

17. Научные и этические взгляды Эпикура, Евклида, Птолемея.

18. Философия и наука в Средние века. Проблема соотношения теологии, философии и науки.

19. Аврелий Августин: модель христианского историзма в средневековой философии.

20. Влияние средневековых университетов на становление науки.

21. Фома Аквинский: проблема соотношения религии, науки и философии; учение о двойственности истины.

22. Проблема «всеобщего» (универсалий) в средневековой философии: номинализм и реализм.

23. Зарождение идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.

24. Развитие философии и науки в эпоху Возрождения. Общая характеристика.

25. Формирование опытной науки в Новое время. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

26. Философия и наука Нового времени: специфика, общая характеристика, исторические и теоретические предпосылки.

27. Зарождение и развитие классической науки: Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц.

28. Наука и философия в эпоху Просвещения: общая характеристика идеи культурного прогресса.

29. Английское Просвещение: учения об общественно-историческом прогрессе в трудах Т. Гоббса, А. Фергюсона и А. Смита.

30. Французское Просвещение: развитие идей культурного прогресса в учениях Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др.

31. Немецкое Просвещение: учения о культурном прогрессе в трудах И. Канта, Гердера и Гегеля.

32. Специфика социально-гуманитарного знания: сходства и различия наук о природе и наук об обществе.

33. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного научного знания и её социокультурная обусловленность.

34. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

35. Наука в XVIII-XIX ст.: её общая характеристика и главные достижения.

36. Философия и наука в XVIII-XIX ст.: взаимосвязь и взаимообусловленность.

37. Наука в конце XIX – первой половине ХХ ст.: достижения физики как следствие диалектизации естественнонаучного знания.

38. Понятие научно-технической революции (НТР): основные черты, исторические этапы и направления развития.

39. Наука второй половины ХХ – начала XXI ст.: общая характеристика и основные достижения.

40. Диалектика и синергетика: соотношении двух концепций саморазвития – универсальной и частнонаучной.

41. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного познания.

42. Основные формы научного познания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория.

43. Понятие научного факта как формы научного знания.

44. Роль противоречия в научном познании: противоречие как условие и принцип развития теории. Понятие научной проблемы.

45. Соотношение научной гипотезы и научной теории.

46. Методология научного познания: понятия метода и методологии. Проблема классификации методов.

47. Методология научного познания: специфика методов эмпирического уровня познания; специфика методов теоретического уровня познания.

48. Понятия закона и закономерности: проблема соотношения.

49. Общие закономерности развития науки: преемственность, дифференциация и интеграция наук.

50. Этическое измерение науки: понятие этики науки, научных норм и ценностей научной деятельности.

51. Наука и глобальные проблемы современности.

52. Проблема динамики научного знания в Западной философии науки. Концепция «роста научного знания» Карла Поппера, её достижения и проблемы.

53. Структура научных революций Томаса Куна.

54. «Научно-исследовательская программа» Имре Лакатоса.

55. Принцип «методологического анархизма» Пола Фейерабенда. Критический анализ.

56. Концепция неявного знания Майкла По́лани. Критический анализ.

Наши рекомендации