Тема 1. Человек как уникальное существо.
- Происхождение человека
Философия рассматривает человека как уникальное живое существо. Тема человека является сквозной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека являются наиболее острыми и сложными мировоззренческими проблемами.
Существуют разные точки зрения на вопрос: откуда произошел человек?
До середины XIX в.повсеместно господствовали религиозные представления о происхождении человека и общества. В их основе лежала идея креационизма (сотворения). В различных религиозных учениях центральным звеном является идея сотворения человека богами или верховным божеством. Представление о смысле жизни каждого человека и человечества в целом, заключающееся в исполнении божественного замысла, для чего нужно исполнять религиозные каноны, разделяют как христиане, так и представителя мусульман и других религиозных концессий.
В библейско-религиозном понимании происхождение человечества и его история – это процесс, движимый и направляемый Богом. Люди своей свободной волей могут только способствовать или препятствовать реализации Божьего замысла о человечестве.
Естественнонаучнаяточка зрения основывается на предположении о том, что человек есть следствие, итог эволюции материи на планете Земля. Поскольку ключевым элементом в этой версии является теория эволюции, то ее еще часто называют эволюционной теорией. Истоки этой теории уходят корнями в 19 в., когда английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин обратил внимание на сходство людей с человекообразными обезьянами (горилла, орангутанг) и выдвинул гипотезу о происхождении людей от обезьяноподобных предков. В итоге образовалась целая система взглядов (дарвинизм) на то, каким образом из стада человекообразных обезьян произошло человеческое общество. Основными факторами его формирования явились труд и речь. Привычка трудиться, т.е. использовать специальные инструменты для обработки позволила человеку выжить и тем самым закрепила одну из ветвей в эволюции живых существ на планете.
Трудовая теория антропогенеза утверждает, что человек в современном облике сформировался примерно 50 - 40 тыс. лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 3 млн. лет. Возникнув вначале в Центральной Африке, он распространился по всем континентам. Возраст Земли! равен - примерно 5 - 7 млрд. лет.
Возникновение жизни и человека стало самой крупной революцией в известной науке истории мира. Появился разум, и развитие мира стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался мозг как носитель мыслительных способностей человека. Возникла воля т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их. Сформировалась память как способ сохранения информации и опыта.
Существует и ряд промежуточных теорий происхождения человека и общества, в которых пытаются сблизить эволюционный и библейско-религиозный подходы. Так, по одному из предположений в рамках эволюционных взглядов, причиной превращения животных в людей могла быть мгновенная мутация – изменение наследственного генетического кода в результате какого-то неизвестного науке энергетического воздействия.
В настоящее время выдвигаются и паранаучные версии происхождения человека, но тем не менее по-прежнему наиболее распространенными теориями являются религиозная и эволюционная теории.
- Сущность человека
То, чем человек является по своей сущности, определяет способ его бытия, существования в среде подобных ему людей, т.е. в обществе и природе.
Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах и учениях. В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, сам воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Поворот философской мысли к теме отдельного от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему постепенно стала формироваться философская антропология. В древней Греции были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное. Античные мыслители делали акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом. Софокл утверждал: «В мире мною сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего».
В средних веках господствовал теоцентризм как тип мировоззрения. Человек рассматривался как одно из многочисленных созданий Бога. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближение к нему и тем самым к спасению бессмертной души, тем самым смещался акцент на внутренний мир человека.
Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. В этот период философы, ученые, деятели культуры восхищались человеком, провозглашали гимн его разуму, талантам, творческому началу.
В эпоху Нового времени утверждалось, что призвание человека - состоит в том, чтобы изменять мир с помощью знания. Декарт высказал, идею о том, что мышление является свидетельством человеческого существования. Его тезис «Мыслью - следовательно, существую» дает представление о разумности как специфической особенности человека.
В немецкой классической философии вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Ведущим являлось представлением о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщею идеального начала- духа или разума.
Задавались вопросом о том, что есть такое человек и отечественные мыслители. Человек, по мнению Н.А.Бердяева - живое противоречие. Он писал: «...двойственное и противоречивое существо, существо высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое свободное и рабское, способное к подъему и падению великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму».
Не падал интерес к проблеме человека и в XX веке. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких проявлений как чувство, воля, влечение. В науку вводилось различение понятий индивидуальность и личность.
Современная наука выделяет три основных сущностных элемента человека – духовное, социальное и физическое начала. Это дух, душа и тело. Поэтому и человек может рассматриваться как духовное, общественное (социальное) и биологическое существо.
Духовная сущность человека проявляется в его специфических человеческих качествах – свободе воли, способности к творчеству, совести. Духовная сущность дает человеку свободу устраивать свою жизнь так, как он считает нужным, действовать в обществе согласно своим личным убеждениям. Человек обладает возможностью выбора – направлять свои духовные устремления не только на добро, но и на зло, в том числе вредя самому себе, что совершенно немыслимо для животных. Этот выбор зависит от того, чем человек дорожит и чем руководствуется в жизни.
Духовная жизнь человека связывает его со всем миром в целом, она делает каждого из нас уникальным. Внешним выражением духовной жизни является духовная культура общества (религиозная, философская культура, искусство и т.д.).
Эмоциональная и умственная жизнь человека составляет в его сущности то, что называют душой. Эмоции и разум делают возможным человеческое общение, социальную жизнь.
Душевные качества и способности делают человека общественным (социальным) существом, способным целесообразно и организованно выстраивать свое поведение, сопереживать другим людям и сотрудничать в решении общих проблем. Внешне это выражается в разумно устроенной жизни людей, возникновении и развитии разных форм социальных отношений, государства и права, цивилизации и культуры.
Телесная, биологическая сущность человека отражает его связь с внешней природой, единство с физическим миром Вселенной. Телесную жизнь составляют тело (плоть), работа всех систем ,органов и клеток. Это и органы чувств, простейшие инстинкты и движения.
- Важнейшие понятия философской антропологии
Для исследования человека выработан целый ряд понятий, позволяющих достаточно полно ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.
Прежде всего, под человеком принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке существ на нашей планете.
Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.
Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное.
ЧЕЛОВЕК - биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.
Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение. Однако, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт.
Одной из важнейших характеристикой человека является разумность, т.к. дает ему преимущества перед всеми живыми существами и открывает широкие возможности для деятельности. Столь же существенной характеристикой выступает труд, т.е. способность предметно-практической деятельности, к активному преобразование природы.
Для изучения отдельного человека в курсе обществознания применяемся понятие «индивид», которое впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого «атом», что означало «неделимый» и относилось к мельчайшим слагаемым окружающею мира. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.
Этот термин необходимо отличать от понятия «индивидуальность» под которой понимают самобытные неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду. Имея в виду оригинальность каждого человека, Ф.Ницше любил напоминать: «Прежде всего не смешивайте меня с другими!» Индивидуализм же означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя коллективу.
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека.