Практическое занятие 8. Повесть М.М. Пришвина «Жень-шень»
Структура занятия:
1. Художественно-философское раскрытие проблемы «природа и человек».
2. Значение пейзажных и анималистских образов.
3. Авторская концепция любви.
4. Структура повествования. Особенности художественного времени. Автор и герой-повествователь. Образ Лувена.
5. Смысл названия повести.
Литература к практическому занятию 8.
Кожинов В.В. Книга Михаила Пришвина – не о природе, а о революции // Литература в школе. – 1996. – № 3.
Курбатов В. Михаил Пришвин: Очерк творчества. – М., 1986.
Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. – М.,1997.
Национальный и региональный «Космо-психо-логос» в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин). – Елец, 2006.
Методические рекомендации к пр. з.8.
Предполагается внимательный отбор концептуально значимых элементов повествования: пейзажей символического характера, образов центральных героев, умение соотнести конкретные мысли автора с философскими трудами современников Пришвина: В.С. Соловьева, В.И. Вернадского. Необходимо сделать заключение о характере творческой личности повествователя, о несовпадении его с автором.
Практическое занятие 9. Рассказы М. Горького 1920-х годов.
Структура занятия:
1. Художественное исследование чувств и состояний любящего человека в рассказе «О первой любви». Русское и французское понимание любви. Характер Ольги.
2. Любовь продажная, чувственная и духовная в рассказе «Сторож». Авторский анализ соотношений биологического, социального и нравственного в человеке. Живая стихия и мертвенная цивилизация.
3. Любовь как мерило нравственной и творческой состоятельности личности в «Рассказе о безответной любви».
4. Антиномия плотской и сострадательной любви к людям в рассказе «Знахарка».
5. Любовь, грех и его искупление в рассказе «Отшельник».
Литература к практическому занятию 9.
Рассказы М. Горького 1922–1927 годов: «Сторож», «О первой любви», «Отшельник», «Знахарка», «Рассказ о безответной любви».
Баранов В.И. Максим Горький: подлинный и мнимый. – М., 2000.
Голубков М.М. Максим Горький. – М., 2000.
Спиридонова Л.А. Горький. Диалог с историей. – М., 1994.
Сухих И.С. Заблуждения и прозрения Максима Горького. – Нижний Новгород, 1992.
Уайл Ирвин. М. Горький. Взгляд из Америки. – М., 1993.
Методические рекомендации к пр. з.9.
Подготовка к данному практическому занятию предполагает умение анализировать различные структурные элементы рассказов М. Горького, созданных им в последний период его жизни. В данном практическом занятии в центр ставится тема любви, организующая развитие сюжетной линии в каждом из рассказов. Необходимо выделить философско-эстетические моменты в каждом из произведений, выявить мастерство Горького-художника, глубину его размышлений о жизни.
Практическое занятие 10. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Структура занятия:
1. «Мастер и Маргарита» как символистский роман. Композиция произведения. Система повествования.
2. Изображение Москвы 1920–1930-х годов. Дьяволиада в романе. Сатирические характеры, сцены и картины. Мастерство комического.
3. Мотив безумия. Образ Ивана Бездомного.
4. Образ Иешуа. Непревзойденность человеком Божественной доброты и милосердия. Толстовская концепция непротивления злу и ее отражение в романе.
5. Пути выражения авторской аксиологии. Бездетная любовь Маргариты и служение героини «врагу рода человеческого».
6. Контраст света и покоя. Значение пейзажей.
Литература к практическому занятию 10.
Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. –
М., 1995.
Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. “Вот твой вечный дом”: Личность и творчество Михаила Булгакова. – СПб., 2000.
Ломилина Н.И. Уроки словесности. М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов. – М., 2000.
Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. – М., 2000.
Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1996.
Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова.– М., 1988.
Яблоков Е. Мотивы прозы Булгакова. – М., 1997.
Методические рекомендации к пр. з.10.
Подготовка к данному практическому занятию предполагает умение анализировать структурные элементы романного повествования: описания, диалоги, пейзажные и интерьерные зарисовки, портретные характеристики, динамику развития сюжета, систему образов, в том числе символических. Необходимо выделить сквозные религиозно-философские мотивы, выявить особенности творческой манеры Булгакова-художника.
Практическое занятие 11. Рассказы Андрея Платонова 1920–1940-х гг.
Структура занятия:
1. Человек и социальная история. Характер Фомы Пухова, философские раздумья героя о современной истории.
2. Художественное мастерство Платонова в передаче неповторимых состояний жизни, любовных чувств и переживаний. Рассказы «Река Потудань» и «Фро». Границы родства людей.
3. Философия жизни у героев и автора в рассказе «Цветок на земле». Авторское понимание призвания человека и предназначения природы.
4. Платонов о трагическом нарушении естественного течения жизни войной. Мучительный процесс возвращения в одноименном рассказе.
Литература к практическому занятию 11.
Рассказы А. Платонова «Сокровенный человек», «Река Потудань», «Фро», «Цветок на земле», «Афродита», «Возвращение».
Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья.– М.,1999.
Карасёв Л.В. Движение по склону: О сочинениях Андрея Платонова. – М., 2002.
Малыгина Н. М. Платонов: поэтика «возвращения». – М.,2005. – 334 с.
Свительский В.А. Андрей Платонов вчера и сегодня. – Воронеж, 1998.
«Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 4. – М., 2000.
Чалмаев А. Андрей Платонов. К сокровенному человеку. – М., 1989.
Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования.– М.,1987.
Методические рекомендации к пр. з.11.
Подготовка к данному практическому занятию предполагает развитие умения анализировать рассказы А. Платонова, их типологические разновидности. На данном практическом занятии в центр ставится тема человека, его биологических, социальных и духовных устремлений. Необходимо уяснить философско-эстетические особенности повествования, особенный язык Платонова-художника, глубину его восприятия и интерпретации жизни.
Практическое занятие 12. Роман «Пётр Первый» А.Н. Толстого.
Структура занятия:
1. Проблема повествования. Автор и система повествователей.
2. Историческая эпоха в ее бытовых, культурных, духовных основах и проявлениях. Изображение церковного раскола и духовного кризиса.
3. Осмысление национальных характеров. Параллели образу Петра. Короли Август и Карл ХII. Имитация национального строя речи в повествовании о различных менталитетах.
4. Образ Петра. Формирование личности государя, строителя страны.
5. Любовная тема в романе.
6. Мастерство диалога.
7. Массовые сцены.
8. Художественные приёмы приближения истории к современности.
Литература к практическому занятию 12
А.Н. Толстой. Новые материалы и исследования.– М., 1995.
Алпатов А. Алексей Толстой – мастер исторического романа.– М., 1958.
Варламов А.Н. Алексей Толстой (ЖЗЛ). – М., 2008.
Крюкова А.М. Алексей Николаевич Толстой. – М., 1989.
Крюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература: Творческая индивидуальность в литературном процессе. – М., 1990.
Макаровская Г.В. Типы исторического повествования. Саратов, 1972.
Методические рекомендации к пр. з.12.
Практическое занятие подчинено задаче проанализировать повествовательную систему А.Н. Толстого в историческом романе. Выделяется несколько узловых проблем: формирования характера Царя, соотношения авторского и общенационального начала, приемов стилизации, драматизации, речевого мастерства автора в создании диалогов, скрытый и явный пафос, мастерство комического, выявление его функций. На занятии возможна заранее подготовленная инсценировка эпизода (например, сватовства Волкова к Саньке Бровкиной).
Практическое занятие 13. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон».
Структура занятия:
1. Жанровые признаки романа-эпопеи. Народность как черта авторского мировоззрения.
2. Значение фольклорных и пейзажных вкраплений в повествование.
3. Образ Григория Мелехова как центрального героя эпопеи.
4. Женские характеры.
5. Мастерство Шолохова-баталиста и психолога.
6. Критерии оценки людей, их жизни и смерти. Единство трагического.
7. Интерпретации финала.
Литература к практическому занятию 13
Бирюков Ф.Г. Шолохов. – М., 2000.
Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб., 2000.
Палиевский П. Шолохов и Булгаков. – М., 1999.
Петелин В.В. Жизнь Шолохова: Трагедия русского гения. – М., 2002.
Писатель и вождь: Переписка М.А.Шолохова с И.В.Сталиным. 1931-50.– М., 1997.
Хватов А. Художественный мир М. Шолохова. – М., 1978.
Методические рекомендации к пр. з.13.
В центр ставится тема семьи и любви в обстановке исторического слома, изучение авторской философии истории. Необходимо выделить фольклорные, пейзажные, батальные символические сцены, охарактеризовать персонажей, представляющих разные социальные и возрастные слои, интерпретировать их нравственные убеждения, по-разному раскрытые автором. От студентов требуется умение применить теоретическое понятие романа-эпопеи в ходе конкретных аналитических рассуждений и в обобщениях.