Тема 1. Специфика социальных наук, их генезис и место в системе научных дисциплин
Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.
Роль естествознания как образца для СН, позитивизм, натуралистические программы в СН. Борьба с холистическими и метафизическими взглядами на общество в процессе развития социальных наук.
Тема 2. Роль ценностей в социальном познании. Объективное и субъективное в социальном познании
Природа ценностей. Новоевропейский идеал ценностно-нейтральной науки. Сущее и должное, факты и оценки, описательные и ценностные суждения. «Гильотина Юма». Роль ценностей в неокантианской методологии гуманитарных наук. Принцип «свободы от оценок» в методологии социального познания М. Вебера.
Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможен ли «спор о ценностях»? «Позитивная» и «нормативная» теории. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки.
Тема 3. Классификации и типологии в СН. Объяснения и законы в социальных науках.
Понятие класса и метод классификации. Искусственные и естественные классификации. Класс и тип. Типологические процедуры. Методология «идеальных типов» М. Вебера.
Объяснение – главная функция науки. Цель социальных наук: объяснить человеческое социальное действие и результаты социального действия. Основные виды объяснения: объяснение через закон, функциональное объяснение, генетическое объяснение.
Методологический индивидуализм и методологический холизм в социальных науках. «Понимающее объяснение» (М. Вебер,) и структурно-функциональное объяснение (Э. Дюркгейм). Различия экономического и социологического объяснений человеческого действия.
Тема 4. Проблема понимания в методологии социальных наук
Критика «исторического разума» Дильтея, его трактовка понимания как основного метода «наук о духе». М. Вебер и «понимающая социология». Проблема понимания в экономической науке. «Близкие к опыту» и «далекие от опыта» понятия и объяснения.
Тема 5. Модели человека в социальных науках.
Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.
Модели «экономического человека» и теория рационального выбора
Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений. Дилемма заключенного. «Трагедия общин» и логика коллективного действия. Проблемы «безбилетника» и «оппортунистического поведения» и их решение в концепции социального капитала.
Тема 6. Основные направления социально-экономической мысли и научно-исследовательские программы в социальных науках 19 – 20 вв.
Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (позитивизм, марксизм)).
Философско-методологические направления и традиции в социальных науках (неокантианство).
Философско-методологические направления и традиции в социальных науках: (натурализм, структурализм).
Понятие о критическом и конструктивном рационализме. Различие биологической и социальной/культурной эволюции. Эволюционная концепция генезиса социальных институтов. Значение непреднамеренных следствий в социальных изменениях
Тема 7. Критерии научности в социальном познании. Проблема истины в социальном познании
Концепт истины в социальном знании и условия его использования. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм и проблема истины в социальных науках.