Древний Китай
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
к учебному курсу «Философия»
Для подготовки к зачетам и экзаменам
Студентов всех специальностей
Курган 2006
Кафедра философии
Справочные материалы к учебному курсу «Философия» для подготовки к зачетам и экзаменам студентов всех специальностей
Составители: к.филос.н., доц. Царев Р.Ю. (I, 1-4), к.филос.н., проф.Степанова И.Н. (I.5), к.филос.н., доц. Логиновских Т.А. (I), к.филос.н., доц. Романюк Т.Н. (I, 7), к.филос.н., доц. Юровских Н.Г. (I, 8), к.филос.н., доц. Шихардина Т.Н. (II).
Отв. редактор: Степанова И.Н., к.филос.н., проф.,зав. кафедрой философии
Утверждены на заседании кафедры 03.05.06 г.
I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЭПОХИ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
ЭПОХА ДРЕВНЕГО МИРА
Древняя Индия
Веды – канонический текст древнеиндийской культуры.
Даршаны – религиозно-философские учения древней Индии.
По отношению к признанию авторитета Вед древнеиндийские даршаны подразделяются на астику и настику. Астика – совокупность религиозно-философских систем, признающих авторитет Вед (ортодоксальные даршаны), настика – не признающих (неортодоксальные даршаны).
К астике относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; к настике: локаята (чарвака), адживика, джайнизм, буддизм. Монистические учения: локаята (чарвака) – материалистическое; веданта, миманса, йога, ньяя, вайшешика, адживика – объективно-идеалисти-ческие. Санкхья – дуалистическое.
Важнейшие понятия:
- атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание), душа. Противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним (идея тождества атмана и брахмана);
- брахман – высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее;
- карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные;
- сансара – идея перерождения личности или души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек и т.д.) в зависимости от характера поступков человека в земной жизни;
- мокша –освобождение человека от вовлеченности в круг перерождений (сансары), достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;
- нирвана –состояние отсутствия желаний, слияние интеллекта, чувств и воли, ощущение покоя и блаженства, абсолютной свободы духа от материального мира;
- дхарма –абсолютный, моральный долг, закон мироздания и жизни человека, добродетель;
- майя – иллюзия того, что видимая нами реальность – подлинная.
Древний Китай
Важнейшие философские школы - даосизм (основоположник – Лао-Цзы), конфуцианство (основоположник – Кун-цзы или Конфуций).
Важнейшие понятия:
- дао –в даосизме:вечный, естественный, всеобщий закон возникновения, развития и исчезновения Вселенной, генетическое и субстанциальное начало и основа всего сущего; в конфуцианстве: дао лишено космологической окраски, имеет смысл морального закона, этического принципа, долга, пути поведения человека и зависит от его образованности;
- дэ – проявление дао в конкретных вещах, раскрывающее их сущность;
- ян и инь –понятия, характеризующие противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля и т.д. Эти противоположности находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создается и изменяется материальный мир, общество, культура и мораль;
- тайцзи – «великий предел», «великое начало», «великое единство», изначальный хаос, небытие, из которого рождается бытие, порождает инь и ян;
- ци (чи) – энергия, жизненная сила мироздания и человека;
- да тун – в даосизме: принцип «всеобщей гармонии» природы, а человек – ее часть;
- у вэй – в даосизме: принцип «осознанного недеяния» человека по отношению к естественному ходу процессов в природе;
- жэнь – у Конфуция: понятие, означающее гуманность, добродетель человека; жэнь образуют: 1) любовь к людям; 2) правильное отношение к обществу (следование традиции, почитание старших); 3) любовь к природе; дао человека совершенствуется через обучение и жэнь;
- ли – понятие философии Конфуция, означающее «закон, этикет, руководящий принцип», призванный устанавливать гармоничное отношение между людьми, тесно связан с жэнь;
- золотое правило морали – этический принцип Конфуция: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам».