Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Московская международная высшая школа бизнеса

«МИРБИС» (Институт)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

МОСКВА 2005

Составитель: к.ф.н., доцент Аксенова О.В.

Культурология / Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). – М., 2005. – 132 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………….......4

I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .………………..………...…….…….6

II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ……..…………………..7

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ ………………………….…..………………..7

Тема 1.1. Состав и структура современного

культурологического знания ………………………………….………………7

Тема 1.2. Методология культурологических исследований

и их типология ………………………………………………...……………….8

Тема 1.3. Европейская культура в поисках смыслов

(XIX-XX вв.)……………...…………………………………….………………8

Раздел 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

(КУЛЬТУРОГЕНЕЗ) ……………………………………………………..........9

Тема 2.1. Культура древних цивилизаций ………………………..……….....9

Тема 2.2. Западноевропейская культура: от Средневековья

до Новейшего времени………..…………………………………...…………..9

Тема 2.3. Особенности культуры в России …………………………………12

Раздел 3. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА …………….…………13

Тема 3.1. Культурная антропология ..………………...……………….…….13

Тема 3.2. Нравственность и культура …..……………………………….…..13

Тема 3.3. Экономика и культура …………………………………………….14

III. БАЗОВЫЙ СТИП (Словарь Терминов И Персоналий) ………………..15

IV. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….………….121

V. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………….124

VI. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЗАЧЁТУ …………………………………………..………….………..…..124

VII. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………..…127

VIII. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. КОММЕНТАРИЙ

К ПРОГРАММЕ И ДИСЦИПЛИНЕ ……………...……………………….131

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие (УМП) включает в себя рабочую программу и ряд приложений, обеспечивающих качественное усвоение дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемыми к содержанию учебных курсов по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Актуальность изучения дисциплины. Характерной особенностью современных социокультурных процессов является их динамизм. Происходят радикальные изменения социокультурных связей и форм человеческого общения. Усложнение и интенсификация социокультурной жизни ведёт к существенным изменениям в структуре культурных традиций и норм. Сегодня во всех сферах общества и структурах государства необходимы специалисты, способные понимать и грамотно учитывать проблемы культурно-цивилизационного характера в своей практической деятельности. Культурологические знания, соединённые с углублённым изучением профилирующих (в данном случае – экономических) дисциплин – важное условие ясного понимания и верной оценки многих сложных и противоречивых тенденций и явлений действительности, профессионального успеха.

Место дисциплины в структуре учебного плана подготовки дипломированных специалистов экономического профиля. Культурология самым непосредственным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами как история, философия, политология, этнология, социальная и культурная антропология, эстетика, искусствоведение, этика и т.д. Для современного социогуманитарного знания понятие «культура» является одним из исходных и центральных, подобно тому как, например, «вещество» – в химии или «бытие» – в философии. В рамках культурологии культура изучается как естественное материальное и духовное следствие и основа становления человека и общества. В конечном итоге культурологическое знание (интегративное по своей природе) призвано транслировать понимание того, что есть человек, в каком мире он живёт и какие существуют формы его коммуникации с окружающей действительностью. Это обстоятельство определяет основную функцию культурологии – мировоззренческую.

Авторская идея курса – культура определяет «всё». Иными словами, культура тотальна и пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и общества: от культуры речи и поведения в быту до управления государством и осмысления глобальных проблем макрокосмоса. Предметная область культурологии необъятна, поэтому в Программе выделены узловые (с точки зрения автора-составителя) положения дисциплины. При этом была учтена экономическая специализация студентов.

В основе Программы заложен комплексный подход, который раскрывается в первом разделе.

Цель курса: изложить и обсудить со слушателями роль «духовности» в теоретико-исторической ретроспективе, а также в межкультурном общении современного общества. Акцент делается на антропологической составляющей культурологии.

Задачи:

· дать студентам представление о культурологии как инструменте познания исторического прошлого и освоения современной социально-культурной реальности;

· показать возможности данной дисциплины в профессиональном осмыслении и решении вопросов материального и духовного бытия;

· сформировать у студентов навыки самостоятельного, творчески активного анализа культурных процессов и явлений; а также осознания себя субъектом культурного творчества.

Методика проведения занятий. По некоторым содержательно объёмным темам (например, тема 2.2.), в зависимости от уровня общей культуры студентов, лекции и семинарские занятия проходят в форме опроса-собеседования по выбору слушателей.

Предполагается проведение одного «игрового» занятия (инсценировка фрагментов трагедии Эсхила «Прометей прикованный»), а также аудиовизуальная демонстрация и последующее обсуждение шедевров мировой и русской культуры (по выбору студентов). По возможности желательно посещение (по выбору и общему согласию) одного из музеев, театров или Консерватории с последующим обсуждением.

Форма отчётности: одна контрольная работа в середине семестра и зачёт.

I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Название разделов и тем  
 
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ. Тема 1.1. Состав и структура современного культурологического знания.  
Тема 1.2. Методология культурологических исследований и их типология.  
Тема 1.3. Европейская культура в поисках смыслов (XIX-XX вв.).  
Раздел 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР (КУЛЬТУРОГЕНЕЗ). Тема 2.1. Культура древних цивилизаций.  
Тема 2.2. Западноевропейская культура: от Средневековья до Новейшего времени.  
Тема 2.3. Особенности культуры в России.  
Раздел 3. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА. Тема 3.1. Культурная антропология.  
Тема 3.2. Нравственность и культура.  
Тема 3.3. Экономика и культура.  

II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Наши рекомендации