Философия языка. Проблема взаимосвязи языка и мышления
Язык – система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию; материальное средство выражения идеального, духа, сознания, мышления.В языке можно выделить естественную систему знаков и виды языка, используемые человеком: устная и письменная речь, позы, жесты, мимика, математический язык, философский, язык музыки и живописи, системы сигнализации – дорожные знаки. Я. – один из главных моментов функционирования общества. Он выполняет в обществе множество функций: номинативную (способность языка обозначать и представлять мир вещей и процессов), познавательную (участие в процессе познания), коммуникативную (участие в процессе общения людей).Сознание имеет сложную структуру, которая включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление – обобщающее сознание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними.Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловесное размышление, внутренняя речь, состояние медитации и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид. Мышление определяется в зависимости от характера отражаемых объектов. Конкретное мышление более тесно связано с материальной реальностью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи между предметами и явлениями. В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального. Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физических символах, знаках, устной и письменной речи или в специальных языках.Между словом, мыслью и той реальностью, с которой они связаны, нет тождества, здесь существует большой разрыв. Слово отражает лишь сущность предмета и не может раскрыть его многообразие, мысль охватывает большее число свойств предмета. В понятиях сознание, слово, реальность – слово выполняет связующую роль между сознанием и реальностью.Различием между сознанием и языком является длительность и стабильность их существования.
Мысль неустойчива, смертна. Слово стабильно и бессмертно, оно является средством накопления и хранения знаний и их передачи.Сознание распространяется в мире с помощью языка. Мышление и язык возникли одновременно. Они являются продуктом длительного социально-исторического процесса, развивались и обогащались под влиянием одних и тех же форм человеческого общения.Мышление и язык не тождественны. Язык имеет ту или иную физическую природу, он материален. Природа мышления бестелесна. Его продукты – понятия, категории, суждения – являются идеальными. В речевом общении человек бессознательно усиливает логику мышления, и также бессознательно формирует основные присущие ему чувства.Богатство языка отдельной личности определяется его способностью к мышлению. Философ античности Сократ учил: «Заговори, и я скажу кто ты».В отличие от мышления язык всегда рассматривается как нечто существующее лишь в материальных формах. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово. Известно,что сущ.,к примеру,практическое мышление. Этот тип авербального мышления присущ человеку уже на самых ранних этапах его жизни. Мышление осуществляется в самих практических действиях и непосредственно направлено на решение практических задач.Человек просто знает, что ему нужно делать и выполняет осмысленные движения. первичные формы мышления – это двигательные схемы(напр.,дети до 2х лет).Среди идей, развиваемых в учении о языке, все большую значимость стали приобретать те, что связаны с изучением коммуникативного аспекта. Наиболее существенным здесь является вопрос о материальности языка. Язык всегда рассматривался в качестве материального образования. И все же столь прямолинейный способ решения проблемы сущности коммуникативного процесса неправомерен. И прежде всего потому, что люди общаются не посредством отдельных слов, а с помощью предложений,кот-е,хотя и состоят из слов, обладают смыслом, который не является простой суммой их значений. Смысл как бы «надстраивается» над ними. Поэтому значительная часть содержания сообщается собеседникам помимо материального словесного воплощения. Это уникальное свойство языка. Идея о том, что в процессе языкового общения, кроме слов, имеются действия, что сообщение не сводится только к передаче информации, а содержит некую установку и цель. Заключая, можно, очевидно, сказать, что человек является единственным существом, который создает и решает свои проблемы посредством языка.
Культура и цивилизация.
Культура-все что создано человеком и имеет для него ценность. (матер и духовная культура). Культура связана с понятием «цивилизация». Ц.-период перехода от варварства к дикости. Кул-ра без цивилизации-да. Цивил-ия без кул-ры-нет. К.-основа цивилизации.
В современной ф.истории есть два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле -это система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам. К-ра включает в себя:1. Знаково-символический элемент -знания,сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке. Язык -система знаков и символов, наделенных определенным значением.2.Компонент культуры-ценностно-нормативная система.Ценность-это свойство того или иного общественного предмета. Явления удовлетворять потребности, желания,интересы.В систему цен-тей входят смысложизненные (представления о добре, зле,счастье,цели), универсальные (жизнь, здоровье, семья, образование, правопорядок), общественного признания(трудолюбие, соц.положение),межличностного отношения (честность, бескорыстие), демократические (свобода слова, совести, нац.суверенитет). Ценностная установка является предварительной программой деятельности и общения и является предрасположенностью социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию. Цен.уст-ки ориентируют человека в социальной действительности, направляют его деятельность.Осознание индивидами содержания цен.уст-вок образубт мотив деятельности-фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.Побудительный мотив выступает в качестве цели. Цель формируется на основе интересов социального субъекта. Цель- ближайшая, долгосрочная, перспективная,конечная.Конечная цель-самоцель всей деятельности субъекта.Для выделения конечных целей употребляется понятие идеал. Человек прежде чем что-то создать,вырабатывает в сознании модель будущего объекта, цель, достижению которой подчиняет всю свою деятельность.Ценностное отношение может быть зафиксировано в социальной норме -исторически обусловленные бытием требования к деятельности и отношениям индивидов.В нормах присутствует приказной момент(в отличие от ценностей), их надо исполнять.Синтетической формой культуры называют обычаи (взятые из прошлого отношения), традиции (элементы культурного наследия), обряды(совокупность символических коллективных действий).Все эти элементы культуры создают ее смысловое значение.Культура-связывающее звено между природой и обществом, результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний. Культура выступает как способ и мера овладения человеком естественного и социального миров. В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки временного, биологического существования. Человек движется по кругу-рождение-жизнь-смерть. Благодаря культуре он преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным.С получением бессмертия через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое развитие.Культура выполняет функцию объективизации фундаментального призвания человека, а не только сиюминутных целей и стремлений человека.Культура выступает не просто как процесс создания идей, а как форма самодетерминации человека, его воспроизводства или творчества. Культура- связующее звено между природой и обществом. Она охватывает духовную и материальную сферу существования общества и выступает как форма проявления свободы и творчества, как средство самореализации и основных ценностей человека.