Виды знания. Понятие науки
Современная философия более не повторяет ошибки философии классической, которая все возможные виды познания отождествляла только с научным, либо «подтягивая» их к модели научного знания, либо вовсе отбрасывая как недостоверные. Помимо научного, современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности.
Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. По мере расширения универсума фактов, о которых знает человек, т.е. по мере развития науки, философии, искусства сфера обыденного знания также расширяется и изменяется. Житейское знание выступает основой всех других видов знания, поэтому его значимость не следует преуменьшать. В современной гносеологии существует специальный раздел, в котором рассматриваются особенности именно этого типа знания.
Художественное знание формируется в сфере искусства и, в отличие от научного или философского, не стремится быть доказательным и обоснованным. Формой существования этого вида знания является художественный образ. Главная особенность художественных образов — их самоочевидность и убедительность вне и независимо от любого доказательства. В искусстве, в отличие от науки и философии, допускается и даже приветствуется вымысел. Поэтому тот образ мира, который создается искусством, всегда более или менее условен. Но вымысел существует именно для того, чтобы яснее и выразительнее предъявить какое-то знание о реальности. Искусство интересует по большей части не природная, а культурная и человеческая реальность, которая в науке находит весьма ограниченное отражение. Если задача науки — вывести общие и необходимые закономерности, то задача искусства — сохранить и предъявить единичное и особенное, и через них сказать что-то об общем. Искусство, опираясь на собственные средства, стремится осмыслить уникальное как своего рода квинтэссенцию реальности. Безусловно, познание — не главная функция искусства, поэтому художественное знание существует как, своего рода, побочный продукт. Тем не менее напрочь отрицать гносеологическую ценность искусства было бы неверно.
Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. В мифологическом знании собственно знание и переживание существуют в единстве. В мифологическом знании присутствуют данные наблюдения об окружающем мире, однако они не осмысливаются рациональным образом. Мифологическое знание представляет собой не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводу этой действительности. На первоначальных этапах развития человечества мифологическое знание играло значительную роль, обеспечивая стабильность первобытного социума и трансляцию значимой информации от одних поколений людей к другим. С помощью мифа первобытный человек структурировал и моделировал действительность, т.е., в конечном итоге, познавал ее. Эта первоначальная мифологическая классификация послужила в дальнейшем основой возникновения рациональных форм знания (1.7).
Сущностной характеристикой религиозного знания является его связь с верой в сверхъестественное и эмоционально-образным отражением действительности (1.8). Главной особенностью философскогознания является его рационально-теоретическая форма. Прояснению специфики философского знания посвящена гл. 1 данного пособия, поэтому здесь мы не будем подробно на этом останавливаться.
Помимо вышеперечисленных, существует особый вид знания, который объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного — квазинаучное. При этом квазинаучное знание является самостоятельным культурным явлением, не сводимым к перечисленным выше формам. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т.п. Основной интенцией этого вида знания не является познание действительности в форме объективности или постижение индивидуального и уникального. Квазинаучное знание выполняет в культуре специфические компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся, трудно предсказуемой реальности.
Все перечисленные виды знания отличаются друг от друга по форме и содержанию, т.е.
существуют относительно независимо друг от друга. Теория познания выявляет специфические особенности каждого из них, соотносит с другими культурными формами и определяет их место в культурном, универсуме. В последующих параграфах подробно будут анализироваться особенности научного знания.
Наука в классическом виде сформировалась в XVII— XVIII вв. и представляла собой прежде всего естествознание. Долгое время сложившийся образ науки считался единственно возможным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению и развитию (1.8). Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности. В это время в философии возникает проблема обоснования нового класса наук, которые получают название «науки о духе»
(5 Л 2).
Термин «наука» употребляется в различных смыслах:
S особый род знания, обладающий собственными характеристиками, отличающими его от других видов; S особый род деятельности по производству такого знания; S особый социальный институт, представленный раз личными организациями и учреждениями.
Все эти смыслы термина «наука» совершенно правомерны и имеют право на существование. Современная эпистемология рассматривает науку и как знание, и как деятельность, и как социальный институт.
Наука как сог\иальный институт представляет собой совокупность организаций и учреждений, в которых и через которые особая группа людей (научное сообщество) осуществляет свою деятельность — получение объективного знания, попутно решая иные, не познавательные задачи: политические, юридические, социальные и т.п.
Наука как деятельность предполагает творческий процесс получения знания, она направлена на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. Научная деятельность имеет и социальный аспект: выполнение разного рода социальных ролей и функций, напрямую не связанных с производством знания.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рациональность. В науке новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Представления о рациональности, конечно, меняются, однако критерий логической непротиворечивости, составляющий ядро представлений о рациональности, сохраняется неизменным (5.9, 5.10). Другой особенностью научного знания является его объективность. Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективистские моменты. Требование объективности знания в случае гуманитарных и социальных наук имеет свою специфику, поскольку предметом наук о духе выступает культурная и человеческая реальность, постижение которой неизбежно содержит субъективные моменты. Однако субъективность и субъективизм — разные свойства, поэтому требование объективности, определенным образом трансформируясь, тем не менее сохраняется и в науках о духе.
В отличие от обыденного научное знание не ограничивается констатацией фактов, а объясняет их, т.е. имеет объяснительный характер. Научное знание в отличие от обыденного, художественного, религиозного или мифологического является знанием доказательным. Это, однако, не отменяет того факта, что в научном знании существуют гипотезы, которые в дальнейшем могут быть опровергнуты как неистинные, пока недоказанные теоремы и т.п. Наука имеет интенцию на обоснование своих положений, что роднит ее с философией.
Наука за единичным и случайным стремится обнаружить общее и необходимое. Цель науки — открытие закономерностей и общих принципов. Опять же следует оговориться, что в случае с гуманитарным и социальным познанием претерпевает трансформацию само представление о познаваемых закономерностях. Однако науки о духе также изучают общее и типичное, проявляющееся через индивидуальное и уникальное, через деятельность человека, сопряженную с субъективными моментами.
Особой задачей науки является предсказание неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных. Предсказательная сила, или эвристичностъ, научных теорий — один из важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Особенностью научного знания является его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые в свою очередь согласуются друг с другом.
Научное знание существует в разных формах (эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое) и отграничивается от других видов знания по ряду критериев.