Предмет и специфика философского знания.
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
В.А. Корнеева
1. Что такое философия и ее основные проблемы.
2. Структура и социальные функции философии.
3. Мировоззрение, его структура и типы. Особенности философского мировоззрения.
4. Логические типы философского знания и принципы их классификации. Методы философии.
Ни об одном явлении культуры не высказано столько разнообразных и противоречивых суждений как о философии. Она возникает в глубокой древности на Востоке — примерно 2,5 тыс. лет назад (Индия, Египет, Вавилон, Китай). Наибольшего расцвета она достигает в Европе и, прежде всего, в Греции. С тех пор не утихают споры о предмете философии, ее назначении и связи с другими формами духовной деятельности человека.
Классик античной философии Аристотель считал, что философия единственно свободная наука, которая существует ради самой себя. Все науки более необходимы, чем философия, но лучше ее нет ни одной.
Одни уверены, что она занимает особое место в духовной культуре общества, другие сомневались в ее возможности. То философию сравнивали с наукой, то считали, что главная проблема — нравственность или психологический мир человека.
Широкий диапазон оценок статуса философии говорит о необходимости соотношения ее с основными формами духовной деятельности — наукой, искусством, нравственностью, религией.
На протяжении всей истории философии в ней отражались общие представления о действительности, о природной и социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о его преобразующей деятельности, о творчестве, свободе, счастье.
Философия имеет дело с различными проявлениями культуры, а она есть результат человеческой деятельности. Здесь всегда присутствуют универсальные особенности как самой действительности, так и самого человека и его деятельности. И задача философии заключается в том, чтобы осмыслить результаты культуры, выработать общее мировоззрение, построить методологию и аксиологию. Эти три аспекта тесно связаны между собой: мировоззрение отвечает на вопрос, что представляет собой действительность, методология призвана научить человека тому, как он должен действовать для достижения своих целей, аксиология обосновывает сам выбор цели.
Философия явилась особым способом освоения общественно-исторической практики. Английский философ Рассел говорил, чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию.
В истории человечества были и взлеты, и падения, победы и поражения. Человек покорял природу и уничтожал ее, формировал человека и убивал его. По словам Н. Бердяева — человек и Богоподобен и звероподобен, созидатель и разрушитель, он может любить и сострадать, и всеми фибрами души ненавидеть. Во всем этом противоречии формировалась логика отношения человека к миру его жизнедеятельности. Отношение к миру и было отношением к самому себе.
Удовлетворяя свои потребности, он накапливал опыт освоения мира, познавал законы и чем больше знал, тем свободнее становился в выборе своей деятельности. Человек нуждался в понимании природы, ее осмыслении, чтобы выжить, закрепить свои знания в понятиях и передать их последующим поколениям. И такими первыми понятиями были «мир» (космос), «человек» (душа) и Бог (мировой разум).
Именно здесь встают первые философские проблемы: как сформировался мир, кто такой человек, его место в этом мире, его возможности и способности, то есть необходимость раскрыть внутреннее «Я». Сами философы видели её истоки в пытливости ума, по словам Платона и Аристотеля, она начинается с удивления, с сомнения, которые стимулировали размышление над тем, что казалось очевидным. «Удивление не тому, чего нет, допустим справедливости, любви, чести, совести. Не этому удивляется философ. Он удивляется тому, что вообще что-то есть. Хоть у кого-то есть совесть. Удивляет не ее отсутствие, а то, что она есть. Удивительно, что есть нечто как порядок, а не хаос. Чтобы жить в согласии с этим миром, ты должен упорядочить этот мир в своем сознании. Но этот мир не всегда нас устраивает и поэтому следующий шаг — изменение этого мира. Удивление рождает мысль, мысль рождает желание изменения — а это порождает творчество, я становлюсь творцом. А это уже поэзия, в переводе — «акт творчества», поэтому философия — поэтическая практика.
Любая философская система открыта, ее можно изучать, соглашаться или нет, строить свою иную философию. Это вечный поиск истины!
Она — продукт своего времени и навязывать ее новому поколению нельзя. Гегель писал, что каждый философ — сын своего времени, философия есть время, постигнутое в мысли.
Изучая философию, вы научитесь размышлять, а это предполагает разумное мышление, строгое и дисциплинированное, свободное и творческое. Культура мышления не дана от рождения, ее нельзя навязать. Здесь нужны весь ваш интеллект и способности!
Что же такое философия? Однозначного ответа нет: у Пифагора — «любомудрие». До Пифагора словом «мудрость» древние греки обозначали всякое практическое умение, доведенное до искусства, то есть это умение хорошо делать вещи. И только появление слова «философия» ознаменовало возникновение «любви к мудрости», то есть чисто теоретическое знание.
И для философов именно теоретическое знание, размышление становятся главным делом их жизни. Это не пассивная любовь к мудрости (или мудрецам), а любовь к самому процессу мышления (или мудрствованию).
Пифагор — первый, кто объяснил слово «философия». Смысл
её — в поиске истины, разделял это мнение и Гераклит. У Платона — это познание вечных и абсолютных истин. У Аристотеля — постижение всеобщего в самом мире, а предметом являются первые начала бытия и его причины. У Сократа — «познай самого себя». У Эпикура философия призвана освободить человека от страха перед смертью и Богом и помочь стать счастливым. По мнению И. Канта, философия — это естественная склонность души, если бы она не затрагивала самое сокровенное, не выражала высочайшие общественные интересы, то не было бы ни Платона, ни Аристотеля. Философия опирается на свои вековые традиции, постоянно переосмысливает свою историю, она есть удел свободного человека, это взгляд в вечность. А вечные вопросы по Канту есть:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен делать?
3) На что я смею надеяться?
4) Что такое человек и мир его обитания?
Главный девиз философа — все подвергай сомнению. Его назначение — не хранить спокойствие, а быть его возмутителем. Это требует не только ума и таланта, но и большого гражданского мужества. Философия всегда оформляется в виде теории, которая имеет свои законы, систему категорий, методы и принципы исследования. Специфика этой теории в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются на природу, общество, человека и его мышление. Поэтому можно сказать, что философия — это учение о мире, о месте человека в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и преобразования этого мира. Это общая теория мира и человека в нем. Это теоретическая основа мировоззрения, методология научного познания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры. Это учение об универсальных принципах и законах развития материального и духовного бытия. Она объединяет ценности Истины, Красоты и Добра в единое целое.
Объектом философии является «мир-человек», а предметом ее — универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.
Следует обратить внимание, что в последнее время дискутируется вопрос: является ли философия наукой и как она связана с ней? Нам представляется, что философия не является наукой в полном понимании этого слова, хотя наука и философия опираются на разум, степень обобщения здесь разная. Философия возникает раньше науки и по своему происхождению — донаучная форма сознания. Наука и философия делают общее дело, но по-разному. Она связана с наукой также как с искусством или практикой, они взаимодополняют друг друга. Хотя имеют различные назначения, реализуют разные функции.
В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать это очень трудно, ибо у каждого из философов доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных её направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией (Аристотеля, Декарта, Гегеля, Гуссерля, многих современных философов из числа так называемых аналитиков); эстетически-ориентированной (Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Хайдеггера, современных герменевтов и постмодернистов); практически ориентированной философией (И Кант, К. Маркс, Пирс и др.).
Одно можно сказать, что философия не противоположна науке, но не сводима к ней. Она антропологична, затрагивает человеческие интересы, проблемы смысла его жизни, смерти, бессмертия.
Специфика философского предмета обусловливает особенности философского знания и его структуру.
1) Начнем с того, что это учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком» (И. Кант);
2) это сознание избранных, здесь нужен не только высокий интеллект, но и профессиональные знания;
3) философия родилась тогда, когда появилась потребность обобщить опыт познания мира, сформулировать целостную теоретическую картину мира и человека в нём;
4) любая философская система носит национальный характер. Это внутренний духовный опыт каждого народа, его мечты, идеалы;
5) она стремится понять человеческое существование в целом. А это связано с мудростью, мудрый понимает, а не только знает;
6) это свободное и критическое мышление, оно не делается по заказу;
7) философское творчество всегда глубоко личностно. Образ жизни человека не отделим от его мыслей. Философия не терпит стандарта, однообразия, каждый философ уникален. Вот почему её сравнивают с пышным букетом разных цветов. Она полна эмоций и страстей мыслителей, где они выражают свое отношение к миру;
8) исходные положения философии формируются с помощью предельно широких понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории — более общей просто не существует. Действительно, она говорит нечто о мире, но не является обычной наукой, решает человеческие вопросы, но отделяет себя от морали, не может обойтись без Бога, но не является религией. Это авторская деятельность, но не совпадает с искусством. Философия причастна к любой форме культуры, но не сливается с ней.
Философия призвана к тому, чтобы вернуть нас к собственной духовности, к пониманию того, что каждый человек создается не только природой, социальной сферой, но и делает собственный выбор. Он – духовное существо и создает себя сам. Духовность – это не только занятие умственным трудом, ведь умственная деятельность может быть бездуховной. Это понимание человеком себя как частицы мира, связь себя с другими, с миром, с обществом, это понимание того, что все в обществе должно делаться только для человека.
Но это не означает, что общество нам чем-то обязано, ведь оно — это все мы. Человек не может быть «премудрым пескарем». Философия помогает нам приобрести чувство исторического сознания, где в единстве находятся чувства исторической гордости и исторической вины. Мы за все в ответе и должны быть сопричастны ко всему, а особенно к тому делу, которому служим, а это уже признание приоритета общечеловеческих ценностей над личностными.
Существует несколько путей обретения человеком своей сущности и сохранения себя в качестве индивида. Один из них — религия. Другой — любовь, открывающая человеку красоту другого и всего мира. Философия открывает третий путь, самый трудный, но самый действенный — путь познания. Он труден потому, что новые мысли о человеке и мире всегда оказываются опасными для догматиков, для власти, для традиционного уклада жизни. Их нельзя убить, поэтому так часто в истории, начиная с Сократа, убивали их носителей.
Язык, выражающий наши мысли многозначен и сложен. Поэтому философия диалогична, и не существует единой всеохватывающей философской теории.
В процессе развития философии сложилась и ее структура. Здесь также единого мнения нет. Одни выделяют четыре основных раздела:
1) онтологию как учение о бытии в универсальном смысле;
2) гносеологию – учение о познании, о его методах и целях;
3) антропологию – исследование наиболее общих вопросов сущности человека;
4) социальную философию – проблемы функционирования и развития общества.
Другие, наряду с данными разделами, включают диалектику (учение о развитии), этику (наука о нравственности), эстетику (наука о прекрасном в жизни и искусстве), аксиологию (наука о ценностях), философию истории (учение философского обоснования фундаментальных принципов и ценностей общественной жизни), культурологию (философия культуры, ее общие закономерности), философию религии (ее не надо путать с богословием. Богословие – толкование «Откровения», философия размышляет о том, как возможно откровение и как мы к нему относимся. Цель религиозной философии – знание о религиозном сознании, о религиозности как свойстве человека), сюда включается и история собственного предмета – история философии.
Раскрывая социальные функции философии, нужно подчеркнуть ее многофункциональный характер:
1) она, прежде всего, мировоззрение и форма общественного сознания;
2) методология – система исходных принципов, которые определяют способы подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним;
3) функция социальной критики;
4) конструктивная – взгляд в будущее, прогнозирование, предвосхищение;
5) идеологическая – участие в выработке идеологии как системы взглядов, ценностей, идеалов той или иной социальной группы;
6) интеллектуальная – синтез совокупного знания. По Канту, философ – законодатель человеческого разума;
7) философия есть искусство мышления, формирует интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению, учит находить прекрасное в жизни, учит мыслить свободно критически. Она — ядро духовной культуры человека.
Структура философского знания также определяет ее функции:
1. Онтологическая — вырабатывает самые общие теоретические основания представлений человека о бытии природной и социальной действительности и его деятельности.
2. Гносеологическая — создание обобщенной картины познания, формулирование принципов познавательного отношения субъекта к объекту. Разработка универсальных методов научного познания и логического мышления;
3. Аксиологическая — критический анализ теоретических оснований ценностных ориентаций человека, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регуляторов поведения в мире культуры;
4. Праксеологическая функция — это опосредованное влияние философии на практическую деятельность человека, определение его целей, идеалов, выбор средств и методов его действий.
Особое внимание следует обратить на место философии в структуре мировоззрения. Всякая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия (мифология, религия и др.)
Что же это такое? Это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности. Это его убеждения и сомнения, вера и надежда, идеалы и ценностные ориентации. Это мироощущение, миропонимание и отношение к миру, самому себе и себе подобным (М—М—О). Мировоззрение — фундамент человеческого сознания, его уровень всегда показатель зрелости личности.
Мировоззрение многоструктурно. Оно включает такие уровни, как элементарный, концептуальный и методологический.
1) Элементарный — понятия, идеи, взгляды, оценки, складывающиеся и функционирующие в обыденном сознании.
2) Концептуальный — это могут быть концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.
3) Методологический — высший уровень мировоззрения, который включает основные понятия и принципы, вырабатываемые с учетом ценностного отражения мира и человека.
Исторические типы мировоззрения:мифология, религия и философия.
I. Мифология — это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для первобытного человека, наивный уровень мышления. Весь окружающий мир рассматривается по аналогии с собой. У человека преобладают эмоции, он живет в мире грез и фантазий. Их верования и представления — руководство к действию, основа социальной организации. Особенность мифологии в том, что она объясняет все, для неё нет непознанного, нет сомнения: «Я все знаю!». Первобытный человек не представляет себя как личность, не имеет собственного «Я»; его сознание родовое – «Я» как все. Отсутствие письменности лишало возможности передачи информации личного представления.
Особенности первобытного сознания: преобладание эмоций над разумом; алогичность мышления; отсутствие систематического критического мышления; отсутствие различий между реальным и иллюзорным миром; отсутствие индивидуальности, личности.
Это ранняя форма человеческой культуры, где есть зачатки знаний и религиозных верований, нравственные и эстетические оценки происходящего. В мифах сохранилось поэтическое богатство и мудрость ранних народов.
Первая попытка объяснить мир выразилась в магии, наивной предфилософии. Маги учили почитать богов, презирали смерть и говорили о вечной жизни души. Богами считались огонь, земля, вода. Господствует убеждение, что молящийся своими заклинаниями может влиять на вещи, явления природы, поступки людей и т.д.
II. Религия с самого начала есть специфическая форма, способ обживания и осознания мира человеком. У религии законы мира есть воля Бога, и религия молит его сделать милость. Человек должен любить Бога, почитать его, приносить свою земную жизнь в жертву загробной. Она, как и мифология, обращается к фантазии и чувствам человека — любви, вере, надежде, благоговению перед жизнью. Но она не смешивает земной и божественный мир. Бог всесилен, он стоит над природой, бытие Бога переживается как откровение.
Основным элементом религии является культовая система: обряды, ритуалы, догматы. Она стремится помочь человеку в сложных жизненных ситуациях, возвышает его до Абсолютного Вечного.
Это сложное духовное образование, к нему нельзя относиться однозначно.
III. Специфика философского мировоззрения. Философия выступает теоретической основой мировоззрения, открыто провозгласила свой статус. Она не ставит чисто познавательные задачи, ищет ответы на вопросы о сущности мира и самого человека в их взаимосвязи, помогает ему найти свою духовную ориентацию. А это предполагает активность самого человека, его веру или сомнение как основу поиска самого себя и своего места в мире. Это основа его самоопределения, идейная предпосылка значимой деятельности.