Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью.

Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений и действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных суждений в истину.

6) Методология научного познания  

** В процессе познания выделяются проблема, гипотеза, теория, метод.

Проблемой(от гр. – задача) называется сложный противоречивый процесс, требующий разрешения. Гипотеза– это научно обоснованное предположение, которое требует проверки. Если она доказывается с привлечением многих фактов, то она становится теорией. Теория – это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления (напр., эволюционная теория Дарвина, квантовая теория, материалистическая теория смены ОЭФ). Метод – это способ, прием познания (гр. методос – путь к цели).

Научный метод – это система строгих научных предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект (Фр.Бэкон: «Метод – это светильник в руках путника, идущего в темноте»).

** В гносеологии все методы разделяют на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). Основой эмпирическихметодов является чувственное познание и данные приборов. Основными методами являются: наблюдение, эксперимент, измерение, тестирование, сравнение.

Теоретические методы опираются на рациональноепознание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. Основными являются:

· анализ, процесс расчленения предмета или явления на части;

· синтез -соединение отдельных частей в единое целое;

· классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (животные, фрукты и т.д.);

· абстрагирование– отвлечение в процессе познания от некоторых второстепенных свойств объекта с целью более углубленного исследования;

· дедукция – движение от общего к частному;

· индукция – движение от частного к общему;

·

Существуют и другие классификации методов гносеологии: философские, общенаучные, конкретно-научные. Кфилософским относят методы диалектики, системного анализа, структурного подхода, социально-философского анализа.Среди философских методов выделяют два основных:

А) метафизический – рассмотрение объектов в покое, вне связи с другими объектами;

Б) диалектическийметод – раскрытие законов развития и изменения вещей и явлений в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой, а некритическое нагромождение различных несвязанных методов – эклектикой.

Тема 12. Диалектика(философия развития)

1. Движение и развитие как важнейшие философские категории

2. Принципы и законы диалектики

3. Категории диалектики

Литература:

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с.233 - 248

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.265-279

** Горелов А.А. Основы философии.- М., 2004, 155-159

** Халин К.Е. Краткий курс по философии -М., 2010, с.118-120

Тема 12. Диалектика(философия развития)  
1.Движение и развитие как важнейшие философские категории  

Одной из центральных категорий диалектики является ДВИЖЕНИЕ– понятие, которым обозначаются всякие изменения объектов, систем, отношений. Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние данных объектов.

С древнейших времен философы спорят о том, что такое движение, что такое развитие??существует ли они реально или это иллюзия? Одни философы ставили под сомнение саму возможность принципиальных изменений, другие наоборот- считали движение неотъемлемым атрибутом бытия. «Все течет, все изменяется- утверждал древнегреческий философ Гераклит… В одну и туже реку нельзя войти дважды». * Всеобщую изменчивость Гераклит связывает с идеей внутренней раздвоенностивещей и процессов на противоположные стороны и их взаимодействие. «Всё едино, и всё состоит из противоположностей»; * «Борьба всеобща, и всё рождается благодаря борьбе».

Другие древнегреческие философы Парменид и Зенон считали представления людей о движении ложными. Органы чувств «обманывают» наш разум- утверждали они. Мышление, которое позволяет получить истинное представление о бытии, на самом деле не существуют. Истинный мир, каким он является на самом деле, а не каким он кажется людям, един и неподвижен. Об их споре А.С.Пушкин написал следующее: «Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Хвалили все ответзамысловатый- сильнее он не смог бы возразить… Но, господа, забавный случай сей другой пример на память мне приводит- ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей»

В рамках философии Нового времени утвердились два основных направления. Один из них получил название «диалектиктический», другой условно называют «метафизический».

Термин «диалектика» впервые ввел Сократ как искусство вести беседу с целью достижения истины. Родоначальником диалектики как учения о всеобщих изменениях и развитии считается Гераклит, однако основоположником диалектики как науки стал в 19 веке немецкий философ Георг Гегель (1770-1831). Он представил диалектику как саморазвитие и самопознание Абсолютного Духа. Гегель всесторонне проанализировал основные принципы диалектики и открыл три ее важнейших Закона: Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон единства и борьбы противоположностей и Закон отрицания отрицания.

В отличии от метафизиков диалектикипридают движению и развитию статус атрибутов бытия; они уверенны в принципиальной изменчивостиматериальных и идеальных объектов мира.

!!! =Поэтому диалектикой называют учение о закономерностях развития, об изменчивости бытия, овзаимосвязи всех его проявлений и форм, а также философский методосмысления и изучения окружающей действительности.

Другой важнейшей чертой диалектического представления о мире является утверждение о существовании закономерностей. Сторонники диалектики утверждают, что все существующее в мире процессы и явления неслучайны, а закономерны Данное положение выражено в принципе детерминизма(от лат. детермино – определяю).

Детерминизм – это философское учение о взаимообусловленности всех предметов и явлений природы: всё в этом мире имеет вполне конкретную причину, являясь ее следствием и одновременно причиной других явлений и процессов. Впервые это положение выдвинул древнегреческий философ- материалист Демокрит. «Любая вещь, утверждал он, имеет свою причину. Знание причин – основа человеческих действий». Причина необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. «Случайность происходит из-за невежества людей».

Противоположная позиция – метафизическая[2].Её сторонники движение они не абсолютизирует, а изменчивости мира не придает концептуального характера. Мир плюралистичен, все вещи, все явления - непохожи друг на друга, и все они существуют отдельно; закономерности , если и есть, то неоднозначны.

!!!- Но если диалектика опирается на принцип детерминизма, то метафизическомуподходу в большей мере соответствует принцип индетерминизма – они отрицают объективные взаимосвязи между предметами и явлениями, их причинную обусловленность.

Одной из центральных категорий диалектики является ДВИЖЕНИЕ– понятие, которым обозначаются всякие изменения объектов, систем, отношений. Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние данных объектов.

2. Принципы и законы диалектики

Принцип (от лат. начало, основа) в данном случае означает основное исходное положение учения, философского мировоззренческого подхода.

Называют различное количество принципов диалектики. Два из них считаются основными - это принципы всеобщей связи и всеобщего развития.

Принцип всеобщей связи указывает на то, что бытие – это целостность так или иначе взаимосвязанных между собой объектов различной сложности, качества, уровня и т.д.

Принцип всеобщего развития утверждает невозможность абсолютного покоя в природе. Всё в мире когда-то возникает, совершенствуется, усложняется, достигает своего наиболее зрелого состояния.

Принципы, сами отражающие определённые важные закономерности, тесным образом связаны с основными законами диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностейявляется и самым важным среди них. Он указывает на источник развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос о том, каков механизм развития.

Качество – категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность внутренних характеристик, делающих данный объект именно им, отличающая его от объектов с иными сущностными характеристиками и делающая похожим объекты с подобной сущностью.

Мера – единство количества и качества, норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественным трансформациям объекта. Когда мера превышена, количественных изменений становится больше допустимого предела, обусловленного нормой, происходит качественное изменение. При этом изменяется и мера: возникает новая норма, в пределах которой новые качественные изменения не приведут к качественным преобразованиям объекта.

Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития. Возникшее новое отрицает старое. Семена отрицают перезревший и прекративший своё существование плод. Новый социальный класс отрицает старые общественные отношения и старую социальную систему, прежнюю систему социальных норм.

4. Категории диалектики  

В систему принципов и законов диалектики входят также категории. Категории диалектики –это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания, используемые для раскрытия сути разнообразных философских проблем.

Считается также, что категории диалектики обладают статусом законов. Нередко их именуют парными категориями, т.к. существование одной из них (из пары) предполагает и существование и другой. Точнее, они обозначают в реальности нечто «взаимополагающее». Итак, основные категории:

· сущность – категория, отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности – задача науки;

· явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние непосредственно данные формы его существования;

· содержание – определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции;

· форма – способ существования и выражения содержания;

· причина – явление, действие которого вызывает другое явление;

· следствие – явление, наступившее в результате действия другого явления, причины;

· возможность – объективная возможность становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения;

· действительность – объективно существующий предмет (процесс, явление) как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле - совокупность всех реализованных возможностей;

· необходимость – категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности;

· случайность – категория, отражающая внешние, несущественные, единичные, неустойчивые связи.

Особое место в философии занимают так называемые Парные категории: * *закономерность и случайность, ** форма и содержание, ** причина и следствие, ** количество и качество, ** возможность и действительность, ** единство и противоположность и др.  

\

Тема 13. Философская антропология( учение о человеке)

1. Представление о человеке в философской мысли

2. Теории происхождения человека. Факторы антропогенеза

3. Природа и сущность человека

4. Понятие индивида и личности

5. Смысл жизни

Литература:

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.138-162

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.440-- 493

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 262-280

** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.163-178

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.160-181; 227-276

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.118-123

** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.98-197

1. Представление очеловеке в философской мысли  

** Философская антропология – это раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. Ее задача- создать целостный образ человека в единстве его биологических, социальных и духовных качеств. В течение всей истории философии ведущие мыслители занимались решением этой проблемы: Платон и Аристотель, Авг. Блаженный и Ф. Аквинский, Декарт, Гоббс, Руссо и др.

Современная философская антропология пытается решить следующие проблемы: ** как изменилсяобраз человека в Истории? ** каково происхождениечеловека?

** что такое человек, в чем его сущность и смысл жизни?

*Историческая эпоха
*Ведущий принцип
Основное положение
Древний мир Космоцентризм Человек-органическая часть космоса (природы) Средневековье Теоцентризм Человек- творение Бога, зависит от него Возрождение Антропоцентризм Человек- творец своей жизни Новое время Рационализм, прагматизм Сущность человека определена его разумом, творческими способностями
Принципы понимания человека

** Протагор- «Человек есть мера всех вещей»

** Аристотель- «Человек- это общественное животное»

** Средневековье : Человек есть одновременно и венец творения ( он властвует над другими животными) и слабое существо, всецело зависящее от милости Бога.

** Новое время- вера в безграничные силы человека . Человек- существо разумное.

** 19-20 в. Иррационализм, усматривающий сущность человека ВНЕ его разума- в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции». М. Фуко: «Человек необладает собственным разумом или моралью, он- марионетка власти». Ф.Фукуяма- генная инженерия, клонирование глубоко изменили природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком? Все это привело к кризису понятия человека…, поэтому важнейшая задача философии- восстановить целостный образ человека. Предложены три пути решения этой проблемы:

А) «надмирность» и самосознание (М.Шеллер)- Животные замкнуты в границах окружающего мира,…человек же существует вне мира, он способен возвысится над ним. Отличие человека от животного- способность к самопознанию, оценке самого себя.

Б) эксцентричность и неопределенность (Г.Плеснер)- человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны…для этого он должен находится не в теле, не в психике, а вне себя, вне центра своих переживаний. Именно поэтому сущность человека ускользает от науки, и только философия может распознать его…

2. Теории происхождения человека. Факторы антропогенеза  
В) недостаточность и деятельность (А.Гелен)- человек обделен мощным инстинктом животных, мало приспособлен к защите и к нападению… он вынужден компенсировать свою слабость , изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, оружие, социальные институты. Его удел- вечный поиск, вечная деятельность, преодоление себя, иначе – гибель человечества.

Один из наиболее спорных вопросов в современной науке- вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Существуют три основные теории антропогенеза.

1. Теориякреационизма- самая древняя. Утверждается, что человек- творение сверхъестественного существа –Бога( у иудеев, христиан, мусульман).

2. Эволюционная теория – человек произошел отобезьяноподобныхпредков в процессе длительного развития под воздействием Законов наследственности, изменчивости (мутации) и естественного отбора (Ч.Дарвин, 1809-1882)

3. Космическая теория- человек имеет инопланетное происхождение…он потомок внеземных существ или плод экспериментов внеземного разума. (Е.Блаватская, Р. Штайнер)- известно, что мозг человека использует около 5% своих возможностей…, значит он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.

Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям предок человека и человекообразных обезьян жил 5- 8 млн. лет назад. Раскопки на озере Чад в 2002 г. обнаружили существо с признаком обезьяны и человека, возраст которого 7 млн. лет, … его назвали «сахелантроп».

Австралопитек- жил на территории Африки 4,2 – 1 млн лет назад. Он был более похож на обезьяну, чем на человека, однако он ходил уже на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый,( Homo habilis) названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Хомо. Его мозг на треть больше мозга австралопитека.

Человек прямоходящий (Homo erectus)- делал более сложные орудия, использовал огонь, его мозг по объему близок к мозгу современного человека… Коллективная охота, начал использовать речь.

** 500 тыс.-200тыс. лет назад наблюдался переход от прямоходящего человека к разумному – Хомо сапиенс. Разновидности: неандерталец – развита культура, ритуалы, зачатки культуры и морали; кроманьонец – мало отличался от современного человека.

Основные факторы антропологенеза:

А) биологические– прямохождение, развитие рук, большой мозг, способность к членораздельной речи;

Б) формысоциальной деятельности – труд, коллективная деятельность, язык и общение, обычаи, религиозность и нравственность.

3) Природа и сущность человека

Под природойчеловека понимают совокупность особенностей и признаков. Основные из них – разум, способность к труду, коллективная деятельность, речь, религиозность и нравственность, творческие способности. ( Диоген: Вот платоновский человек – о петухе.)

Подсущностьючеловека понимают основное качество, которое определяет внутреннее содержание человека. В разное время сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму (мышлению) или божьему подобию и т.д.

Рассмотрим некоторые определения сущности человека:

А) человек «политическое животное» - Аристотель; Маркс – «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений»;

Б) Хомо сапиенс «человек разумный» - Аристотель, Декарт;

В) человек созидающий – в отличие от животных человек творит, созидает целенаправленно;

Г) человек играющий– война, философия, искусство;

Д) человек религиозный.

Ницше называет человека «больным животным» - он безынициативный, на него влияет толпа. История общества, по мнению Ницше, это постепенное вырождение человека; он агрессивен, суицидален, преступен, виновник технологических катастроф и др.

4)От индивида к личности

В рассуждениях о человека в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека.

*** Индивид (от лат. индивидуум – неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его индивидуальных особенностей. …

Исключительно в качестве индивида человек воспринимался в первобытном обществе. Любая несхожесть, необычное поведение вызывали подозрение. Таким же образом подавляется самостоятельность при современных режимах, когда реклама формирует безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя заменяются кодамистраховых карточек.

** Индивидуальность – неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.

Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уровне (нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев). В психическом плане людей отличает друг от друга темперамент. Воспитание, интеллект, жизненный опыт, специфика деятельности – всё это также накладывают свой отпечаток на наследуемые особенности, формируя в итоге самобытную и неповторимую индивидуальность каждого человека.

***Личность обычно понимается как индивид в аспекте его социальных качеств. Понятие «личность» восходит к латинскому «персона», которое первоначально обозначало театральную маску актёра. В русский язык ввёл этот термин ввёл Карамзин. По звучанию он близок к слову «личина», которое первоначально также обозначало маску ряженого на народных гуляниях.

Личность может быть раскрыта как система социальных ролей, или своеобразных «театральных масок» человека. Ребёнок рождается как индивид, личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии).

Когда о человеке говорят «это - настоящая личность», то имеют в ввиду его необычные социальные и нравственно- духовные качества: интеллект, харизма, задатки лидера, доброта , справедливость.

Когда мы говорим о студенте как личности, то имеем ввиду прежде всего его умственные способности, интеллектуальную одаренность, трудолюбие, порядочность, честность, тактичность. Таких немного, но они всегда выделяются из общей массы. Это о них еще Сократ говорил, что «голова учащегося это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

** «Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же отошли от «обычного человека из серой массы», насколько «сам человек отошел от обезьяны». Путь к настоящему человеку, считал Ницше, - это путь философа, художника или святого.

Философ занимается созерцанием окружающего мира и размышлением о его общих законах. Его цель – истина, а орудие – мудрость. Художник – человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Святой – человек, посвятивший себя борьбе с несчастием других. Милосердие – основа его жизни, а ее смысл «Торопитесь делать добро».

Философ – это не только Сократ или Кант, а любой самостоятельно мыслящий человек; художник – не только Леонардо да Винчи или Шекспир, но и любой виртуоз в своём деле; святой – это не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отказавшийся от эгоизма ради любви к ближнему.

Смысл жизни

История философии не предлагает единого решения вопроса о смысле человеческой жизни. Поиск и выбор пути остаётся за каждым конкретным человеком.

Пессимистический подход является наиболее древним в определениях смысла жизни. Он рассматривает жизнь как трагедию человека в мире одиночества, страха и отчаяния. В Ветхом Завете: «Суета сует, всё суета!... Что пользы человеку от всех трудов его?.. все дни его – скорби и его труды – беспокойство».

Буддизм провозглашает: жизнь есть бесконечное страдание, и прервать перерождения может только нирвана – блаженство, достигаемое путём потери собственного Я.

В 19-20 вв. пессимистическое настроение переживает свой расцвет в философии иррационализма. Шопенгауэр: человек живёт в вечном страхе, «не ведая, какое несчастье готовит судьба – болезнь, преследование, бедность, увечье, слепоту, безумие». Гартман: считал, что источником несчастья является желание счастья, которое иллюзорно. Выход из трагического мира – отказ от стремлений, удовольствий, бесстрастность, близкую к нирване.

Экзистенциалисты признавали, что основой жизни являются забота, тревога и страх (Хайдеггер, Сартр). Никакие усилия не способны изменить трагический мир – эти усилия – «сизифов труд».

Современная философия постмодернизма отрицает не только смысл жизни, но и вообще всякие смыслы. Ценностей не существует, и единственным модусом жизни становится ирония – отрешённо-критический взгляд на хаотический мир.

Натуралистический подход - смысл жизни выводится из естественных законов жизни – стремления к наслаждению (гедонизм), счастью (эвдемонизм), пользе (утилитаризм).

Авторитарный поход - смысл жизни выводится за рамки как индивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее).

К подобному выводу приходит вся религиозная философия. Для верующего смысл жизни ясен и не нуждается в доказательствах – это жизнь по божественным заповедям и стремление к Богу.

Не менее авторитарен философский подход, подразумевающий стремление к воплощению «великой Идеи» (утопизм, социализм, коммунизм – понимают под данной идеей общественное благо). Логическое развитие авторитаризма приводит, как правило, к слепой приверженности идее – религиозному (фундаментализм, сектанство) или идейному (фашизм, террор) фанатизму.

Субъективная теория смысла жизни рассматривает отдельного человека и его цели. Виктор Франкл указал три основных направления поиска этого смысла: творчество (созидание и самосозидание), переживание (восхищение красотой, добром, правдой) и отношение (оптимистическое восприятие мира).

Человек свободен в выборе своего пути. Он не застрахован от ошибок и неудач. Смысл жизни невозможно получить готовым – его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком.

Тема 14. Аксиология (философия ценностей)
Тезисы лекции В.Недобитюка

1. Определение ценностей. Потребности, интересы, традиции.

2. Значимость ценностей для разных культур. Ценности жизни и ценности культуры

3.

Литература: ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.184-206; 272-294 ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.133-158; 216-224 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.480-493 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.251-276 ** Кохановский В.П. и др. Основы философии- Ростов н/ Д- 2008, с.102-122  
Проблемы оценки ценностей: различные подходы. Классификация ценностей. Счастье как высшее благо.

1) Определение ценностей. Потребности, интересы, традиции.  

В системе философских знаний наряду с онтологией, гносеологией, антропологией особое место занимает АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.( от греч. «axia»-ценность + «logos» - учение)

Если в научном познании мы ищем истину, то в аксиологии нас интересует значимость ( ценность) вещей и явлений для человека. Основные вопросы аксиологии: ** что такое ценности и каковы их основания? ** каковы ценности по форме, какова их классификация? ** что относится к высшим человеческим ценностям?

Определение ценностей

ЦЕННОСТЯМИ называют вещи и явления, имеющие наиболее важное(существенное) значение для человека и общества. Это могут быть

ПРЕДМЕТЫ: пища, одежда , деньги, дом, машина…
Разнообразные ЯВЛЕНИЯ: здоровье, справедливость, знания, мудрость, сила

Все они обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам. Американский психолог А.Маслоуразработал иерархию потребностей.

** Физиологические потребности  
** Безопасность и защищенность  
** Социальные потребности  
** Потребность в уважении  
** Самовыражение

1) Самые фундаментальные потребности базируются наФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ нужде и ощущении самого элементарного- пище, воде, воздухе, одежде, сне, жилье, отдыхе и т.д.

2) Нужда в защите и безопасности - неприкосновенность личной собственности, свободы, занятость, здоровье, уверенность в завтрашнем дне.

3) СОЦИАЛЬНЫЕ потребности- коллективизм, дружба, любовь

4) Потребность в уважении- желание человека в признании его личных достижений другими людьми, авторитет, лидерство

5) Самовыражение – творческое развитие своих особых физиологических, психических и интеллектуальных качеств и навыков, способностей, одаренности

  А.Маслоу полагал, что а) для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить все те потребность, которые находятсявнизу пирамиды; б) если удовлетворены потребности какого -либо уровня, то затем у человека возникает необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.  

  ** Ценности определяются не только потребностями нуждами, они связаны также и с ИНТЕРЕСАМИ. Интерес – это конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Разные социальные группы имеют свои интересы: интересы у рабочих и владельцев заводов; мужчин и женщин, молодёжи и пенсионеров, поэтому отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы. (Для молодёжиболее важны инновационные ценности; для пенсионеров традиционные; для предпринимателя – материальные; для людей искусства - духовные).  
Черчилль: « Кто в 20 лет не был революционером, у того нет души, а кто в 40 лет не стал консерватором, у того нет головы».  
Интересы (и ценности) могут быть индивидуальными и групповыми. Их также можно различить по направленности: экономические, политические, духовныеи т.д.  

Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан.

Традиции – это социальное и культурное наследие, которое сохраняется и передаётся из поколения в поколение. Как нормы, обычаи, ритуалы , традиция сохраняет и передаёт собственно ценности. Некоторые исследователи говорят о разной степени значимости ценностей в различных культурных традициях - западных (З), мусульманских (М), африканских (А).  

Значимость ценностей для разных культур

Ценность 1 место 2 место 3 место Несущественно

Индивидуальность 3 А - М

Скромность - А,М - З

Пунктуальность 3 - М А

Уважение к старшим А,М - - З

Равенство женщин З - А М

Деньги З, А М - -

Мощь, сила А М З -

Ряд исследователей отмечает существенные различия между традиционными ценностями русской культуры и культуры западной:

Ценностирусской культуры Ценности западной культуры

Вера в высшую справедливость Уважение к закону

Коллективность, соборность Индивидуализм, персонализм

Патриотизм, государственность Личная свобода и независимость

Вера, религиозность Рационализм

Единство, сплочённость Активность, лидерство

Правда Польза

Традиционность, стремление к «корням» Инновация, прогресс

Наши рекомендации