Особенности информационного общества; информационные войны; критика теории информационного общества
Как известно, жизнь каждого человека протекает в обществе. Человек - существо социальное: он не может выжить один в природе, без других людей. Поэтому наша персональная жизнь зависит от тех процессов, которые идут в обществе, от сложившихся форм общественной жизни. Жизнь человека в обществе не безоблачна. Социализация, решая одни проблемы, порождает другие. Проблемы, связанные с социальным измерением человеческой жизни, всегда решала философия. К настоящему моменту в ней сложились множество дисциплин, изучающих различные стороны жизни общества: социальная философия, философия истории, политическая философия (называемая также политической социологией), социология, социальная антропология, философия экономики, философия культуры (или культурология), философия религии и т. п. Важность изучения общества породила также множество смежных с философией специальных научных дисциплин, таких как политология, социальная психология, социобиология, социогеография, социография и т. д.. Получаемые ими знания об обществе, имеющие мировоззренческую ценность, включаются философами в социальную картину мира.
Существующие формы общественной жизни сложились под влиянием многих факторов: географического положения, природных условий, этнических и культурных особенностей, в том числе и под влиянием социально-философских идей. Философия влияет на жизнь людей, хотя очень многие люди думают, что не влияет. Самый близкий и общеизвестный пример воздействия философии на повседневность - построение социалистического общества в соответствии с социально-философским учением марксизма-ленинизма. Другой пример – формирование правовых государств Запада. Оно началось в Новое время в процессе обсуждения проблем создания норм общественной жизни. Уже в это время философами были высказаны идеи, легшие в основу законов многих западных государств. Так, мысли Т. Гоббса о том, что в государстве подданные сохраняют некоторые «свободы» (в частности, могут отказаться выполнить приказания государя, если выполнение угрожает их жизни; имеют право не свидетельствовать против самих себя в случае совершения преступления), легли в основу Пятой поправки к Конституции США. Некоторые формулировки Д. Локка из его «Второго трактата о гражданском правлении» буквально вошли в Декларацию прав человека и гражданина, принятую в 1879 г. Учредительным собранием (она стала политическим манифестом Великой французской революции) и в Конституцию США («Все люди созданы равными», «Жизнь, свобода и стремление к счастью», «Мы считаем эти истины самоочевидными»). Локка вообще считают основоположником современной демократии, потому что в западных государствах демократия понимается по Локку: как правление по законам, которые были тщательно обдуманы избранными для этой цели представителями народа и опубликованы для всеобщего ознакомления.Локком было также сформулировано требование о признании прав человека – норм, регулирующих отношения между гражданином и государством, согласно которым признается наличие сфер человеческой жизни, не доступных для государственного воздействия. Права человека законодательно закреплены в Билле о Правах Американской Конституции. Одним из таких законных прав в нем названо право на частную собственность, которую у человека по закону не может отобрать никакое правительство. Философам (таким как Д. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант) принадлежит выдвижение и обоснование идеи о разделении властных полномочий между тремя ветвями власти, которая используется сейчас во многих государственных устройствах.
Рассматривая социальную реальность, можно увидеть зависимость между теоретическим осмыслением проблем общественного развития в философских учениях и состоянием общественной жизни: там, где проблемы осознаются и обсуждаются обществом, они решаются (к примеру, в общественно-философской мысли Великобритании, Франции и США обсуждались вопросы построения правового общества, в котором человек обладает не только обязанностями, но и неотъемлемыми правами, которые государство не может отнять и обязано защищать, ─ там его построили; в России они не обсуждались ─ правового общества у нас нет. В государствах, где демократия существует с XVII-XVIII вв., отношения устанавливаются между государством и обществом в интересах общества, в России - между властью и народом в интересах власти, которая научилась прикрываться лозунгами радетеля за интересы народа. Как отмечают аналитики, в России и сегодня действует механизм воспроизводства авторитарно-тоталитарных структур).
Однако, хотя философия давно исследует общество, не следует думать, что социальная философия знает все и может снабдить человечество рецептами быстрого построения общества всеобщего благоденствия. Хотя еще недавно так искренне думали очень многие. В XIX - начале XX вв., руководствуясь общефилософскими представлениями о существовании единственной и абсолютной истины и идеей о единообразном развитии всех обществ, философы предлагали «научные» и «единственно истинные» рецепты построения общества без проблем, общества, где всем было бы хорошо. При этом первые социальные теории (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла) строились как утопии (описания несуществующего и недостижимого). В XIX в. классическое представление об истине привело к построению социальных теорий по принципу идеологий1 (марксизм, национал-социализм). Но идеология - не философия, она ограничена в своих возможностях, она видит мир односторонне. Идеология - это учение, объясняющее мир с позиций одной социальной группы и содержащее программу социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данной социальной реальности.Современные социально-гуманитарные дисциплины отказались от претензий на вечную и общезначимую истину, или хотя бы на объективную, к которой стремится естествознание. Сегодня общепризнанно, что социальная реальность сильно отличается от природной реальности, по этой причине социальные теории не могут быть похожими на естественнонаучные теории, удовлетворять тем же требованиям, каким удовлетворяют последние.
На сегодняшний день в философии накоплен солидный фонд идей, которые, если бы только они были реализованы, несомненно, сделали бы жизнь лучше. Но реализация идей невозможна без их усвоения обществом. Идея только тогда может стать реальностью, когда ее разделяют многие люди. Интересные социально-философские идеи можно найти в работах таких крупных теоретиков, как Макс Вебер (1864-1920, один из создателей теории социальной стратификации), Арнольд Тойнби (1889-1975, он размышлял над философией истории и рассматривал всемирную историю как историю цивилизаций2 ), Карл Ясперс (1883-1969, предложивший свое понимание смысла истории), Ханна Аренд (1902-1975, исследовавшая тоталитаризм как социальное явление), Лев Николаевич Гумилев (1912-1992, автор интересной концепции этногенеза и пассионарности3 , как его главной движущей силе). И хотя в работах социальных философов вы не найдете ответов на все вопросы и готовых рецептов построения счастливого общества, знакомство с ними сделает многое вокруг понятнее для вас.
Термин «общество», который является базовым в социальной философии, имеет несколько смыслов. Выделим главные. Общество -
1) совокупность индивидов и различных форм их общности (семья, государство, этнос, нация, класс, страта и т.д.), объединенных различными связями и отношениями, сложившимися в результате целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности;
2) целостная система коллективного жизнеобеспечения;
3) часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей;
4) исторически определенная общность людей (например, античное общество, докапиталистическое общество, древнеиндийское общество, древнерусское общество, раннефеодальное общество и т. д.) или 4) локализованная в пространстве их общность (например, российское общество, французское общество, европейское общество).
Поскольку мы не можем подробно остановиться на всех интересных учениях об обществе, мы остановимся на двух из них, которые, с одной стороны, входят в число наиболее авторитетных, а с другой, - имеют самое непосредственное отношение к российской действительности: с марксистской (определявшей наше прошлое) и с теорией информационного общества (позволяющей заглянуть в возможное будущее). Они принадлежат к различным эпохам, и знакомство с ними позволит нам, во-первых, понять разницу в классическом и неклассическом подходах к решению социальных проблем, во-вторых, увидеть причины краха марксистской идеологии, в-третьих, познакомиться с современными тенденциями мирового развития.