Философская мысль беларуси: периоды, основные проблемы. 4 страница

Большое место в познании (особенно в общественных науках) занимает и аксиологический критерий, т.е. обращение к общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным и эстетическим принципам. Но, тем не менее, вне практики мышление оказывается лишенным ценностного измерения, а значит, и философского смысла. Именно поэтому она лежит в основе логического и аксиологического, и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке — все они в конечном итоге (через ряд посредствующих звеньев) оказываются связанными с практикой.

Практика – общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Видами практики считаются материальное производство, социально-политическая деятельность, научный эксперимент. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Во-первых, она выдвигает цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных задач.

Во-вторых, практика помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.

В-третьих, практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

В-четвертых, практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.

26. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Научное познание представляет собой производство знаний или деятельность по генерации нового знания. Наука, как правило, ориентирована на изучение тех объектов, которые прямо или косвенно могут быть включены в преобразовательную деятельность человека, а потому в качестве приоритетной своей цели полагает предвидение процессов преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Поскольку же любое преобразование обуславливается сущностными связями, законами изменения и развития объектов, а сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами, постольку основной задачей науки является выявление законов, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Таким образом, наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Приращение нового знания – это естественный итог любой научной деятельности. Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений. На каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, переосмысливает и уточняет их.

Научное знание не относится к случайным событиям, поскольку ориентировано на фиксацию лишь существенных, устойчивых, необходимых связей в явлениях самой различной природы, т.е. законов. Определяющими признаками научного знания являются логическая последовательность, непротиворечивость, обоснованность, максимальная обобщенность и объективность. Различают следующие формы научного знания:

ФОРМА ЗНАНИЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФАКТ - достоверное знание о единичном; фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий.
ПРОБЛЕМА - знание, фиксирующее некоторое противоречие или противоположные позиции в объяснении каких-либо явлений и требующее адекватной теории для их разрешения.
ГИПОТЕЗА - предположительное суждение о закономерной связи явлений; предположительное решение некоторой научной проблемы.
НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ – это такое объективно-истинное знание о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности, которое устанавливается в результате творческой деятельности ученых, реализующих определенную научно-исследовательскую программу и отличается общественной значимостью и принципиальной новизной.
ТЕОРИЯ – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляет собой идеально-знаковую модель этой сферы.
ЗАКОН - отношение, фиксирующее постоянную необходимую связь между явлениями, свойствами, объектами.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; Картина мира всегда характеризуется большей широтой охвата изучаемых явлений, чем любая отдельно взятая теория. Поэтому на одну и ту же картину мира может отображаться несколько теоретических схем, составляющих ядро различных теорий, в том числе и фундаментальных.

В структуре научного познания выделяют эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни.

уровни ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ
эмпирический уровень Базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Предполагает осуществление наблюдений, индуктивных обобщений и экспериментальную деятельность. На этом уровне в объекте фиксируются факты, дается их описание на ступени явления. Средства этого уровня включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Данное познание доставляет материал, который затем обрабатывается теоретическим познанием. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Эмпирические объекты — это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений. На этом уровне выявляются явления и их связи; в этих связях возможно даже уловить проявление закона (эмпирического).
теоретический уровень На этом уровне отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (конструкции ума исследователя). Здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы построения теории; методы логического и исторического исследования и т.д. Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений. Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность явлений.
метатеоретический уровень науки идеалы и нормы научного исследования - это инвариант, который констатирует науку, отличая ее от других форм познания, выражая стиль мышления эпохи, позволяя отличить одну науку от другой. Они включают в себя идеалы и нормы: 1) доказательности и обоснования знания; 1) 2) объяснения и описания; 2) 3) построения и организации знания.
научная картина мира – это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. Это целостная концептуальная система, дающая интегральное научное представление о природе и обществе. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов.
Философские основания науки Философия является средством адаптации научного знания к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Философские идеи и принципы обеспечивают эвристику поиска. Философия генерирует своеобразные «проекты», предельно обобщенные теоретические схемы потенциально возможных мировоззренческих структур, тем самым, задавая научному поиску новые направления. Философия выступает в качестве методологического основания науки, поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания, активно используемых в последствии наукой. Философия сама является методом познания, поскольку всегда определяет стратегию познавательной активности.

27. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Познание, как специфический вид деятельности, для своего осуществления требует определенных приемов и операций, призванных обеспечить достижение поставленных познавательных целей. Это методические средства познавательной деятельности. Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности. Метод должен включать в себя 1) сформулированную цель

2) описание объективной ситуации, в пределах которой решается практическая или теоретическая задача

3) процедуру или перечень операций, которые необходимо осуществить для достижения цели в заданных условиях.

На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только позже осознается людьми. В сфере же науки метод формируется сознательно и целенаправленно. Научный метод только тогда соответствует своему статусу, когда он обеспечивает адекватное отображение свойств и закономерностей предметов внешнего мира. Поэтому научный метод совпадает с научной теорией. Метод – это теория в ее практическом применении. С одной стороны, теория представляет собой систему знаний о том или ином фрагменте мира, а с другой - она же выступает и как средство решения телоретических задач, то есть как метод.

Научному методу свойственны следующие признаки:

1) ясность или общедоступность;

2) детерминированность или отсутствие стихийности и произвола в применении;

3) направленность или способность обеспечивать достижение цели;

4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Методы, используемые в познавательной деятельности, можно разделить на три группы. К первой относятся общелогические методы, применяемые в любом акте познания и на любом уровне. Это анализ синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия и другие.

Ко второй группе относятся методы, применяемые только в определенной научной теории и приспособленные для исследования именно данного объекта. Отличительной особенностью этих методов является их зависимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач. Это конкретно-научные или дисциплинарные методы.

Третью группу составляют общенаучные методы, которые в меньшей степени зависят от специфики объекта исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования. На этом основании данные методы можно разделить на методы эмпирического и теоретического познания, которые соответствуют эмпирическому и теоретическому этапу исследования.

МЕТОДЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
общелогические анализ Расчленение (мысленное или реальное) изучаемого объекта на элементы.
синтез Соединение (мысленное или реальное) различных элементов изучаемого объекта в единое целое.
абстрагирование Целенаправленное выделение интересующих свойств изучаемого объекта и одновременное отвлечение от других его свойств.
обобщение Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области.
идеализация Мысленное конструирование понятий об объектах, явлениях и процессах, в действительности не существующих, но таких, для которых в реальном мире имеются прообразы.
аналогия Перенос знания, полученного из ранее рассматриваемого объекта, на изучаемый объект, обладающий сходными существенными признаками.
индукция Переход от фактов к некоторому общему положению.
дедукция Переход от общих знаний к знаниям различной степени общности.
эмпирические наблюдение Это способ изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в ход их движения и развития. Он не меняет условий их существования, никак на них не воздействует
эксперимент Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых (естественных или искусственных) условиях исследуются явления природы и общества.
описание Закрепляет и передает результаты наблюдения или эксперимента с помощью определенных знаковых средств. Описывать факт – это значит ответить на вопрос, какой он, какими свойствами обладает.
теоретические формализация Заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).
метод восхождения от абстрактного к конкретному Заключается в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета исследования. Другими словами, метод характеризует направленность научного познания в целом – движение от менее содержательного знания к более содержательному.
аксиоматический метод Предполагает в качестве исходных положений набор логически связанных между собой аксиом, из которых по определенным правилам строится система выводных предложений. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.
гипотетико-дедуктивный метод Заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

28. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. Философское осмысление общества представлено в рамках социальной философии. Социальная философия отличается от других социальных наук, в частности от социологии, тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем материального мира, занимающей в нем специфическое место. Учитывая отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, она изучает специфические закономерности проявления жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Другими словами, социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.

Объектом познания социальной философии является общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий.

Предметом социальной философии является знание всеобщих оснований целостности общественного бытия, факторов и закономерностей его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество или какова его природа, закономерности существования и развития.

В истории философии не сложилось единого взгляда на проблемы общества. Различают целый ряд исследовательских программ:

философская мысль беларуси: периоды, основные проблемы. 4 страница - student2.ru

философская мысль беларуси: периоды, основные проблемы. 4 страница - student2.ru

философская мысль беларуси: периоды, основные проблемы. 4 страница - student2.ru

Из всех античных философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, трактат Платона «Государство» стал первой в истории попыткой осмысления сущности общества. Согласно Платону, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем если бы каждый выращивал хлеб, изготовлял одежду, обувь, так как лучше работает тот, кто владеет каким-либо одним искусством и не отвлекается на другие работы. Платон также определяет, каким должно быть совершенное общество, общежитие людей в полисе, их воспитание и взаимоотношения друг с другом. Он убежден, что три основные начала совершенного государства, деловое, защитное и совещательное, соответствуют трем началам человеческой души, вожделеющему, яростному и разумному. Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; яростной чести, добродетель которой в мужестве, – сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку все в таком государстве служат ему как некоей целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела.

Аристотель представил общество как единство четырех основных элементов: человек, семья, селение, государство, свойства которых согласованы. Он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе – аристократию, республику, демократию и др. Основной целью государства считал достижение всеобщего блага и справедливости.

В Средние века сложилось и господствовало религиозное понимание общества. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом. Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбой сил Добра и Зла. Утверждалось, что история общества, как и жизнь индивида, также имеет свои периоды – рождение, расцвет и смерть. Высказывалось убеждение, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение Царства Божьего.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле. В социальных учениях той поры проводилась мысль о том, что общество – это сложное сообщество людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом во имя совместной деятельности и безопасности (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.). В это время возник и утопический социализм (Т. Мор и др.) и крупные политические учения (Н. Макиавелли), появляется идея круговорота в истории (Д. Вико), входит в научный оборот термин "философия истории" (Ф. Вольтер). Разум и знание рассматривались в это историческое время как важнейшие двигатели прогресса общества, а религия и церковь как основные препятствия этого процесса.

В начале XIX в. в философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немецкий писатель и историк И. Гердер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к "гуманному" состоянию. Г. Гегель представил всю историю в виде процесса шествия мирового духа. И. Кант, Л. Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание.

Идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного подхода к нему, выдвинутые О. Контом, основоположником науки об обществе, социологии, стали приоритетными для последующих стратегий социального познания. Последователь О.Конта Г. Спенсер начинает рассматривать социальную эволюцию как продолжение биологической, тем самым, подчеркивая природную основу социальных явлений. Немецкий социолог Г. Зиммель, считающий взаимодействие людей "клеточкой" общества, акцентирует внимание на изучении таких, носящих "сквозной" для человечества характер, форм социального взаимодействия, как конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор. Французский социолог Э. Дюркгейм в понимании сущности общества исходит из идеи примата целого над частью. Он усматривает в социальности главное интегральное свойство общества, функцию объединения людей в целостную систему. Основным механизмом общественного развития полагает разделение труда, на базе которого вырабатывается особый тип социальности – солидарность. Дюркгейм представляет развитие общества как переход от механической солидарности с насильственными способами объединения неразвитых людей к органической солидарности, отличающейся сложной системой обмена человеческой деятельностью, основанной на высших принципах морали.

Согласно немецкому социологу М. Веберу пониманию смысла общества или государства должно предшествовать понимание сущности действий и поступков отдельного человека. Исходным пунктом его "понимающей социологии" стало понятие социального действия.

В марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории. Основой общества здесь полагается материальное производство.

Социальное познание обладает ярко выраженной спецификой, особенно при сравнении с естественнонаучной формой познания. Во-первых, если в естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира, то социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без учета системы отношений и взаимовлияний невозможно.

Во-вторых, если действие законов, открытых естественными науками, достаточно неизменно, носит универсальный характер, то законы, действующие в обществе, в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей.

В-третьих, особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.

В-четвертых, если в естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, то в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.

В-пятых, поскольку общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает как самопознание.

В-шестых, социальные теории в отличие от естественнонаучных подлежат нравственной оценке.

Наши рекомендации