Основные принципы философского мышления Древней Индии.

Первым источником древнеиндийской философии являются ведические тексты, которые составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). Ведическая литература разделяется на несколько групп:

Веды (ведение – буквально). Старейшая и главная из них – это Ригведа - религиозные гимны. В середине 2 тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются племена ариев. Их гимны, легли в основу Вед - Ригведы /РВ/. Слово «веды» означает священное знание, а «риг» /приставка/ - хвалебный стиль, песня, гимн. РВ вобрала в себя миф и ритуал, в таком виде она несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека.

Центральный миф РВ говорит нам о происхождении мира. Здесь говорится, что в начале были лишь воды, которые несли в себя семя жизни. Это было состояние нерасчленённого единства: нет ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни добра, ни зла, ни мужского, ни женского начал. Это состояние называется также Тьмой. Из него зародилось Единое.

В других гимнах РВ говорится о том, что за пределами начального мира родился бог Индра, он сделал мир контрастным и определённым, наделил его светом и тьмой, жизнью и смертью, добром и злом. Вместе с тем всё это было приведено в состояние равновесия. Один из мифов говорит нам о том, как Индра раскалывает плавающий холм - речь идёт о небольшом холме земли, который поднялся со дна тех первичных Вод и плавал в них. Но Индре приходится преодолевать сопротивление Дракона Вритру. В результате из холма вырывается жизнь в виде воды и огня; вода представлена четырьмя реками, а огонь - Солнцем. Холм же начинает приобретать опору, растет во все стороны и достигает размеров земли. В то же время он остаётся центром космоса и гвоздём, который прикрепляет землю к её месту. Затем Индра поднимает небо и подпирает его столбом, так возникает мировое дерево /Древо/. Оно разделяет небо и землю, но оно и соединяет их, как бы приводя в согласие.

Позднее, (ок.10 в. до н.э.), возникают брахманы – руководства ведического ритуала, культовая практика. Завершают ведический комплекс Упанишады (ок. 8 – 6 вв. до н.э.)– наиболее философская часть Вед. В них рассматриваются вопросы о рождении мира, об основе мира, об его строении, о происхождении и сущности человека и его посмертной судьбе.

К моменту появления первых философский идей в древнеиндийском обществе уже сложились социальные группы. Это брахманы (жрецы, элита общества), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (низший слой).

Первая попытка объяснить социальные различия в обществе, как следствие этического результата деятельности человека в прошлых жизнях была сделана в рамках брахманизма.

Брахманизм.

Центральной идеей формирующейся философии Древней Индии стала идея внутренней взаимосвязи, единства всего существующего. Мир един, т.к. происходит из единого начала. В Упанишадах в качестве первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Брахман отождествляется с духовной сущностью каждого индивида (Атман). Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман – сущность индивидуальной души. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возвращается к Брахману.

«Как из пылающего огня тысячами возникают искры, подобные ему, так различные существа рождаются из брахмана и возвращаются в него же. Брахман неуничтожим, бессмертен, бестелесен». В последствии с этим соглашались все индийские философские школы, кроме одной – червака (локаята). Она утверждала, что мир состоит из тверди, жидкости, жара и воздуха.

В индийской предфилософии признавалось существование Рита – это всеобщий закон, по которому действует брахман и которому всё подчиняется.

Важной частью этого учения является концепция круговорота жизни (самсара) и связанный с ней закон воздаяния (карма). Основное внимание уделялось не внешней, а внутренней стороне бытия. Главным смыслом жизни было нравственное совершенствование человека.

Человеческая жизнь понималась, как бесконечная цепь перерождений (самсара – круговорот жизни). Будущее рождение и последующая жизнь определялись поступками в предыдущих жизнях по закону воздаяния (кармы). (награда – за хорошее и наказание – за плохое). В качестве награды человек в будущей жизни мог родиться представителем высшей варны – брахманом, в качестве наказания – представителем низшей варны или в теле животного.Одна из центральных тем упанишад – проблема познания. Познание состоит в полном осознании тождества Атмана и брахмана, и, лишь тот, кто это единство осознаёт, освобождается от бесконечной цепи перерождений (и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью) – это путь богов – деваяна. Те, кто остаются в круговороте жизни, идут путем отцов – питръяна.

Космос порождал человека. В его физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека, она приобретает здесь космический смысл.

(Относительно познания, его возможностей и целей:)

Единственный путь познания «Я» это обратится вовнутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением этого вопроса видится физическая смерть, при которой сознание абсолютно отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в

космосе. Но это также и йога, при которой происходит глубокий уход сознания вовнутрь самого себя;

будучи регулярной, эта практика приближает человека к самому себе, то есть к его душе.

В середине 1 тысячелетия до н.э. возникают первые государственные образования, усложняется социальная система, традиционный ведический брахманизм устаревает. Возникает ряд новых философских учений, не принимающих привилегированное положение брахманов.

Джайнизм

Основатель – Махавира Вардхамана (6 в. до н.э.) Его называли Джина – победитель(над круговоротом жизни и кармой). Сущность человека двояка – материальна (аджива) и духовна (джива). Связующим звеном между ними является карма. Для освобождения от самсары нужно избавиться от добрых и злых карм. Освобождение от кармы происходит при помощи аскезы. Идеалом джайна считалась добровольная смерть от голода. Принесение в жертву животных считалось безнравственным.

Буддизм возник в середине 1 тысячелетия до н.э. как протест против брахманизма, кастового деления общества. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные и вообще социальные различия понимались, как вторичные и могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования.

Основателем буддизма был реально существовавший человек из племени Шакья - царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил безысходность жизни. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой ("буддха" - просветленный). Будда утверждал значение знаний и труда. Самым главным грехом он считал незнание, но отрицал существование бога, вечной души, выступал против собственности. Так, для поступающих в общину было два условия: 1)Нравственная чистота и 2)Полный отказ от собственности.

Будда и его ученики использовали основные положения индийской предфилософии: принцип перерождения (сансара), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы).

Человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, сформулировав свой личный "праведный" путь. Для этого от учеников требовался полный контроль над мыслями и поступками.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает "Типитака" (или "Трипитака" - три корзины). По буддизму жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций нематериальных частиц - дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие того или иного человека, животного, растения, камня. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Достижение этого возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великих истины":

1) жизнь есть страдание (страдание воплощённого бытия имеют причину в постоянном возобновлении рождений и смертей);

2) причина всех страданий – желания (причина всех страданий в омрачённости, в жажде земных удовлетворений);

3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний (прекращение страданий заключается в остановке круговорота бытия),

а для этого необходимо

4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания" (путь к великой истине).

Этот путь к великой истине разделён на 8 частей (восьмеричный путь): правильное постижение законопричинности, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная бдительность и самодисциплина, правильная концентрация. "Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. "Правильное знание" подразумевает внутреннее содержание - медитацию. "Правильное поведение" и "правильное знание" позволяют человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

Идеалом совершенного человека считалось достижение 6 качеств – сострадание, нравственность, терпение, мужество, концентрация, мудрость. Будда указывал 10 великих препятствий на пути самосовершенствования: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание успокоения и наслаждения, гордость, самодовольство, невежество.

Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Хинаяна – «малая колесница» - только для монахов, отвергших мирскую жизнь. Махаяна – для всех.

В III веке до н.э. буддизм провозглашается официальной религией Индии. В настоящее время он распространен в Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете и др. странах. Сейчас буддизм исповедуют более 700 млн. человек.

Индуизмпредставляет собой синтез различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. В первые века нашей эры происходит слияние старых божеств ведической Индии, ритуалов брахманизма и местных, локальных культов. Возникновение индуизма, как философской системы относится к 4 – 5 вв. н.э. В это время северная и южная Индия объединились под властью династии Гуптов, которые покровительствовали традиционному брахманизму.

В центре индуистского пантеона находятся Брахма, Вишну и Шива. Брахма – бог –создатель Вселенной. Бог Кришна(Бхагаван) – о трёх путях преодоления кармы.

Суть индуизма: В мироздании существует порядок, в котором каждый человек занимает своё место. Поэтому и к освобождению от кармы можно идти тремя разными путями.

1. Путь знания (джняна-марга). Вступивший на него должен осознать осознать неподлинность, иллюзорность повседневного бытия, т.е. всего того, что мешает человеку достичь освобождения. На это способен только подвижник, предавшийся медитации.

2. Путь действия (карма-марга). Активное участие в жизни тоже может принести избавление. При условии, что деятельность бескорыстна. (нельзя думать о награде).

Подвижников и воинов в мире немного. Существует и третий путь, доступный каждому человеку.

3. Путь любви (бхакту-марга). Требуется только самозабвенная любовь к божеству.

Все три пути рассматриваются как равноценные. Учение Бхагавадгиты стало основой индуизма, а его элементами – шесть философских школ. Они назывались даршанами (Воззрения). Это:

1. санкхья(подсчет). Близка к буддизму. Главной проблемой было преодоление страдания освобождение от сансары. Чтобы решить её составлялись «списки бытия», искали первопричину всего сущего – это безличное женское начало – Пракрити (Природа).

2. Йога. Близка к санкхье. Последователи этой школы (основатель – Патанджали)разрабатывали практические приёмы освобождения. Для этого нужно прекратить работу рассудка (читта), который продуцирует ложные самоотождествления человека с образами внешнего мира.

3. и 4. Школы ньяя и вайшешика тесно связаны, часто рассматриваются как единая система. Вайшешика – это учение о Вселенной. Ньяя – разрабатывает понятия и источники знания для вайшешики (учение о мире).

5. Миманса (размышление) провозглашает возврат к Ведам. Единственный путь освобождения от самсары – это выполнение того, чему учат Веды. Главная проблема мимансы – исследование дхармы (долг, праведный путь).

6. Веданта (конец Вед) представляет собой систематическую обработку тезисов упанишад, ведических текстов часто на мистической основе. Выход из круговорота перерождений заключается в знании, ведении, т.е. в рассмотрении всего с точки зрения высшей истины, суть которой в том, что мир – это обман, а неизменной реальностью является Брахма (с которой идентифицируется индивидуальная душа – Атман). Путь к достижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса, а также в медитации, которая понимается как концентрированное размышление о скрытых проблемах упанишад.

Наши рекомендации