Понятие веры. Соотношение знания и веры как философская проблема
Вера – своеобразное духовное состояния человека, в котором человек свободен признавать и утверждать как истину нечто иное, но себе не очевидное в отношении чего возможно сомнение и даже отрицание.
В эпоху средних веков сложилось несколько подходов к проблеме соотношения разума и веры. Эту проблему можно поставить как соотношение рационально обоснованного знания и веры.
1) раннее средневековье: вторая половина 2 века нашей эры. Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно» (в данном случае имел в виду веру религиозную). Тому, кто обладает верой не нужно никакое рассуждение, поскольку он уже владеет истиной.
Христианство делает излишней любую философскую и научную доктрину, то есть вера и разум исключают друг друга.
2) 5 век нашей эры – золотой век латинской патристики. Августин Аврелий Блаженный. «Верую, чтобы понимать: понимание – это согласие воли и разума (это мышление с одобрением). Разум достигает понимания только на основе веры.
3)Фома Аквинский. Выдвинул идею гармонии веры и разума. Бывают истины двух видов:
- истины откровения, которые могут быть предметом только веры (например, триединство бога).
- истины, доказуемые с помощью разума или с помощью рационального рассуждения. Например, идея о бессмертии индивидуальной человеческой души. В том случае, когда истина может быть достигнута с помощью разума, они не должны противоречить вере.
4) 14-17вв. Фрэнсис Бэкон разделял - Теория двойственной истины. Смысл подхода в том, что существует истина Богословская и истина научная и философская. То, что истинно в нации, может быть понято в теологии (обратное утверждение тоже верно).
69. Соотношение культуры и цивилизации. Цивилизационные концепции общественного развития.Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.
Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда. Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.
Бердяев говорил о том, что культура и цивилизация не одно и то же, более того, он по сути противопоставлял эти понятия. В основе культуры - культ, она имеет религиозные корни. И если культура, по Бердяеву, благородна по своему происхождению, то цивилизация - это выскочка, она появилась в результате борьбы человека с природой, ей чужды и культы, и храмы. Путь культуры - сверху вниз, аристократический, неповторимый и индивидуальный. Это путь духа. А путь цивилизации - снизу вверх, буржуазно-демократический, однотипный для всех.
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся: шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская;
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); • ответ цивилизации в целом на вызов; • деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ».
По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: • творческого меньшинства;
• инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: • зарождение; • рост; • надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Типы философствования
Тип философствования – объяснительный принцип, положенный в основание философской картины мира.
1. Космоцентризм (природоцентризм). Главная часть мироздания – природа, природные факторы на прямую определяют особенности общественной жизни, а также деятельности и внутреннего мира отдельного человека. Смысл философствования – поиск путей и средств наиболее полного удовлетворения потребности человека, на базе гармонизации его отношений с природой (пример, географический детерминизм, учение Монтескье). Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм.
2. Теоцентризм (тео – бог). Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование». В рамках этого типа смысл философских исканий, поиск путей, воссоединения человека с богом
3. Социоцентризм (например, философия марксизма). Общество центральная часть мироздания, интересы социальной общности (например, класса) доминируют над интересами личности (определяют интересы личности). Смысл философствования – поиск путей, совершенствования общественных отношений над принципом социальной справедливости
4. Антропоцентризм (человек – центр мироздания). Смысл философствования – поиск условий достижения, реализации, свободы человека. Зародился в эпоху возрождения, расцвет немецкой философии (Кант, Гегель)
5. С середины 20-ого века зарождался особый тип философствования – лингвоцентризм. Язык как система структурно-функциональных различий – это модель самого бытия. Смысл философствования – открытие, описание универсальных, структурных соотношений, прежде всего в мире культуры.
71. Диалог реализма и номинализма в средневековой философии. Современное значение проблемы универсалий. Эта проблема сводится к вопросу: как существует общее (в смысле родового понятия: человек вообще, животное вообще и т.п.). проблема была поставлена еще в Античности, в частности, в полемике между Платоном и Аристотелем. Представитель неоплатонизма Порфирий занимался логикой, в частности, комментировал трактат Аристотеля «Категории». Здесь содержится классическая формулировка проблемы универсалий: «Существуют ли роды и виды самостоятельно или же находятся в одних только мыслях, и если они существуют, то тела это или бестелесные вещи, обладают ли они отдельным бытием или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них?» В связи с названными вопросами сложились следующие направления:
1. реализм (от лат res – вещь) => универсалия существует как вещь. Общий смысл реализма заключается в том, что роды и виды существуют объективно и обладают реальностью вещей. В средневековой философии сложился реализм 2-х видов:
1) крайний реализм. Представитель – Гильом из Шампо. Позиция крайнего реализма: универсалия – это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждом единичном экземпляре своего рода.
Например: человечность одновременно и целиком присутствует и в Сократе, и в Платоне, т.к. и Сократ, и Платон принадлежат к роду «человек». Эта точка зрения породила парадоксы, нежелательные для церкви. В связи с этим сложился другой вид – умеренный реализм.
2) умеренный реализм. Представитель – Фома Аквинский. Позиция: универсалии существуют трояким образом: до вещей (в божественном разуме), в вещах (в единой совокупности вещей определённого класса), после вещей (в человеческом разуме). Противостоит реализму другое направление – номинализм.
2. номинализм (от лат. nomen – имя).
Общая позиция номинализма: реальны лишь единичные вещи.
1) крайний номинализм Представитель – Иоанн Росцелин. Позиция: универсалии – это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность – не более чем реальность звука при произнесении имени.
2) умеренный номинализм. Представитель – Уильям Оккам, хотя не все исследователи (учёные) относят взгляды Оккама к номинализму. Оккам разработал вариант номинализма – терминизм, согласно которому универсалия – это не определённая мысль, а предельно абстрактное понятие, которое является знаком многих вещей и замещает их собой, когда мы мысленно отвлекаемся от их индивидуальных различий. Универсалия – это термин, знак определённо мыслимой совокупности вещей.
3. концептуализм Представитель – Пьер Абеляр (1079 – 1142)
Абеляр отталкивается от крайнего номинализма, исходит из общей позиции номинализма (позиции Росцелина), что реально существуют только единичные вещи. По Абеляру, универсалии возникают благодаря мышлению, но при этом они имеют объективную основу в свойствах вещей, образующих определённый класс или род. Способность предметов составлять определённый класс, который может быть определён одним и тем же именем, или словом, Абеляр обозначил термином «статус», или «состояние».