Развитие представлений об обществе
Необходимость учения об обществе очевидна, поскольку понимание сущности общества и государства всегда выступало руководством к действию, как государей прошлого, так и нынешних властей, политических партий и элиты.
В истории социальной философии существуют самые различные учения об обществе, о его проблемах, о факторах на них влияющих и задачах власти.
I. Мифологические представления. Отчетливо прослеживаются две идеи: 1) идея творения – мир и общество, в частности, есть результат творения некоей третьей силы; 2) идея развития – мир и общество постепенно структурируются из хаоса в определенный порядок.
Структура общества объясняется, исходя из представлений об устройстве космоса.
Космос Общество
1. Мир богов 1. Богатые (правители)
2. Мир людей 2. Средние (военачальники)
3. Мир злых духов 3. Бедные (крестьяне, рабы)
Место человека в обществе определялось как срединное, т.е. человек является не господином во Вселенной, а лишь ее частью. Он должен в своей деятельности придерживаться космического порядка.
II. Древневосточная философия.Особенностью рассуждений об обществе вДревнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае является акцент на ведущей роли государства и его политических институтов.
Конфуций (551- 479) отождествлял общество с государством. «Правильное» государственное устройство - это такое сообщество, в котором высшее положение занимает обожествляемый император, а управляют «благородные мужья», т.е. люди, которые сочетают в себе мудрость, милосердие, терпение, тягу к знаниям, организованность, ответственность, уважение к традициям.
«Благородный человек» – человек золотой середины. В своей деятельности он руководствуется золотым правилом нравственности «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Благородство – качество, не передающееся по наследству, а приобретаемое воспитанием.
Государство понималось Конфуцием как одна большая семья, в которой правитель - это «сын Неба», «отец и мать рода», а подданные — его сыновья.
Порядок в таком государстве должен поддерживаться не принуждением, а мудрой системой законов и строгими моральными нормами.
III. Платон(427-347 гг. до н.э.)и Аристотель -первые мыслители, которые фундаментально рассмотрели вопросы общественного и государственного устройства.
Общество они определяют как форму совместного поселения людей. Возникает оно потому, что сообща людям легче удовлетворять свои физиологические потребности и обеспечивать безопасность. Цель государства – обеспечить внешнюю безопасность и внутренний порядок.
Платон (основное сочинение «Государство») выделяет 7 типов государственного устройства: идеальное государство; 2 правильных (монархия и аристократия); и 4 неправильных (тирания, олигархия, тимократия, демократия).
Платонпредлагает идеальную модель справедливого государства. В нем различные функции выполняются различными социальными группами:
Философы (преобладает разумная
часть души) - управляют
воины (преобладает эмоциональная
часть души) - защищают от внешних и внутренних врагов
крестьяне и ремесленники (преобл.
вожделеющая часть души) - производят материальные блага для всех, кормят
Для философов-правителей и для стражей Платон исключает частную собственность, чтобы она не развращала нравы элиты общества.
Отрицательные модели государствапо Платону:
Тирания (наихудшая форма отклонения от модели идеального государства) - власть одного в своих собственных интересах.
Олигархия - господство в обществе нескольких немногочисленных, но могущественных знатных родов. Платон называл олигархию вырождением аристократии.
Тимократия (правление военных) - власть честолюбцев, власть немногих в своих корыстных интересах.
Демократия - народное представительство.
Важные выводы Платона:
- в обществе существует разделение труда, которое влияет на общественную жизнь;
- вследствие разделения труда человек зависит от общества;
- воспитание, религия, состояние нравственности значительно влияют на жизнедеятельность общества;
- предвосхитил учение о социальных конфликтах.
Аристотель(384-322 гг. до н.э.; наиболее значимый трактат «Политика») считал, что государство призвано решать в обществе следующие задачи:
- не допускать чрезмерной концентрации политической власти одним человеком;
- не допускать чрезмерного накопления имущества в одних руках, опорой государства он считал средние слои;
- держать в повиновении рабов.
Формы государства по Аристотелю:
Хорошие Плохие
Власть в одних руках
Монархия Тирания
Правит один в Правит один в
интересах многих своих интересах
Власть в руках немногих
Аристократия Олигархия
Правят в интересах многих Правят в интересах группы
Власть в руках многих
Полития Демократия
Профессионалы - политики Власть толпы
Полития - это наилучший тип государственного управления, потому что позволяет:
- ограничивать интересы богатых;
- привлекать к участию в управлении бедные слои общества;
- средний класс, став руководящей силой, способен разрешить противоречие между чрезмерным богатством и крайней бедностью.
IV. Общественная мысль 16-18 вв. Кардинальные экономические и социально-политические перемены, происшедшие в XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы, обусловили появление новых идей об обществе и его развитии:
1. Теория общественного договора, объясняющая происхождение государства (английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк, французский философ Ж.-Ж.Руссо). Томас Гоббс(1588-1679)в своих трактатах «Основы естественного права и политики» (1639), «О гражданине» (1655)рассматривает общество как создание человеческое, а не божественное. Государство возникает из естественного догосударственного состояния жизни людей, когдалюди жили разобщено, и «война всех против всех» была естественной формой их существования. Это была отчаянная борьба за элементарное выживание. Естественное состояние общества не могло быть устойчивым, и ,чтобы выйти из этой ситуации, люди совершили переход от своего догосударственного состояния к гражданскому обществу, признаком которого и стало государство.
Государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора, в котором они отказались от прав, ведущих к «войне всех против всех». Граждане добровольно ограничили свою личную свободу, получив взамен надежную государственную защиту в лице правительства, армии, суда, полиции. Из трех форм государственного устройства - демократии, аристократии, монархии - Гоббс отдавал предпочтение последней, видя в ней наиболее полное воплощение своей модели государства.
2. «Естественные права» людей – право на жизнь, личную свободу и частную собственность граждан. Джон Локк (1632-1704) в сочинении «Два трактата об управлении» (1690) требует ограничить деятельность государства самыми необходимыми функциями: правительство обязано охранять естественные права личности.
3. Идея разделения властей. Права личности наилучшим образом можно обеспечить при помощи разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (с включением судебной и военной) и «федеративную» (министры и король). Каждая из ветвей власти должна контролировать и сдерживать другую, что в итоге позволит избежать деспотизма и произвола.
4. Модель развития общества и справедливого общественного устройства. Жан-Жак Руссо(1712-1778),великий французский просветитель, развитие общества представлял следующим образом:
· Догосударственное «естественное состояние» людей было лишено конфликтов и противоречий; это было «счастливое детство человечества» - люди были свободны и равны.
· Развитие производства приводит к возникновению в обществе частной собственности и имущественного неравенства.Как следствие этого появляется государство и политическое неравенство. Кульминация политического развития - деспотическоегосударство, в котором все бесправны перед лицом деспота и тирана.
· Рано или поздно, бесправное большинство свергнет власть деспота, устранит неравенство, установит гражданский мир и приведет к необходимости заключить справедливый «общественный договор». В этом договоре будут гарантированы гражданские свободы, право собственности, принятие законов (в том числе и о высшем руководстве) общим собранием граждан.
Руссо свято верил в возможность изменить человека к лучшему, надеялся на человеческий разум и гармонизацию общества.