Уровневая структура сознания
Психика – это сигнальное взаимодействие живой и неживой природы. Психикой обладают все живые существа.
Основные черты сознания:
1) Творческая активность (абстрагирование, предвиденье, пре-образование);
2) Цель и полагания (идеальное конструирорвание действий)
3) Самосознание (выделение себя как субъекта)
3. Мозг и сознание
Сеченов и Павлов выдвинули и развили идеи, что психика и сознание по своему механизму носят рефлекторный характер.
Они эти рефлексы разделили на три главных звена:
1 – начальное звено: внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;
2 – среднее звено – центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения)
3 – конечное звено – внешнее движение.
29.11.13
ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
1. Сущность и результат познания
2. Роль практики в познании
3. Истина в познании
4. Формы чувственного и логического познания.
1. Цель познания – постижение истины. Результат познания – знания.
Знания – это продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира.
2. Практика – эта материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов.
Функции практики:
1. Практика является исходным и конечным пунктом познания.
2. Практика является основой познания.
3. Практика – движущая сила познания
4. Практика – это критерий истины.
3. Сущ.различные точки зрения на истину:
1. Согласие мысли самой сабой
2. Истина как вечная идея (Бог)
3. Формы психического состояния человека.
4. Результат произвольного соглашения (конвенция).
Истина- это объективно верное, подтвержденное практикой отражение действительности в сознании человека, воспроизведение познаваемого предмета таким, как он существует вне и независимо от нашего сознания.
Истина объективна (то есть не зависит не от кого).
Субъективная истина.
Истина – это процесс.
Абсолютная истина – представляет собой неопровержимое знание о предмете.
Относительная истина представляет собой неполное, незавершенное знание.
Абсолютная истина – это предел, к которому стремится наше сознание.
Истина всегда конкретна.
↑ Путь познания: от практики к живому созерцанию, затем к абстракции к практике.
Ощущение – это субъективны образ объективного мира, создаваемый одним из органов чувств человека.
Восприятие – образ предмета в целом, воздействующим на органы чувств.
Образы предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстанавливаются с помощью памяти наз. представления.
Сочетание образов называется воображением.
Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.
Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо (Дерево не тонет).
Умозаключение – это процесс мышления в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ
СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИКИ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
1. Философское понимание развития
2. Научный аппарат диалектики.
3. Закон диалектики.
4. Альтернативы диалектики.
1. Развитие – это изменение качеств.
Развитие – это необратимое направленное закономерное изменение.
Развитие выделяет два процесса:
- дивергенция (расщепление, рассоединение)
- конвегенция (объединение, слияние)
Существуют в развитии 2 процесса:
- прогресс
- регресс
Прогресс – это такое изменение, когда усиливается целостность и гибкость системы.
Регресс – обратный процесс.
Прогресс не может существовать без регресса и наоборот.
2. Диалектика – это слово греческого происхождения, означает искусство спорить.
Диалектика – это учение о развитии.
В научный аппарат диалектики входят:
1. Принципы 2. Законы 3. Категории
Принципы – это основополагающие начала теории, деятельности, поведения.
Принципы диалектики:
- принцип всеобщей связи
- принцип развития
- принцип системности.
Законы – это существенные необходимые связи. Признак закона – повторяемость.
Законы диалектики:
1). Закон единства и борьбы противоположностей
2) Закон взаимного перехода количественных характер.в качественные.
3) Закон отрицания отрицаний.
Категории – всеобщие понятия, отражающие общие, но отдельные стороны действительности.
Категории:
- сущность - явление;
- содержание - форма;
- причина - следствие
- случайность - необходимость;
- возможность - действительность;
- единичное – особенное – общее
3. Законы диалектики(06.12.13)
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Метафизические противоположности – противоположности, которые не взаимодействуют друг с другом и не развиваются.
Диалектические противоположности – это такие противоположности, которые взаимополагают и взаимоисключают друг друга.
Закон единства и борьбы противоположностей в своем развитии проходит два состояния:
- единство противоположгностей, которое включает в себя 3 этапа:
- относительное равновесие
- частичное совпадение
- взаимопроникновение или единство (тождество)
- борьба противоположностей:
- существенное различие
- противоположность
- конфликт
Методологичекие положения этого закона:
1) Раздвоение единого и познание противоречивых частей его характеризуется как ядро диалектики;
2) диалектика есть учение о том, как могут быть и при каких условиях противоположности становятся тождественными.
*Методологическое значение з-на единства и борьбы противоположностей состоит в том, что он раскрывает источники развития.