Нравственный долг по отношению к животным
Обязанности человека по отношению к животным, налагаемый нравственностью, также довольно обстоятельно изложены в учении Мухаммеда и установлены некоторые правила, нарушение которых считается большим преступлением перед Богом. В отношении к животным человек, прежде всего, должен быть милосердным, говорит Шариатулъ-ислами2). Первым ответственным грехом считается ударить животное по морде или по рылу за заслуженную им вину. Строго запрещаются всякого рода мучения и истязания, безусловно, всех животных.
Если нужно убить какое либо животное, то надобно чтобы это было сделано, как можно легче и сопровождалось как можно меньшими страданиями для животного, например, ни коим образом не допускается ударить животное по голове и душить или топтать его ногами.
') Шариатулъ-ислами, стр. 489. ') Стр. 498.
За особый грех считается бросить в огонь какое либо животное, хотя бы оно было самое ничтожное, как блоха и т. п.
Не дозволяется обрезать у живого животного, какой либо из его членов; также запрещается делать животное мишенью для стрельбы, не дозволяется также подходить по ночам к месту, избранному птицами для отдыха, что должно быть свято соблюдаемо.
Также Мухаммед запретил устраивать зрелища из боя птиц и зверей, также запрещено всякого рода обращение с животными, какое не соответствовало бы природному их назначению, например, нельзя ездить на корове верхом, или класть груз на ее спину.
Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных.
Шариатулъ-ислами пишет:4) «ежедневно нужно осматривать и предлагать корму и воды животным, по крайней мере, до 70 раз в день».
Также следует очищать животных от приставших к ним нечистот.
Допускается без нужды убивать лишь вредных для человека животных, как-то: змей, скорпионов, фаланг и т. п.
Заключение.
Такова сущность учения Ислама и мы не видим надобности подсказывать читателю вывода в пользу или в ущерб высоко-нравственным правилам, переданным Магометом в Коране и в его изречениях (хадисах):
Стр. 499.
собственный здравый смысл укажет читателю, до какой степени несправедливы нападки некоторых европейских писателей на последователей исламизма. Велики и святы обязанности, налагаемые Кораном на исповедников, и только при строгом, неукоснительном их соблюдении исповедники его могут иметь право называться «правоверными». Можно ли обвинять закон за то, что его не соблюдают или дают ему превратные толкования? Во всякой религии — и в самой христианской — существуют фанатики, изуверы и вольнодумцы; но следует ли из этого, чтобы учение христианское было достойно порицания.
После всего вышеизложенного можно ли назвать исламизм религиею, проповедующею нетерпимость к другим вероисповеданиям, обскурантизм и ненависть к паукам? Отнюдь.
Начнем с веротерпимости, проповедуемой религиозными и гражданскими установлениями исламизма. Если бы мусульмане свято и ненарушимо соблюдали приведенный нами указ Магомета — отношения мира мусульманского к xpистианскому были бы всегда самые дружелюбные. Возьмем в подтверждение факты исторические. Монголы-мусульмане, поработив древнюю Россию, никогда не посягали на ее вероисповедание, оказывая глубокое уважение к служителям церкви православной, из коих митрополит Алексей пользовался даже особенною благосклонностью хана Узбека. Миновали века ига монгольского; Россия, в свою очередь, покорив Крым, Кавказ и некоторые области Азиатской Турции, предоставила тамошним жителям-мусульманам полную свободу вероисповедания, чем и объясняется глубокое сочувствие к России ее мусульманских подданных.
Всевышний и Всеведущий есть и источник всех наук и познаний»'). Служение наук* есть видоизмененное служение ее Источнику. Первое и высшее из всех знаний есть богопознание, наука—дочь религии. Дочь никогда не должна кичиться и возноситься перед матерью, как-бы не стремился разум человеческий к саморазвитию и познаниям, но и им положен предел, как и самой жизни человеческой, и есть великие, сокровенные тайны между Творцом и человеком, которых никогда не проникнет и не постигнет разум человеческий. Нет в мире того сосуда, в котором мог бы уместиться океан. Гордость погубила сатану, та же гордость разума человеческого, отвлекая его от Источника познаний, ведет его в пучины заблуждений. Отсюда разлад науки с религией и напускной атеизм нашего времени. Цель Ислама примирять науку с религиею и ни мало не преграждать путей ученым в их похвальных стремлениях. Здесь мы повторим ска
3) Относительно свойств человеческих знаний у мусульманских философов есть очень много толковых и замечательных разъяснений. Вот, например, что пишет Казы Мубаряк: «Знания у человека есть отражение от Источника святил; Он есть самобытное существо и абсолютный свет; Всевышний есть сущая истина, как самое бытие у человека есть отражение бытия Источника всех существований. Отношение умов к нему подобно отношению луны к солнцу, луна, не будучи светла самостоятельно, есть тело темное, но светит, заимствуя свой свет от солнца, точно также бытие всех существ в зависимости от отражения в них бытия верховного; точно также знания человеческие зависят от отражения источника света знания истинно Сущегого самобытного Создателя всех (Кяма инна вджуда мумкинат хва вджуде ваджеб; кязяликя иль мухе хва эль-муль ваджеб; несбятуль укуль иляйхи кя несбятель камарьиля шшамс, кяма эння вджудехе бель араз кязяликя алимиятиги бель араз, мин тель-каи ифазатиль ал-лямуль хак. (Казы Мубаряк хашьяту сюллям).
занное нами в возражении на речь Эрнеста Ренана: «Ислам и наука» *). — Разрыв между наукою и религиею, который замечается по временам у некоторых народов, есть принадлежность известных ступеней развития; он происходит иногда от недостаточности познаний, иногда от недостаточного понимания религии. Но конечный идеал, к которому стремится человечество и окончательная цель его развития на земле — есть объединение религий и науки, этих высших областей духовного Mиpa человека. Дай Бог, скажем мы, чтобы современные ученые прониклись этою истиною и употребляли бы свое знание и все таланты не во вред религии и на затушение ее в недрах науки, а, напротив, в установлении между наукою и религиею уважения друг к другу. Мудрость ученых людей и философов не состоит в том, чтобы в угоду своих научных систем, часто изменяющихся, похоронить религию, как явление враждебное науке. Нет, тысячу раз нет! Задача современной науки должна состоять в том, чтобы найти исходную точку для установления взаимного соглашения между наукою и религиею для совместного достижения истины. Вот, по нашему мнению, в чем должен заключаться девиз современной науки. Установив тесную взаимную связь между этими двумя областями духовного мира человека, религиозного чувства и разума, устранится вместе с тем фанатизм фанатиков религии и фанатизм фанатиков науки — и тогда религия и наука дружно пойдут вместе по пути достижения тех истин, высших идеалов разумной нравственности и доброте
') Спб. 1883 г., стр. 37 — 38.
тели, которые составляют конечную цель человечества на земле. Вот в чем состоит, по нашему глубокому убеждению, ближайшая задача современных мужей науки».
Это убеждение ни мало не противоречит учению Ислама, которое ни в едином из своих пунктов не относится враждебно ни к науке, ни к умственному развитию человечества.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие…………………………………………………………..
ОТДЕЛ I.
ГЛАВА I.
Коран и его принятие в Исламе……………………………………
ГЛАВА II.
Учение Магомета об образовании…………………………………...
ГЛАВА III.
Отзывы арабских ученых об образовании и наук ………………..
ОТДЕЛ П.
ЭТИКА ИСЛАМА.
Учение Ислама о морали……………………………………………….
Гордость и учтивость…………………………………………………...
Лицемерие, усердие…………………………………………………...
Клевета……………………………………………………………….. Коварство, измена, неисполнительность……………………………
Гнев и суровость, приветливость и кротость………………………..
О благотворительности у аравитян…………………………………
О пользе; труда, промысла и о запрещении нищенства……………..
О сиротах………………………………………………………………
Отношение Ислама к женщинам и к семейному быту………
Ограничение свободы женщины……………………………………...
Семейный быт……………………………………………………
Отношение Ислама к иноверцам или веротерпимость Ислама…
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Указ о привилегиях, данных Магометом христианам…………………..
Покровительственное попечение Мухаммеда о рабах………………….
О невольниках………………………………………………………………
Нравственный долг по отношению к животным…………………………
Заключение………………………………………………………………….
[1] Обращаем здесь внимание читателя на движение против алкоголизма, охватившее теперь всю Европу. В Исламе этот вопрос решен, и вряд ли можно спорить, что в этом отношении положение мусульман, много завидней, чем европейцев, не говоря уже об англичанах, культивирующих употребления опия в Китае.
[2] Вот данные шариата относительно предохранения от чумы (тагун) и холеры (ваба): не толкайте самих себя вашими же руками в гибель. (Коран гл. 2 ст. 191).
Хадис. Абду Рохман передает от Мухаммада: «Тагун (чума) есть мука, если услышите о ее свирепствовании в какой нибудь стране, то не вступайте в эту страну, а равно, если она застигла вас на месте, то не покидайте этого места». (Хадими т. 2 стр. 1674). [2] Вот данные шариата относительно предохранения от чумы (тагун) и холеры (ваба): не толкайте самих себя вашими же руками в гибель. (Коран гл. 2 ст. 191).
Хадис. Абду Рохман передает от Мухаммада: «Тагун (чума) есть мука, если услышите о ее свирепствовании в какой нибудь стране, то не вступайте в эту страну, а равно, если она застигла вас на месте, то не покидайте этого места». (Хадими т. 2 стр. 1674).
Усама ибн Зайд передает также от Мухаммада: «Если вы услышите, что в какой либо земле чума или холера, то не входите в эту землю, а равно не убегайте из этой земли». (Алиуль – Кари т. 1 стр. 141).
При обсуждении о мерах предосторожности при повальных болезнях лучшей иллюстрацией точки зрения ислама на этот вопрос может служить следующее событие, случившееся в одном из походов халифа Умара. Выступивши из Медины, халиф остановился на стоянку в местечке под названием «Джаибия», лежащем на пути в Сирию (Шам), и здесь до его сведения дошло, что в Сирии свирепствует чума, сопровождавшаяся большой смертностью. В лагере халифа произошло большое смятение. Возникло разногласие, весь лагерь разделился на две партии: одни требовали продолжать поход и не боялись чумы, говоря, что судьба неизбежна, и порицали других в трусости и желании избежать судьбы и смерти. Другие же напротив требовали вернуться обратно в Медину, ссылаясь при этом на следующее изречение Корана: «Не толкайте самих себя в гибель» (гл. 2 стр. 191). Узнавши обо всем этом халиф собрал совет где решили не вступая в Сирию вернуться обратно в Медину. Когда противники этого возразили ему, неужели вы желаете избегнуть судьбы Аллаха, то Умар ответил: «Да мы бежим от судьбы к судьбе, - и не войдем в город где свирепствует чума, а вернемся обратно». (Книга Ихьяуль-Улюм ли имам аль-Газали, т. 4 стр. 225).
Усама ибн Зайд передает также от Мухаммада: «Если вы услышите, что в какой либо земле чума или холера, то не входите в эту землю, а равно не убегайте из этой земли». (Алиуль – Кари т. 1 стр. 141).
При обсуждении о мерах предосторожности при повальных болезнях лучшей иллюстрацией точки зрения ислама на этот вопрос может служить следующее событие, случившееся в одном из походов халифа Умара. Выступивши из Медины, халиф остановился на стоянку в местечке под названием «Джаибия», лежащем на пути в Сирию (Шам), и здесь до его сведения дошло, что в Сирии свирепствует чума, сопровождавшаяся большой смертностью. В лагере халифа произошло большое смятение. Возникло разногласие, весь лагерь разделился на две партии: одни требовали продолжать поход и не боялись чумы, говоря, что судьба неизбежна, и порицали других в трусости и желании избежать судьбы и смерти. Другие же напротив требовали вернуться обратно в Медину, ссылаясь при этом на следующее изречение Корана: «Не толкайте самих себя в гибель» (гл. 2 стр. 191). Узнавши обо всем этом халиф собрал совет где решили не вступая в Сирию вернуться обратно в Медину. Когда противники этого возразили ему, неужели вы желаете избегнуть судьбы Аллаха, то Умар ответил: «Да мы бежим от судьбы к судьбе, - и не войдем в город где свирепствует чума, а вернемся обратно». (Книга Ихьяуль-Улюм ли имам аль-Газали, т. 4 стр. 225).
[3] Абу Али Сина, названный третьим учителем (аль мугалим ас-салис) умер в Хамадане в 428 году.
1 В понятии и разъяснении слова эль-м (науки) в этом предании сильно расходились во мнении По словам Менави разногласия и мнения здесь дошли до 20 толкований, так что каждая школа старалась дать разъяснение согласно своим воззрениям.
Толковали, что наука эта должна быть (эльмул-калям) догматическим богословием. Факехи, законоведы, говорили, что это (эль-мул-усул) юриспруденция и законоведение. Лексикологи, грамматики толковали в смысле, этих наук; толкователи алкорана (эл-мул-тафсир)—богословие.
1 Т. е. учить и преподавать, решать вопросы, говорить проповиди и сочинять книги (хадими).
2 это предание разъясняется учеными тем, что молитва есть лично только для себя, учение же, как для себя, так и для других. Магомет лучшими людьми назвал тех, которые приносят пользу другим
1 Хотя некоторые считают его противником философских школ, но это происходить от ошибочного понимания смысла некоторых произнесённых им слов. Об этом, впрочем, мы еще будем говорить.
2 Родился в г. Tyле в 1058 году.
1 Все порочные и дурные качества называются у арабов бедствием сердца (афатулъ-кальб).
2 Магомет говорил своим собеседникам: 1Ахсину ахлякикюм, т.е. улучшайте свои нравы.
3 Так как предметы, приказываемые или запрещаемые шариатом, считаются возможными, находящимися во власти человека, то юриспруденция мусульманских законоведов шариата не касается того, что вне воли человеческой.
4 Передает Сахаба Абухрайра.
5 Сахаба Анас.
1 Айша, дочь Абу-бекра, жена Магомета.
2 После этого становится для нас странным и непонятным, почему один из высоких авторитетов в одном из своих сочинений отзывается относительно Ислама, что будто Ислам не имеет предметов своего учения исправления сердца. Так говорится: «Неизбежным плодом такого учения выходит то, что вся нравственность мусульманина ограничивается строгим исполнением одних внешних постановлений, а на исправление сердца не обращается почти никакого внимания».
3 Она же.
4 Имам Термези.
5 Абу-хурайра.
1 Ибн-Аббас.
2 Абу-Хурайра.
3 Абдуллах-бену-Зубейр.
4 Абу-Хурайра.
5 Тямим дир-Сахаба.
1 Абу-Хурайра.
2 Бену Хариса
1 Аби-Саид-эль-Хазари.
2 Анаса.
1 Ибну-Айена.
1 Ибн-Хузайфя.
2 Абу-Хурайра.
3 Ибн-Аваиля.
4 Анаса
5 Абдуллах-бен-Умар.
1 Ибнъ-Аббасъ.
1 Джамеа-Ссагиръ
1 Предания Магомета называются хадисами.
1 Предание Абу-Хряйры.
2 Ибнъ-Аббасъ
3 Джамеа Сагиръ.
4 Bcевышеприведенныя предания заимствованы из известной книи подназванием Хадими.
5 Хадисы заимствованные из книги под названием Дуррятуль ваизины.
6 Хадтс этот передается Шариатуль-ислами
1 Этот хадис как и предыдущий помещен в книге Шариатуль-ислами.
1 О распространении вакуфа в мусульманских странах прекрасно может свидетельствовать тот факт, что в Турции нашли необходимым учредить отдельный пост министра над вакуфами.
1 Хадими, т. II, стран. 887.
2 Бездельно праздношатающихся называл мертвецами.
3 Шариатулъ-ислами, стран. 225.
4 Абу-Хряйра, книга Тянбихъ.
1 У Авраама, Якова, Соломона было по несколько жен, У Давида было сто жен(Шариатуль-ислами)
2 Во первых – во внимание к темпераменту жителей востока; во вторых при обязательном отчуждении мужчины от женщины вовремя известных отправлений, свойственных женскому организму.
3 Стран.474.
1 Не здесь ли кроется секрет зависимости европейца от женщины?