Философия канта

«Докритический» период. Это период в творческой деятель­ности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому ос­воению самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение к любому автори­тету в науке и в философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ — «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ста­вит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента

Кант предлагает рассмотреть новую, до него не известную немеханическую картину мира. В 1755 г. в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц — атомов, которые обладают внутренне присущими им си­лами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначаль­ном состоянии, считал Кант, Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных ма­териальных частиц. Под влиянием присущей им силы притя­жения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают во­круг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения ма­терии Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясня­ет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений2. Напоминая слова Декарта: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!». Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир»3.

Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние на развитие как философской мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф. Энгельса, «брешь в старом ме­тафизическом мышлении», обосновала учение об относительности покоя и движения, развив дальше идеи Декарта и Галилея; утверждала смелую для того времени идею постоянного возникновения и уничтожения материи. Земля и Солнечная система предстали как развивающиеся во времени и про­странстве.

Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господ­ствовавшей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его прояв­лениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания. Поэто­му И. Кант и переходит в 70-е гг. от натурфилософии преиму­щественно к вопросам теории познания.

«Критический период». Вторая половина философского творчества И. Канта вошла в историю философии под названи­ем «критического периода». Между «докритическим» и «крити­ческим» периодами лежит период подготовки второго. Это пе­риод между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и прин­ципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»:

«Критики чистого разума» (1781), «Критики практического ра­зума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй — этику, в третьей — эстетику и учение о целесообразности в при­роде. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый от челове­ческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмот­рению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человечес­кого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей — это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмер­тие)1. Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

Живое созерцание. Формы чувственности. Кант делил все знание на опытное (pastorioi) и доопытное (apriori). Способ об­разования этих знаний различен: первое выводится индуктив­ным путем, т.е. на основе обобщений данных опыта. В нем воз­можны заблуждения, ошибки. Например, суждение — «Все ле­беди белые» казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя. И хотя природа многих знаний основана на опыте, это не значит, что все знания можно получить лишь опытным путем. Уже то, что опыт никогда не заканчивается, означает, что всеобщего знания он не дает. Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое знание является априорным, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу.

В свою очередь априорные суждения Кант делит на два типа: аналитические (когда предикат только поясняет субъект) и синтетические (когда предикат прибавляет новое знание о субъекте). Одним словом, синтетические суждения всегда дают новое знание1.

Кант ставит вопрос: как возможны синтетические априор­ные суждения (знания)? Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на такие вопросы: 1. Как возможна математика? 2. Как возможно естествознание? 3. Как возможна метафизика (философия)?

Философ рассматривает три сферы познания: чувства, рас­судок, разум. Посредством чувства предметы нам даются; по­средством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рас­судок и с опытом совсем не связан.

Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы су­ществования и познания — пространство и время. Они не су­ществуют объективно, не выступают объективными характе­ристиками вещей, а являются способностью восприятия пред­метов. Математика, по Канту, возможна потому, что в ее основе лежат пространство и время как априорные формы нашей чув­ственности. Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относится не к самим вещам, она имеет значи­мость только для нашего ума2.

Формы рассудка. Вторая часть учения Канта о познаватель­ных способностях человека —учение о рассудке. Рассудок — это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что для того чтобы понять, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему единства субъекта и объ­екта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, способность к знани­ям». Кант разрабатывает систему категорий рассудка:

1) количество: единство, множество, целокупность; 2) каче­ство: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения: при­сущность, самостоятельность существования: 4) модальность: возможность — невозможность, существование — несущество­вание, необходимость — случайность1.

Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохране­ния субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку2. Для рас­судка — они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит пред­мет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться — форму всеобщего и необходи­мого знания.

Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необ­ходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассу­док диктует законы природе. Таким образом. Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки — общие и не­обходимые законы, которые позволяют «упорядочивать» мир явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональ­ность, необходимость и т.п. Как видим. Кант создает своеобраз­ную форму субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время — это лишь формы живого созер­цания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность всевозможных связей и законов от рассудка.

Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соедине­ние живого созерцания с рассудочной деятельностью, прони­зывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только в «эмпирическом смысле», как мир явлений — феноме­нов. Понятие же «ноумен»— это то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый предмет». Это понятие введено Кантом, чтобы подчеркнуть невозмож­ность познания «вещи в себе», что «вещь в себе» — это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.

Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека – о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики , как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает «двусторонняя видимость», т. е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые соотносятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис, и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то «победа» присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями. Кант исследует следующие четыре антиномии:

I антиномия
Тезис Антитезис
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он беско­нечен во времени и в пространстве
II антиномия
Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что сложено из простого сложено из простого Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого
III антиномия
Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность(причинность через свободу) Нет никакой свободы, все соверша­ется в мире по законам природы
IV антиномия
К миру принадлежит, или как часть его или как его причина Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне его — как его причины

Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические» доказательства бьггия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры тре­бует «практический разум», т.е. наше нравственное сознание.

Учение Канта об антиномиях сыграло громадную роль в ис­тории диалектики. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении про­тиворечивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходи­мости. Антиномии послужили сильным импульсом для после­дующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

Этика. Нравственный закон. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика прак­тического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793).

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и мораль­ный закон во мне»'. Согласно Канту, человек поступает необхо­димо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходи­мости, а как нравственное существо он принадлежит миру умо­постигаемых вещей — ноуменов. И в этом качестве он свобо­ден. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтoбы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственное долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради ко­рыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.

В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принци­пы воли данного единичного лица, а закон — это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет им­перативом, т.е. правилом, которое характеризуется долженст­вованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение кото­рых связывается с наличием определенных условий, и катего­рические, которые обязательны при всех условиях. Что касает­ся нравственности, то в ней должен быть только один катего­рический императив как высший ее закон.

Кант считал необходимым подробно исследовать всю сово­купность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит само­убийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродете­ли правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравст­венному судилищу». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Лю­бовь он толковал как благоволение, определяя «как удовольст­вие от счастья других». Участливость он понимал как состра­дание другим людям в их несчастьях и как разделение их ра­достей.

Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеко­ненавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.

Таким образом, философия нравственности И. Канта содер­жит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значе­ние: оно ориентирует человека и общество на ценности мо­ральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эго­истических интересов.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частно­собственнических интересов может посредством права приво­диться к определенной согласованности, исключающей необ­ходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, ко­торая рассматривается в социальной философии И. Канта, как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики:

1) при благоприятных условиях захватывай чужие террито­рии, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил;

3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гума­нистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священ­ным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти»'.

Наши рекомендации