Особенности информационного общества, информационные войны; критика теории информационного общества
В книге «Третья волна» (под именем которой здесь выступает информационное, или постиндустриальное общество) Тоффлер, рассматривая проявившиеся новые характеристики повседневности, отмечает, что в информационном обществе происходит пересмотр основных принципов организации жизни общества (или, как он говорит, «пересмотр кода цивилизации»). В основе цивилизации индустриального общества лежали 6 принципов: 1) синхронизация, 2) специализация, 3) стандартизация, 4) концентрация, 5) максимизация и 6) централизация. Все они рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими особенности информационного общества:
1) Синхронизированный с ритмами производства машинизированный ритм жизни сменяется социальными ритмами - ритмами деятельности, не связанными с производством вещей. Сама социальная деятельность становится более разнообразной, и ритмы ее тоже разнообразятся. Главными видами социальной деятельности становятся те, которые связаны с производством информации, в частности, сильно возрастает роль науки и образования, питающих развитие новых технологий.
2) Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого способа лежит не физическая сила, а умственные способности человека, а они развиваются в процессе образования. К образованию в информационном обществе предъявляются новые требования, обусловленные тем, что в производстве теперь смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые исчезают совершенно. В связи с этим возникает необходимость в перебрасывании трудовых ресурсов из одной отрасли в другую. Кто легче может переключиться с одной работы на другую? - Тот, кто не является узким специалистом, но обладает хорошим фундаментальным образованием. Поэтому характерной чертой рынка рабочей силы в информационном обществе становится ее деспециализация и высокий образовательный уровень.
Весьма любопытные замечания Тоффлер делает по поводу новой социальной роли знаний. В индустриальном обществе богатство выражалось в форме капитала (денег), в информационном - богатство приобретает новую, невещественную форму - форму символического капитала, информации (знания). Если индустриальное общество было обществом массового производства вещей, то информационное, по Тоффлеру, будет обществом массового производства знаний. Знания как капитал радикально отличаются от денежного капитала: они 1) неисчерпаемы, 2) доступны бесконечному числу пользователей. Даже деньги, которые были единицей обмена в индустриальном обществе, в информационном приобретают вид информации, становятся электронными деньгами - кредитными карточками, использование которых происходит с помощью компьютера. Электронные деньги получают все большее распространение. В 1990 г. в мире насчитывалось более 187 миллионов владельцев кредитных карточек, сегодня, благодаря включению России в мировую банковскую электронную сеть, их число значительно возросло.
3) В информационном обществе отмечается тенденция к индивидуализации во всем.
4) Принцип концентрации производства, повлекший концентрацию населения в больших городах, сменится в информационном обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, ведь главное производство - производство знаний - не привязано к источникам ископаемых ресурсов. Компьютеры можно завезти в любую точку земного шара, из любой точки можно войти в информационную сеть и стать участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить отчет и т. д.)
5) Принцип максимизации, обусловивший строительство гигантских заводов и фабрик, огромных исследовательских институтов сменится (и уже начал меняться) принципом создания временных коллективов для решения специальных задач. Эти коллективы смогут сами устанавливать для себя удобный режим работы.
6) Принцип централизации сменится принципом децентрализации и деурбанизации (от латинского urbs - город) - снижением роли городов в общественной жизни, так как необходимость в существовании огромных городов (мегаполисов) отпадает.
Тоффлер отмечает также, что в социально-политической сфере и области международной экономики информационные технологии открывают совершенно небывалые перспективы. Создают все предпосылки для: 1) создания глобальной экономики. Первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа; 2) решения социальных проблем. Открытость информации делает личность более сильной, а государственную власть - более зависимой от граждан1 . Телекоммуникационные сети создают возможности для непосредственного участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства.
Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего человечества отношений к целям и задачам производства. Производство должно быть поставлено на службу жизненным интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих глобальных проблем, всем людям информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологического сознания. Главным вопросом, решение которого обусловит развитие производства, должен стать не вопрос «как?», а вопрос «почему?».
Считается, что западные страны уже вошли в информационное общество, Россия, как все развивающиеся страны, стоит на его пороге.
В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие – характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», - написал Тоффлер. «Футуршок» – буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений. Люди уже не могут воспользоваться рецептами жизни, созданными прошлыми поколениями, им приходится создавать собственные.
Происходящие изменения касаются не только производственной деятельности людей, но и их личной жизни, человеческих отношений. Постоянные отношения (дружеские, семейные) становятся роскошью. К примеру, семья всегда была шокопоглотителем, островком стабильности. Но она тоже меняется, причем, никто не может сказать, что с ней будет завтра. Ее разрушают: 1) новые технологии рождения – они меняют отношение к материнству и отцовству: мать и отец могут быть уже не единственные или неизвестные, или вообще - только мать (мультимыши, клонирование); 2) мобильность в погоне за работой; 3) увеличение продолжительности жизни: любовь проходит из-за неодинакового развития; 4) либерализация сексуальной морали со стороны общества приводит к тому, что погоня за любовью становится все более бешеной.