Философия милетской школы и Пифагора

Мировоззрение как духовное понятие и его структура

Мировоззрение это сложное явление в духовной жизни человека и общества , включает в себя совокупность взглядов, принципов , целей, переживаний, чувства, оценок, благодаря которым человеческая жизнь становится организованной а сама деятельность целенаправленной.

Мировоззре́ние — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности.

Осн.характеристики

В структуре мировоззрения можно выделить 4 компонента:

- Познавательный, базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных.

- Ценностно-нормативный, включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия. Ценность – свойство того или иного предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Жизнь – главная ценность человека. Нормы – средство сближения ценностно-значимого для человека с его практическим поведением.

- Эмоционально-волевой, превращение ценностей и норм в личные взгляды, убеждения, верования и выработка установки на действие.

- Практическая направленность – реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах.

Миф как тип мировоззрения

Миф - создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются в сознании как вполне реальные.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир.

Самая первая форма мировоззрения . Современный миф является регулятором поведения людей и их взаимоотношений .

Мифы бывают ; идеологические, художественные , социально-политические

Миф активно используется как манипулятор общественного сознания.

Религия как тип мировоззрения

Рели́гия - одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Представители религии - верующие, являющиеся носителями религиозной модели мира.

У религии следующие функции:

Регулятивная – это регулятор взаимоотношений людей

Мировоззренческая – помогает строить систему норм и поведений

Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаток знаний

Консолидирующая – служит объединению людей

Специфика и структура философского знания

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее.

Предметом философии выступает мировоззрение и культура , поскольку проблемы с которыми имеет дело философия является смысложизненимы.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела:

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество

Специфика философского знания :

ФЗ является целостным выражением мира , причем это целостное духовное выражение мира.

ФЗ является ценностным выражением мира что сближает его с другими типами мировоззренческого знания.

Функции философии

Основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. Принято выделять

1. Мировоззренческая. Способствует формированию целостности картины мира.

2. Методологическая. Заключается в том, что философия вырабатывает основное. методы познания окружающей действительности.

3. Мстительно-теоретическая. Выражается в том что философия учит концептуально мыслит.

4. Гнесологическая. Имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Философия милетской школы и Пифагора

Милетская школа – философская школа основанная Фалесом в Милете ,греческой колонии в малой Азии. Фалес древнегреческий философ и математик из Милета основатель милетской школы.

Представителями данной школы являются Фалес , Анаксимандр и Анаксимем. Говоря о милетской школе философии, имеют в виду лишь трёх её представителей – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, близких друг к другу не только происхождением из одного города, но и тематикой своих изысканий.

Фалес первым из греческих мыслителей обратился к миру природы. Он первым задал вопрос «что есть всё?», стоявший в центре изысканий философов милетской школы и которому уделяли большое внимание и позднейшие исследователи. Изучая природу, философы из Милета выдвинули две основополагающие идеи, лёгшие в основу их учений. Первая из них – идея постоянства материи. Любое вещество может, не подвергаясь полному разрушению и исчезновению, испытывать множество изменений.

Во-вторых, милетские философы задались вопросом, действительно ли окружающий нас мир так разнообразен, как это показывает чувственное восприятие, или его можно свести к ограниченному числу элементов или даже к одному из них.

Милети обозначили начало древнегреческой философии . Милетские философы поднялись выше видимости и из за многообразием явлений усмотрели первопричины.

Для Фалеса это вода, «начало и конец Вселенной – вода», что начало всех вещей – вода, «всё из воды и в воду всё разлагается». Для Анаксимандра апирон. Для Анаксимена воздух.

Пифагор Самосский - древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Слава Пифагора как воспитателя настолько велика, что все юноши хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они проводили время с ним, нежели занимались собственными делами.

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.

Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.

Принципы пифагорийцев. Принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть".

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл

Учение Парменида о бытии

ПАРМЕНИД древнегреческий мыслитель, основоположник элейской школы. С Парменида "началась философия в собственном смысле этого слова" (Гегель).

Что же такое парменидовское "бытие", какими атрибутами оно наделено?

Различение мыслимого и чувственно воспринимаемого. Прежде всего, по Пармениду, бытие - это то, что всегда есть; оно едино и вечно - вот главные его предикаты. Все остальные предикаты бытия уже производны от этого. Раз бытие вечно, то оно безначально - никогда не возникает; неуничтожимо - никогда не гибнет; оно бесконечно, цельно, однородно и невозмутимо: "Для него нет ни прошедшего, ни будущего, ибо оно во всей своей полноте живет в настоящем, единое, неразделимое.

Наши рекомендации