Философские воззрения аль-Фараби
Аль- Фараби (870 -950) – учёный энциклопедист, был признан своими современниками "Вторым учителем" после Аристотеля.
Несмотря на приверженность аль-Фараби учению Аристотеля, восхищение и преклонение перед крупным античным мыслителем, тем не менее, аль-Фараби является создателем собственной оригинальной философии, внёс в философию и науку собственные исследования. Им написаны комментарии и предисловия к таким трудам Аристотеля, как "Метафизика", "Герменевтика", "Категория" и "Софистика".
Несомненно, что Аль-Фараби сыграл большую роль в сближении науки и древней культуры Востока и Запада. Комментируя философию Аристотеля, он написал такие философские труды, как "Что нужно знать заранее при изучении философии", "Жемчужина премудрости", "Социально-этические трактаты", "Философские трактаты", "Появление науки", "Энциклопедия науки или календарь", и др. То, что аль-Фараби на основе комментариев к трудам Аристотеля пишет самостоятельные труды, уже показывает аль-Фараби как самостоятельно мыслящего и оригинального философа и ученого.
Аль-Фараби внёс значительный вклад в науку логики. Логика определяется им как необходимый элемент и инструмент научного познания мира и интеллектуального поиска истины.
Аль-Фараби провёл большие исследования в области музыки и написал известный "Большой трактат о музыке". Используя математические расчёты, аль-Фараби создаёт нотную грамоту. Им также создан такой музыкальный инструмент как домбра. Известен также трактат аль-Фараби «О музыкальной гармонии».
Аль-Фараби также является теоретиком в области поэзии. Им написаны следующие трактаты по научному изучению поэзии: «Трактат о канонах искусства поэзии» и «Об искусстве поэзии».
Особое значение имеют труды аль-Фараби по метафизике, языкознанию, логике, психологии, географии, этике. Аль-Фараби создал энциклопедию знания, систематизировав науки своего времени. Проблеме классификации научного знания посвящена работа аль-Фараби «Слово о классификации наук», где особое место отводится логике и языкознанию, и этим отраслям знания аль-Фараби отводит по целой главе каждой.
Большое значение аль-Фараби придавал моральному облику ученого. Этим самым он предвосхитил идею другого ученого-универсала – Леонардо да Винчи о моральной ответственности ученого гения и сохранившего в тайне многие технические свои изобретения, опасаясь, что они будут использованы его современниками в целях разрушения и взаимоистребления. Согласно аль-Фараби чтобы представлять науку и философию, человек должен обладать свойствами, присущими мыслителю: чувством собственного достоинства, бескорыстием, любовью к своему народу, стремлением к науке.
В трактатах "Риторика", "Об искусстве поэзии", "О достижении счастья" аль-Фараби рассматривает проблемы этики и эстетики, определил сущность таких категорий, как красота, счастье, добродетель и знание. Так аль-Фараби классифицирует благородные действия человека, к коим относит здравомыслие и правдивость, а также дружественность. К безобразным действиям аль-Фараби относит звероподобность, страх, печаль и досаду.
Этика определяется им как наука, дающая возможность отделять плохое от хорошего, поэтому в его этической концепции центральное место занимает такая категория, как добро. Если красота является свойством, присущим самой жизни, то добро избирает лишь добродетельный человек, считает аль-Фараби.
Аль-Фараби отметил единство трёх категорий: знания, добра и красоты. По его мнению, красота - это свойство, присущее самой жизни. Способный видеть красоту в окружающем мире и поступках людей – приближен к познанию истины, так как истина есть красота и совершенство.
Аль-Фараби в трактате "О достижении счастья" утверждает, что счастье человека не в потустороннем мире, а в реальном, земном бытии. Для достижения счастья человек должен самосовершенствоваться, а для этого необходимо стремиться к добру и отвергать пороки. Осознать счастье и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разума. Истинно же добродетельный человек следует справедливости, потому что она сама по себе есть благо. Добро и зло не от Бога, их выбирает сам человек. Тем самым аль-Фараби признает идею свободной воли человека, воля при этом может быть доброй и злой. Поступок определяется и нравственно оценивается именно из качества воли человека, совершившего его.
Аль-Фараби разделяет философию на теоретическую и практическую. Теоретическая философия исследует устоявшиеся вещи, а практическая те вещи, которые можно изменить или создать в процессе человеческой деятельности.
Аль-Фараби глубоко убежден, что для овладения философией нужны и хороший нрав и сила ума, а достижение цели в жизни зависит от самого человека. Совершенствование человека в познании окружающего мира как процесса искания истины.
Как считает аль-Фараби, хороший философ обязан знать теорию науки и уметь применять её в других духовных сферах. Если Платон определяет управление государством как препятствие в достижении высоких целей, то аль-Фараби, наоборот, не отстраняется от повседневных дел и реального положения в обществе, а старается помочь людям в достижении истины.
Аль-Фараби сравнивает религию с философией. Философия требует доказательств, а религия - веры. В этом принципиальная разница между ними, о чем говорит аль-Фараби в своем трактате «Книга букв» в разделе «Связь между религией и философией» в главе «О происхождении выражений философии и религии».
Аль-Фараби убежден, что правитель должен быть сведущим в науках и философии, что возвеличит справедливость в обществе. Законодатель благодаря своим способностям сумеет применить законы, защищающие интересы человека. Имам - это человек, достигший высот в области теории философии и богословия, что даёт ему возможность быть советником, руководителем. Просвещенный имам способен направлять людей к достижению всеобщего блага. Просвещенный правитель сведущ в проблеме счастья как высшего блага. Благодаря своей осведомленности он способен привести к счастью своих современников. В этом сородство аль-Фараби учению Аристотеля о благе и государстве как организаторе коллективных усилий по достижению всеобщего блага.
В трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии» аль-Фараби выдвигает прогрессивную идею, что прежде, чем познавать философию, равно как и другие науки, учёный должен сначала познать этику как учение о нравственности, так как знание в руках безравственного учёного превращается в разрушительную силу.
Вопросы для обсуждения:
1. Докажите, что аль-Фараби является учёным-энциклопедистом?
2. Почему аль-Фараби именуют "вторым учителем"?
3. Принижает ли титул "второй учитель" значения аль-Фараби в научном мире?
4. Почему аль-Фараби можно считать связующим звеном между восточной и западной науками и культурой?
5. Почему в этике аль- Фараби главное место занимает категория добра?
6. В чём заключается идея добра и добродетели в учении аль-Фараби?
7. Что нужно, по мнению аль-Фараби, знать прежде, чем изучать философию?
8. Что лежит в основе деления аль-Фараби философии на теоретическую и практическую?
9. Почему, как считает аль-Фараби, для изучения философии необходимы хороший нрав и сила ума? Что понимает аль-Фараби под силой ума и хорошим нравом?
10. В чём видит аль-Фараби смысл жизни человека?
11. В чём проявляется влияние аль-Фараби на Ю. Баласагуни?
12. Назовите труды аль-Фараби?
13. Каково место и значение аль-Фараби в мировой философии?
14. Почему имя аль-Фараби неразрывно с понятиями "философия средневековья", "тюркская философия", "гуманистическое мировоззрение"?