Нравственный долг по отношению к животным

Обязанности человека по отношению к животным, налагаемый нравственностью, также довольно обстоятельно изложены в учении Мухаммеда и установлены некоторые правила, нарушение которых считается большим преступлением перед Богом. В отношении к животным человек, прежде всего, должен быть милосердным, говорит Шариатулъ-ислами2). Первым ответственным грехом считается ударить животное по морде или по рылу за заслуженную им вину. Строго запрещаются всякого рода мучения и истязания, безусловно, всех животных.

Если нужно убить какое либо животное, то надобно что­бы это было сделано, как можно легче и сопровождалось как можно меньшими страданиями для животного, например, ни коим образом не допускается ударить живот­ное по голове и душить или топтать его ногами.

') Шариатулъ-ислами, стр. 489. ') Стр. 498.

За особый грех считается бросить в огонь какое либо животное, хотя бы оно было самое ничтожное, как блоха и т. п.

Не дозволяется обрезать у живого животного, какой либо из его членов; также запрещается делать животное мишенью для стрельбы, не дозволяется также подходить по ночам к месту, избранному птицами для отдыха, что должно быть свято соблюдаемо.

Также Мухаммед запретил устраивать зрелища из боя птиц и зверей, также запрещено всякого рода обращение с животными, какое не соответствовало бы природному их назначению, например, нельзя ездить на ко­рове верхом, или класть груз на ее спину.

Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных.

Шариатулъ-ислами пишет:4) «ежедневно нужно осма­тривать и предлагать корму и воды животным, по край­ней мере, до 70 раз в день».

Также следует очищать животных от приставших к ним нечистот.

Допускается без нужды убивать лишь вредных для человека животных, как-то: змей, скорпионов, фаланг и т. п.

Заключение.

Такова сущность учения Ислама и мы не видим надоб­ности подсказывать читателю вывода в пользу или в ущерб высоко-нравственным правилам, переданным Магометом в Коране и в его изречениях (хадисах):

Стр. 499.

собственный здравый смысл укажет читателю, до какой степени несправедливы нападки некоторых европейских писателей на последователей исламизма. Велики и святы обязанности, налагаемые Кораном на исповедников, и только при строгом, неукоснительном их соблюдении исповедники его могут иметь право называться «право­верными». Можно ли обвинять закон за то, что его не соблюдают или дают ему превратные толкования? Во всякой религии — и в самой христианской — существуют фанатики, изуверы и вольнодумцы; но следует ли из этого, чтобы учение христианское было достойно порицания.

После всего вышеизложенного можно ли назвать исламизм религиею, проповедующею нетерпимость к другим вероисповеданиям, обскурантизм и ненависть к паукам? Отнюдь.

Начнем с веротерпимости, проповедуемой религиозными и гражданскими установлениями исламизма. Если бы мусульмане свято и ненарушимо соблюдали приведен­ный нами указ Магомета — отношения мира мусульманского к xpистианскому были бы всегда самые дружелюбные. Возьмем в подтверждение факты исторические. Мон­голы-мусульмане, поработив древнюю Россию, никогда не посягали на ее вероисповедание, оказывая глубокое уважение к служителям церкви православной, из коих митрополит Алексей пользовался даже особенною благосклонностью хана Узбека. Миновали века ига монгольского; Россия, в свою очередь, покорив Крым, Кавказ и некоторые области Азиатской Турции, предоставила тамошним жителям-мусульманам полную свободу вероисповедания, чем и объясняется глубокое сочувствие к России ее мусульманских подданных.

Всевышний и Всеведущий есть и источник всех наук и познаний»'). Служение наук* есть видоизмененное служение ее Источнику. Первое и высшее из всех знаний есть богопознание, наука—дочь религии. Дочь никогда не должна кичиться и возноситься перед матерью, как-бы не стремился разум человеческий к саморазвитию и познаниям, но и им положен предел, как и самой жизни человеческой, и есть великие, сокровенные тайны между Творцом и человеком, которых никогда не проникнет и не постигнет разум человеческий. Нет в мире того со­суда, в котором мог бы уместиться океан. Гордость по­губила сатану, та же гордость разума человеческого, отвле­кая его от Источника познаний, ведет его в пучины заблуждений. Отсюда разлад науки с религией и напускной атеизм нашего времени. Цель Ислама примирять науку с религиею и ни мало не преграждать путей ученым в их похвальных стремлениях. Здесь мы повторим ска

3) Относительно свойств человеческих знаний у мусульманских философов есть очень много толковых и замечательных разъяснений. Вот, например, что пишет Казы Мубаряк: «Знания у человека есть отражение от Источника святил; Он есть самобытное существо и абсолютный свет; Всевышний есть сущая истина, как самое бытие у человека есть отражение бытия Источ­ника всех существований. Отношение умов к нему подобно отношению луны к солнцу, луна, не будучи светла самостоятельно, есть тело темное, но светит, заимствуя свой свет от солнца, точно также бытие всех существ в зависимости от отражения в них бытия верховного; точно также знания человеческие зависят от отражения источника света знания истинно Сущегого самобытного Создателя всех (Кяма инна вджуда мумкинат хва вджуде ваджеб; кязяликя иль мухе хва эль-муль ваджеб; несбятуль укуль иляйхи кя несбятель камарьиля шшамс, кяма эння вджудехе бель араз кязяликя алимиятиги бель араз, мин тель-каи ифазатиль ал-лямуль хак. (Казы Мубаряк хашьяту сюллям).

занное нами в возражении на речь Эрнеста Ренана: «Ислам и наука» *). — Разрыв между наукою и религиею, который замечается по временам у некоторых народов, есть принадлежность известных ступеней развития; он происходит иногда от недостаточности позна­ний, иногда от недостаточного понимания религии. Но конечный идеал, к которому стремится человечество и окончательная цель его развития на земле — есть объединение религий и науки, этих высших областей духовного Mиpa человека. Дай Бог, скажем мы, чтобы совре­менные ученые прониклись этою истиною и употребля­ли бы свое знание и все таланты не во вред религии и на затушение ее в недрах науки, а, напротив, в установлении между наукою и религиею уважения друг к другу. Мудрость ученых людей и философов не состоит в том, чтобы в угоду своих научных систем, ча­сто изменяющихся, похоронить религию, как явление враждебное науке. Нет, тысячу раз нет! Задача со­временной науки должна состоять в том, чтобы найти исходную точку для установления взаимного соглашения между наукою и религиею для совместного достижения истины. Вот, по нашему мнению, в чем должен за­ключаться девиз современной науки. Установив тесную взаимную связь между этими двумя областями духовного мира человека, религиозного чувства и разума, устранится вместе с тем фанатизм фанатиков религии и фанатизм фанатиков науки — и тогда религия и наука дружно пойдут вместе по пути достижения тех истин, высших идеалов разумной нравственности и доброте

') Спб. 1883 г., стр. 37 — 38.

тели, которые составляют конечную цель человечества на земле. Вот в чем состоит, по нашему глубо­кому убеждению, ближайшая задача современных мужей науки».

Это убеждение ни мало не противоречит учению Ислама, которое ни в едином из своих пунктов не относится враждебно ни к науке, ни к умственному развитию человечества.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Предисловие…………………………………………………………..

ОТДЕЛ I.

ГЛАВА I.

Коран и его принятие в Исламе……………………………………

ГЛАВА II.

Учение Магомета об образовании…………………………………...

ГЛАВА III.

Отзывы арабских ученых об образовании и наук ………………..

ОТДЕЛ П.

ЭТИКА ИСЛАМА.

Учение Ислама о морали……………………………………………….

Гордость и учтивость…………………………………………………...

Лицемерие, усердие…………………………………………………...

Клевета……………………………………………………………….. Коварство, измена, неисполнительность……………………………

Гнев и суровость, приветливость и кротость………………………..

О благотворительности у аравитян…………………………………

О пользе; труда, промысла и о запрещении нищенства……………..

О сиротах………………………………………………………………

Отношение Ислама к женщинам и к семейному быту………

Ограничение свободы женщины……………………………………...

Семейный быт……………………………………………………

Отношение Ислама к иноверцам или веротерпимость Ислама…

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Указ о привилегиях, данных Магометом христианам…………………..

Покровительственное попечение Мухаммеда о рабах………………….

О невольниках………………………………………………………………

Нравственный долг по отношению к животным…………………………

Заключение………………………………………………………………….

[1] Обращаем здесь внимание читателя на движение против алко­голизма, охватившее теперь всю Европу. В Исламе этот вопрос решен, и вряд ли можно спорить, что в этом отношении положение мусульман, много завидней, чем европейцев, не говоря уже об англичанах, культивирующих употребления опия в Китае.

[2] Вот данные шариата относительно предохранения от чумы (тагун) и холеры (ваба): не толкайте самих себя вашими же руками в гибель. (Коран гл. 2 ст. 191).

Хадис. Абду Рохман передает от Мухаммада: «Тагун (чума) есть мука, если услышите о ее свирепствовании в какой нибудь стране, то не вступайте в эту страну, а равно, если она застигла вас на месте, то не покидайте этого места». (Хадими т. 2 стр. 1674). [2] Вот данные шариата относительно предохранения от чумы (тагун) и холеры (ваба): не толкайте самих себя вашими же руками в гибель. (Коран гл. 2 ст. 191).

Хадис. Абду Рохман передает от Мухаммада: «Тагун (чума) есть мука, если услышите о ее свирепствовании в какой нибудь стране, то не вступайте в эту страну, а равно, если она застигла вас на месте, то не покидайте этого места». (Хадими т. 2 стр. 1674).

Усама ибн Зайд передает также от Мухаммада: «Если вы услышите, что в какой либо земле чума или холера, то не входите в эту землю, а равно не убегайте из этой земли». (Алиуль – Кари т. 1 стр. 141).

При обсуждении о мерах предосторожности при повальных болезнях лучшей иллюстрацией точки зрения ислама на этот вопрос может служить следующее событие, случившееся в одном из походов халифа Умара. Выступивши из Медины, халиф остановился на стоянку в местечке под названием «Джаибия», лежащем на пути в Сирию (Шам), и здесь до его сведения дошло, что в Сирии свирепствует чума, сопровождавшаяся большой смертностью. В лагере халифа произошло большое смятение. Возникло разногласие, весь лагерь разделился на две партии: одни требовали продолжать поход и не боялись чумы, говоря, что судьба неизбежна, и порицали других в трусости и желании избежать судьбы и смерти. Другие же напротив требовали вернуться обратно в Медину, ссылаясь при этом на следующее изречение Корана: «Не толкайте самих себя в гибель» (гл. 2 стр. 191). Узнавши обо всем этом халиф собрал совет где решили не вступая в Сирию вернуться обратно в Медину. Когда противники этого возразили ему, неужели вы желаете избегнуть судьбы Аллаха, то Умар ответил: «Да мы бежим от судьбы к судьбе, - и не войдем в город где свирепствует чума, а вернемся обратно». (Книга Ихьяуль-Улюм ли имам аль-Газали, т. 4 стр. 225).

Усама ибн Зайд передает также от Мухаммада: «Если вы услышите, что в какой либо земле чума или холера, то не входите в эту землю, а равно не убегайте из этой земли». (Алиуль – Кари т. 1 стр. 141).

При обсуждении о мерах предосторожности при повальных болезнях лучшей иллюстрацией точки зрения ислама на этот вопрос может служить следующее событие, случившееся в одном из походов халифа Умара. Выступивши из Медины, халиф остановился на стоянку в местечке под названием «Джаибия», лежащем на пути в Сирию (Шам), и здесь до его сведения дошло, что в Сирии свирепствует чума, сопровождавшаяся большой смертностью. В лагере халифа произошло большое смятение. Возникло разногласие, весь лагерь разделился на две партии: одни требовали продолжать поход и не боялись чумы, говоря, что судьба неизбежна, и порицали других в трусости и желании избежать судьбы и смерти. Другие же напротив требовали вернуться обратно в Медину, ссылаясь при этом на следующее изречение Корана: «Не толкайте самих себя в гибель» (гл. 2 стр. 191). Узнавши обо всем этом халиф собрал совет где решили не вступая в Сирию вернуться обратно в Медину. Когда противники этого возразили ему, неужели вы желаете избегнуть судьбы Аллаха, то Умар ответил: «Да мы бежим от судьбы к судьбе, - и не войдем в город где свирепствует чума, а вернемся обратно». (Книга Ихьяуль-Улюм ли имам аль-Газали, т. 4 стр. 225).

[3] Абу Али Сина, названный третьим учителем (аль мугалим ас-салис) умер в Хамадане в 428 году.

1 В понятии и разъяснении слова эль-м (науки) в этом предании сильно расходились во мнении По словам Менави разногласия и мнения здесь дошли до 20 толкований, так что каждая школа старалась дать разъяснение согласно своим воззрениям.

Толковали, что наука эта должна быть (эльмул-калям) догматическим богословием. Факехи, законоведы, говорили, что это (эль-мул-усул) юриспруденция и законоведение. Лексикологи, грамма­тики толковали в смысле, этих наук; толкователи алкорана (эл-мул-тафсир)—богословие.

1 Т. е. учить и преподавать, решать вопросы, говорить проповиди и сочинять книги (хадими).

2 это предание разъясняется учеными тем, что молитва есть лично только для себя, учение же, как для себя, так и для других. Магомет лучшими людьми назвал тех, которые приносят пользу другим

1 Хотя некоторые считают его противником философских школ, но это происходить от ошибочного понимания смысла некоторых произнесённых им слов. Об этом, впрочем, мы еще будем говорить.

2 Родился в г. Tyле в 1058 году.

1 Все порочные и дурные качества называются у арабов бедствием сердца (афатулъ-кальб).

2 Магомет говорил своим собеседникам: 1Ахсину ахлякикюм, т.е. улучшайте свои нравы.

3 Так как предметы, прика­зываемые или запрещаемые шариатом, считаются возможными, на­ходящимися во власти человека, то юриспруденция мусульманских законоведов шариата не касается того, что вне воли человеческой.

4 Передает Сахаба Абухрайра.

5 Сахаба Анас.

1 Айша, дочь Абу-бекра, жена Магомета.

2 После этого становится для нас странным и непонятным, почему один из высоких авторитетов в одном из своих сочинений отзывается относительно Ислама, что будто Ислам не имеет предметов своего учения исправления сердца. Так гово­рится: «Неизбежным плодом такого учения выходит то, что вся нравственность мусульманина ограничивается строгим исполнением одних внешних постановлений, а на исправление сердца не обращается почти никакого внимания».

3 Она же.

4 Имам Термези.

5 Абу-хурайра.

1 Ибн-Аббас.

2 Абу-Хурайра.

3 Абдуллах-бену-Зубейр.

4 Абу-Хурайра.

5 Тямим дир-Сахаба.

1 Абу-Хурайра.

2 Бену Хариса

1 Аби-Саид-эль-Хазари.

2 Анаса.

1 Ибну-Айена.

1 Ибн-Хузайфя.

2 Абу-Хурайра.

3 Ибн-Аваиля.

4 Анаса

5 Абдуллах-бен-Умар.

1 Ибнъ-Аббасъ.

1 Джамеа-Ссагиръ

1 Предания Магомета называются хадисами.

1 Предание Абу-Хряйры.

2 Ибнъ-Аббасъ

3 Джамеа Сагиръ.

4 Bcевышеприведенныя предания заимствованы из известной книи подназванием Хадими.

5 Хадисы заимствованные из книги под названием Дуррятуль ваизины.

6 Хадтс этот передается Шариатуль-ислами

1 Этот хадис как и предыдущий помещен в книге Шариатуль-ислами.

1 О распространении вакуфа в мусульманских странах прекрасно может свидетельствовать тот факт, что в Турции нашли необходимым учредить отдельный пост министра над вакуфами.

1 Хадими, т. II, стран. 887.

2 Бездельно праздношатающихся называл мертвецами.

3 Шариатулъ-ислами, стран. 225.

4 Абу-Хряйра, книга Тянбихъ.

1 У Авраама, Якова, Соломона было по несколько жен, У Давида было сто жен(Шариатуль-ислами)

2 Во первых – во внимание к темпераменту жителей востока; во вторых при обязательном отчуждении мужчины от женщины вовремя известных отправлений, свойственных женскому организму.

3 Стран.474.

1 Не здесь ли кроется секрет зависимости европейца от женщины?

Наши рекомендации