Для всех специальностей и форм обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Вопросы к кандидатскому экзамену
для всех специальностей и форм обучения
1. Предмет, проблемы и основные этапы развития истории и философии науки.
2. Основные концепции современной философии науки.
3. Многообразие форм знания и их характеристика: научное, донаучное, обыденное знание. Наука и не-наука. Критерии научности.
4. Специфика научного знания. Наука и философия.
5. Научное знание как система, его особенности и структура.
6. Основные функции науки и ее социальная роль.
7. Понятия: «познание», «истина», «научная картина мира». Научная картина мира и её основные функции.
8. Понятие науки. Наука как социокультурный феномен: как познавательная деятельность и как социальный институт.
9. Проблема классификации наук: критерии и типы классификации.
10. Генезис науки и проблема периодизации её истории.
11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления.
12. Понятие исторических типов мышления: миф, религия, наука.
13. Становление и специфика мифологического типа мышления.
14. Философия как универсальная наука античности.
15. Роль и влияние Пифагора и пифагорейской школы на становление античной философии.
16. Классическая греческая философия: Платон, Аристотель и их место в последующем развитии науки.
17. Научные и этические взгляды Эпикура, Евклида, Птолемея.
18. Философия и наука в Средние века. Проблема соотношения теологии, философии и науки.
19. Аврелий Августин: модель христианского историзма в средневековой философии.
20. Влияние средневековых университетов на становление науки.
21. Фома Аквинский: проблема соотношения религии, науки и философии; учение о двойственности истины.
22. Проблема «всеобщего» (универсалий) в средневековой философии: номинализм и реализм.
23. Зарождение идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.
24. Развитие философии и науки в эпоху Возрождения. Общая характеристика.
25. Формирование опытной науки в Новое время. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
26. Философия и наука Нового времени: специфика, общая характеристика, исторические и теоретические предпосылки.
27. Зарождение и развитие классической науки: Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц.
28. Наука и философия в эпоху Просвещения: общая характеристика идеи культурного прогресса.
29. Английское Просвещение: учения об общественно-историческом прогрессе в трудах Т. Гоббса, А. Фергюсона и А. Смита.
30. Французское Просвещение: развитие идей культурного прогресса в учениях Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др.
31. Немецкое Просвещение: учения о культурном прогрессе в трудах И. Канта, Гердера и Гегеля.
32. Специфика социально-гуманитарного знания: сходства и различия наук о природе и наук об обществе.
33. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного научного знания и её социокультурная обусловленность.
34. Возникновение дисциплинарно организованной науки.
35. Наука в XVIII-XIX ст.: её общая характеристика и главные достижения.
36. Философия и наука в XVIII-XIX ст.: взаимосвязь и взаимообусловленность.
37. Наука в конце XIX – первой половине ХХ ст.: достижения физики как следствие диалектизации естественнонаучного знания.
38. Понятие научно-технической революции (НТР): основные черты, исторические этапы и направления развития.
39. Наука второй половины ХХ – начала XXI ст.: общая характеристика и основные достижения.
40. Диалектика и синергетика: соотношении двух концепций саморазвития – универсальной и частнонаучной.
41. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного познания.
42. Основные формы научного познания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория.
43. Понятие научного факта как формы научного знания.
44. Роль противоречия в научном познании: противоречие как условие и принцип развития теории. Понятие научной проблемы.
45. Соотношение научной гипотезы и научной теории.
46. Методология научного познания: понятия метода и методологии. Проблема классификации методов.
47. Методология научного познания: специфика методов эмпирического уровня познания; специфика методов теоретического уровня познания.
48. Понятия закона и закономерности: проблема соотношения.
49. Общие закономерности развития науки: преемственность, дифференциация и интеграция наук.
50. Этическое измерение науки: понятие этики науки, научных норм и ценностей научной деятельности.
51. Наука и глобальные проблемы современности.
52. Проблема динамики научного знания в Западной философии науки. Концепция «роста научного знания» Карла Поппера, её достижения и проблемы.
53. Структура научных революций Томаса Куна.
54. «Научно-исследовательская программа» Имре Лакатоса.
55. Принцип «методологического анархизма» Пола Фейерабенда. Критический анализ.
56. Концепция неявного знания Майкла По́лани. Критический анализ.