Диалектика количественных и качественных изменений
Категории качества, количества, меры. Движение материй было бы невозможно, если бы она являлась чем-то неделимым. Дифференциация материи определяется разнообразием вещей и явлений. В этом случае появляется необходимость отграничить, отличить одну вещь от другой, что можно сделать с помощью такой категории, как качество.
Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако мы знаем и другое: каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество.
Качество - это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств.
При установлении качества недостаточно указывать только на то, что оно есть определенность вещи. Определенность вещи выражает и любая другая категория диалектики. Например, каждая вещь имеет свойственную ей сущность. Неправильно было бы определить качество через соотношения с существенными свойствами. Качество есть не только существенное свойство или совокупность существенных свойств оно включает в себя и существенные, и несущественные, внутренние и внешние свойства.
Таким образом, качество - это:
1).внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы;
2).то, что неотделимо от бытия вещей (предметов);
3).интегрированная совокупность свойств.
Качество имеет свою противоположность - категорию количества.
Количество - это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.
Количество выражает:
1).дифференцированность предмета на множество примет;
2).степень отличия свойств предметов и явлений;
Подобие, однородность вещи (предмета) с другими вещами. Отмечая важность количественной определенности предметов и явлений, нельзя забывать и о том, что количество отражает только одну сторону действительности, ибо каждая вещь проявляет свое внутреннее и внешнее через единство противоположностей: качество и количество.
Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера - это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера - одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса.
Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Понятие скачка. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство - это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием "скачок" - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Заметим, что скачок нельзя представить в виде какого-нибудь
мгновения, разового акта. Это временной интервал коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов форм, их организации с новыми условиями функционирования систем (вещей).
Важной характеристикой является то, что скачок является всеобщей формой развития. А это и приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие - с переходом всей системы в новое качественное состояние.
В общественном развитии выделяются такие виды скачков, как эволюция и революция.
Эволюция(от лат. evolutio - развертывание) употребляется в широком смысле слова. Этот аспект истории связан с выделением определенных социальных комплексов (эволюция техники, идеологии, культуры, означает постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.
Революция (от франц. revotutio - поворот, переворот) обозначает остановку постепенности в развитии, ломку старого. Эволюция и революция взаимосвязаны, образуют противоречивое единство. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из этих форм развития.
Закон отрицания отрицания
Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. И действительно, теоретически направление развития можно отождествлять (сравнивать) с восходящей прямой линией, с движением по кругу, с восходящей нисходящей спиралью.
Вопрос о направленности и поступательного развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе: к прогрессу, к вечному круговороту? Или история идет к концу?
Старое и новое. Понятие отрицания. Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной), нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектически противоречивое единство. И тем не менее новое— это преобразованное старое, все то, что в большей степени соответствует условиям, которые сложились на определенном этапе развития.
Нельзя нигилистически относиться к старому: новое возникает на основе старого. Новое неодолимо, но его следует заметить, содействовать развитию ростков нового в старом, создавать условия для развития нового.
Замена строго новым обозначается понятием "отрицание", которое выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта.
Отрицание - это:
1).результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;
2).диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;
3).отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.
Диалектическое отрицание содержит в себе два момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) - негативный аспекти сохранение отдельных элементов, сторон и свойств, развитие их на новой основе - позитивный аспект.
Всеобщий характер отрицания признается и метафизикой, однако там отрицание рассматривается как полное уничтожение старого, отрицается преемственность и вообще само развитие как переход к новому через количественные изменения.
Отрицание отрицания. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество абсолютным, всегда только новым? В этой связи и возникает идея беспрерывности развития, что и находит отражение в отрицании отрицаний. Новое качество в ходе развития отрицается ("снимается") более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание - это последовательность циклов, беспрерывность развития.
Новое никогда не может повторить старое, - что и дает возможность образно сравнить развитие со спиралью. Развитие может включать в себя движение и по кругу, и по прямой линии, однако общая тенденция развития все-таки наиболее полно характеризуется спиралью - вперед и выше, движение как бы повторяется, но на более высокой основе.
Поскольку в обществе отрицание реализуется через действия людей, то необходимо различать:
1).отрицание как объективный закономерный результат развития и разрешения противоречий (внутренних, внешних);
2).осознание людьми (классами, социальными группами, партиями, общественно-политическими организациями) этого объективного процесса, который может быть или адекватным условием развития, или искаженным;
3).практические действия людей в соответствии с объективными процессами и вопреки им.
Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.
ГЛАВА V