Неклассическое естествознание. Специфика неклассической научной рациональности
Неклассическая наука рождает новые представления о реальности. Становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания введению принципа дополнительности в качестве основного методологического средства.
Становление неклассической рациональности, т.о., привело к коренным изменениям оснований научного знания. В сфере идеалов и норм исследования происходит отказ от прямолинейного онтогонизма и возникает понимание относительной истинности теории и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга, конкретных теоретических описаний одной и той же реальности.
Возникает понимание того, что субъект познания детерминирован определенной научной традицией, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. Принимаются объяснения со ссылками на средства познавательной деятельности. Объективной базой таких изменений служат открытие зависимости поведения элементарных частиц от средств исследования в атомной физике. Происходит также утрата наглядности, поскольку становятся понятными концептуальная наглядность фактов, и отказ от определенности (точности) в пользу прагматичности, инструментальности, эффективности.
Новые идеалы и нормы обеспечивали расширение поля исследуемых объектов. В нем появились сложные объекты, характеризующиеся многоуровневой организацией, стохастическим взаимодействием элементов, существованием управления и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. На этапе неклассической науки были созданы предпосылки для построения целостной системы природы, в рамках которой прослеживалась иерархическая система Вселенной как динамического единства.
Эти сдвиги сопровождались формированием новых философских оснований науки. Субъект познания рассматривался как детерминированный окружающим миром, поэтому содержание наших знаний полагалось определенным не только устройством самой природы, но и способом постановки вопросов. Новую трактовку получил и объект познания. Но восприниматься не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. важную роль при описании динамики системы начинает играть категории случайности, возможности и действительности.
Быстрое изменение техники и технологий благодаря применению в производстве научных знаний – характерная черта техногенной цивилизации. Наиболее ярко она проявилась в XX веке. В это же время становятся заметными и негативными последствия внедрения научных достижений в практику, что приводит к развитию так называемых контрнаучных достижений в практику, что приводит к развитию и распространению антисциентизма. Ценность научной реальности становится под сомнение.
В эпоху Просвещения разум, очищенный от предрассудков, объективно изучающий мир, рассматривается в качестве важнейшего проявления человеческой природы. Его предназначение – выявить природу различных феноменов человеческой жизни. В системе установок техногенной цивилизации фиксировалась особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений.
57. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.
Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети ХХ века, пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно техническим развитием. Среди них можно особо выделить проблемы выживания человечества, глобальные экологические проблемы и вызванная ими необходимость изменения отношения к окружающей среде, а также проблемы человеческих коммуникаций и отчуждения человека от порожденных им социальных структур. Все эти проблемы носят мировоззренческий характер и адресованы прежде всего научной рациональности.
В ХХ веке стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции.
Все вышеперечисленные процессы не могли не сказаться на состоянии научной рациональности. Изменились не только отношение обществ к науке, но и поведение самого научного общества. В конце ХХ века начинается новый этап институционализации науки. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на тором – содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством спасения цивилизации.
Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В результате формируется новый научный тип – постнеклассическая наука. Здесь на первый план выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Объектами их анализа становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и историческим развитием. укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания.
В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика – теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие:
- сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям;
- относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них;
- будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние;
- хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции;
- в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека.
Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, и т.д., выражающие неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Можно сказать, что в современной науке происходит поворот от бытия к становлению.
Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека.
В связи с этим в последнюю треть ХХ века происходят новые радикальные изменения в основании научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает норы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторических реконструкций и т.д. среди исторически развивающихся объектив современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек.
Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его социального бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками эпохи.
В настоящее время в самой научной реальности наблюдаются важные процессы, связанные с ее экологизацией и гуманитаризацией. Поэтому можно предложить, что она сможет выйти за рамки своего картезианского идеала, и будет развиваться в качестве основного элемента культуры.