Философия и наука. Роль философии в науке. Сциентизм и антисциентизм
Философия и наука – формы рационального знания (ориентируются на познание причин сущности, закономерностей развития).
Отличия философии и науки:
· Философия направлена на целое личности, наука – на частное, фрагменты
· Научное мышление отвлекается от любого ценностного отношения к миру, мир – объект, форма объекта. Философия помимо познавательного отношения включает ещё и ценностное, философия ориентирует на понимание мира с позиции ценностей, идеалов.
· Философские положения нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Исходные положения философии формулируются в предельно-общих понятиях (категориях). Истинность философии нельзя доказать с помощью других теорий, так как более общей теории не существует.
Для науки абсолютной истинностью является объективная истина, независимо от отношения человека.
Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны. Так, к основным функциям философии в научном познании относятся:
Критическая | переосмысление, взгляд со стороны - философская деятельность позволяет подвергнуть сомнению привычное и отправиться в свободный интеллектуальный поиск – это и есть философия в действии (для учёного) |
Предпосылочная | научная деятельность пронизана понятиями, первоначально выдвинутыми в философском познавательном проекте. Философское предпосылочное знание существенно влияет на возможность достижения конкретных научных результатов. («+» и «-») |
Обобщающе-экстраполирующая | частный случай предыдущей функции: наука основана на далеко идущих обобщениях. Привычные и естественные для ученого представления - на самом деле не следствия продвижения науки, а предпосланные ей метафизические гипотезы, обладающие предельно общим характером. |
Эвристическая | философия - неистощимый поставщик ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого. Подхваченные наукой плодотворные философские идеи и концепции со временем естественным образом оказываются в составе научных теорий |
Ценностно-этическая | научное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной включенности ученого в область исследовательской деятельности: для занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради которых стоит тратить время собственной жизни. |
Интерпретирующе-коммуникативная | выступает средством общения для: · ученых смежных или более отдаленных специальностей, решающих общую проблему · естествознания и гуманитарных наук · ученых и представителей других сфер деятельности |
Поясняющая | актуальная задача: понять саму научную деятельность, и она в широком смысле слова – философская. |
Направляющая | метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, стимулируя научный интерес. |
(19 век) Сциентизм - идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки", предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм | Антисциентизм |
приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки | отрицательно относятся к НТР, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. |
знание - наивысшая культурная ценность | не устают подчеркивать критическое отношение к науке |
в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. | понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание". |
намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. | прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников. |
Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. Примечательно и то, что антисциентизм автоматически перетекает в антитехнологизм, а аргументы антисциентистского характера с легкостью можно получить и в сугубо научной (сциентистской) проблематике, вскрывающей трудности и преграды научного исследования, обнажающей нескончаемые споры и несовершенство науки.
5. Древнеиндийская философия: веды, упанишады, джайнизм и буддизм
Восточная мысль более эмоционально – этична, нежели рационально - логична, т.е. носит этико-практический характер.
Индивид не полагает себя, как что-то самостоятельное, так как варны (сословия) – брахманы (жрецы - белый), кшатрии (воины - красный), вайшьи (земледельцы - желтый), шудры (слуги – рабы - черный) - передаются из поколения в поколение.
Восточные деспотические государства с присущим им обожествлением правителей, культом жрецов и абсолютным бесправием других сословий не могли создать ни социально-исторических, ни интеллектуальных условий для возникновения философии как самостоятельной области знаний, не зависимой от религиозного мировоззрения.
Философия Древней Индии:
Замедленное развитие – традиции сохранялись долго, сельское хозяйство тесно связано с ремеслом. Религиозно-мифологическое мировоззрение. Отношения между людьми по принципу всеобщего рабства, бюрократия на плечах крестьян.
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
ü Веда – «знание» - (состоит из гимнов, молитв) образно-символическая форма толкования мира, религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию племенами арийцев.
Веды включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады").
*До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа;Самаведа;Яджурведа;Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
ü Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:буддизм;джайнизм;чарвана-лакаята.
ü Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: "пракрити" — материальное сознание;"пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);"майя" — сознание сновидения, мираж.
Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Джайнизм:
джайнизм происходит от слова Джина («Победитель») — прозвища, полученного основателем религии.Основателем джайнизма является Махавира («Великий Герой»), Он был современником Будды, и его настоящее имя — Вардхамана («Процветающий»).
Литература джайнов разделяется на две части в соответствии с двумя джайнскими традициями или «сектами»: Дигамбары («одетые небом», т.е. «обнаженные») и Шветамбары («одетые в белое»). Канонический свод Шветамбаров, разделенный на шесть частей, состоит из нескольких десятков трактатов, самые древние из которых написаны на пракрите (языке основателя), остальные — на санскрите.
Учение реализуется в «Трех Жемчужинах» (Триратна): Правильного Видения, Правильного Знания, Правильного Поведения.
Джайнское видение миразаключается в Великих Зароках монахов и в Малых Зароках мирян: ахимса (запрет на причинение вреда), сатья (честность), астейя (порядочность), брахма (воздержание: здесь — отказ от незаконных сексуальных сношений), апариграха (отказ от накопления богатств).
Джайнизм исходит из идеи реинкарнации живой части (джива) человеческого существа в любой одухотворенной среде: это происходит под влиянием «кармического тела», появившегося в результате предыдущих превращений. Достигший озарения джайна стремится замедлить этот естественный процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает ежесекундное соблюдение длиннейшего перечня духовных, словесных и телесных запретов, а также полное подчинение тяготам монашеской жизни.
Только посредством сложной системы аскезы, принятой в монашеском сообществе можно достичь самвары. Когда же самвара монаха приводит к освобождению от уз кармы, он достигает степени идеального совершенства (сиддхи).
Буддизм:
Религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)
Главная идея буддизма - "Срединный путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма"
"Срединный путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
Четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий - ИСТИНА О СТРАДАНИИ (дуккха)
Три главных страдания:
страдание от перемен; страдание, усугубляющее другие страдания; страдание, собирающее страдания
4 потока страдания:
страдание рождения, старости, болезни и смерти
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни – ИСТИНА О ПРИЧИНЕ (о возникновении дуккха) – постоянное стремление удовлетворить свои потребности приводит к разочарованию, возникает карма – круговорот сансары.
• от страданий можно избавиться – ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ – состояние, в котором нет дуккха – устранение загрязнений ума
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана – ИСТИНА О ПУТИ – пути, ведущему к прекращению дуккха – истина о «Срединном пути».
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
*Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради;будь целомудренным;не лги;не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
6. Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей - действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").
Конфуцианство:
Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
Для конфуцианцев Путь означает - следовать «воле Неба», воплощать в каждомотдельном человеке и в обществе в целом определенные морально-нравственные исоциальные нормы в их неразрывном единстве, исполнение социальных обязанностей мыслится некак невольное повиновение внешнемупринуждению, а осознанное исполнение своего морального долга.
Человек должен найти свое место в этой мировой гармонии. А для этого он должен стремиться ксовершенству. И Конфуций формирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом. В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди.
Этот идеал — «мудрец» — «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина.
Благородный муж | Простолюдин |
5 качеств: чувственность, долг, знание, чувство меры и доверие | Простолюдин же изначально лишен этих качеств |
следует долгу и закону | стремится устроиться получше и получить выгоду |
требователен к себе | требователен к людям |
о нём нельзя судить по мелочам и ему можно доверить большие дела | нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам |
Большое значение Конфуций придавал ритуалу. В ритуале он видит главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию человеко-космического сообщества. Через внешние формы, обряды и церемонии, доносились ценности гармонического общения на доступном для каждого человека уровне, приобщая его к добродетели. В конфуцианстве ритуал является центральной частью социального взаимодействия и выступает в то же время как важнейшая форма религиозного культового действия.
Даосизм:
Даосизм возникает в Китае в VII веке до н. э. и складывается в развитую религиозно-культовую систему. Основателем даосизма называется легендарный мыслитель Лао-Цзы.
2 основных понятия – Дао и Дэ
· «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир
· «Дао» — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира, некий божественный Абсолют
Имеет 2 значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту
· Великого Дао никто не создал, но все происходит из него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться
· Дао не только первопричина всего сущего, но и его конечная цель, завершение бытия.
· Его невозможно воспринять чувствами и выразить словами.
Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни; Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Основные идеи даосизма:
• все в мире взаимосвязано
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе (сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы)
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй")
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей
• необходимо во всем уступать друг другу