Учебно-методические указания 3 страница
(Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17)
ВАРИАНТ № 15
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Гносеология Дж. Локка».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Выберите имя автора философского учения о синтезе веры и разума | 1.1 Ф. Аквинский 1.2 Платон 1.3 Шеллинг 1.4 Августин | |
Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения. | 2.1 материалистическая 2.2 идеалистическая 2.3 диалектическая 2.4 скептическая | |
Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи": | 3.1 Кант 3.2 Фихте 3.3 Гегель 3.4 Фейербах | |
Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает: | 4.1 Уровень развития производительных сил. 4.2 Степень демократичности политического режима. 4.3 Уровень развития научных знаний. 4.4 Степень нравственного совершенства человека. | |
Экзистенциалистское понимание свободы | 5.1 свобода есть познанная необходимость; 5.2 свобода есть автономия выбора; 5.3 свобода воли есть не что иное, как способность принимать решения со знанием дела; 5.4 свобода – это категориальная сущность личности | |
Первооснова мира в концепции Шопенгауэра | 6.1 мировой разум 6.2 мировая воля 6.3 абсолютная идея 6.4 материя | |
Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия | 7.1 неопозитивизм; 7.2 сциентизм; 7.3 антропологический материализм; 7.4 экзистенциализм; | |
Основой для развития неотомизма послужило учение | 8.1 Фомы Аквинского, 8.2 Ансельма Кентерберийского, 8.3 Тертуллиана, 8.4 Августина Блаженного, | |
Направление русской философской мысли, не имеющее аналогов в западноевропейской философии | 9.1 философия всеединства; 9.2 антропологический материализм; 9.3 космическая философия; 9.4 экзистенциальная философия | |
Направление в русской философии, которому соответствует формула: “Православие, самодержавие, народность”: | 10.1 западничество, 10.2 консерватизм, 10.3 философия всеединства, 10.4 анархизм |
Задание 3. Выполните упражнение.
Сформулируйте принципы Бентамовой этики. Сопоставьте их с основополагающими принципами этики Сократа и христианства. Решите задачу в духе каждой из этических систем: как оценить действия продавца, обвешивающего покупателя?
«Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей – страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать. К их престолу привязаны, c одной стороны, образчик хорошего и дурного и, c другой – цепь причин и действий. Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем: всякое усилие, которое мы можем сделать, чтобы отвергнуть это подданство, послужит только к тому, чтобы доказать и подтвердить его. На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останется подчинен им. Принцип пользы признает это подчинение и берет его в основание той системы, цель которой – возвести здание счастья руками разума и закона. <...> Под принципом пользы понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастие той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, – содействовать или препятствовать этому счастию. <...>
Под пользой понимается то свойство предмета, по которому он имеет стремление приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастие (все это в настоящем случае сводится к одному) или (что опять сводится к одному) предупреждать вред, страдание, зло или несчастие той стороны, об интересе которой идет речь: если эта сторона есть целое общество, то – счастие общества; если это – отдельное лицо, то – счастие этого отдельного лица...»
(Бентам И. Принципы законодательства // Деборин А. Книга для чтения по истории философии: в 2 т. М., 1925. Т. 2. С.529 – 530).
ВАРИАНТ № 16
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Социально-политические взгляды Т. Гоббса».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Выберите имя автора философского учения, утверждающего, что счастье – цель человеческой жизни | 1.1 Бруно 1.2 Гоббс 1.3 Эпикур 1.4 Маркс | |
Материализм – это | 2.1 признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.п.; 2.2 практический, здравый взгляд на вещи; 2.3 признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания; 2.4 признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира. | |
Первая философская школа Древней Греции | 3.1 пифагорейская 3.2 платоновская 3.3 элейская 3.4 милетская | |
Выделите элементы механизма правового регулирования? | 4.1 норма права и юридические факты 4.2 правоотношения и правосознание 4.3 акты реализации права 4.4 исполнение вынесенного компетентным органом решения | |
Понятия «бытие» и «небытие» ввел философ | 5.1 Сократ 5.2Демокрит 5.3 Протагор 5.4 Пифагор | |
Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона | 6.1 демократия 6.2 аристократия 6.3 монархия 6.4 олигархия | |
Направление в средневековой философии, утверждавшее, что универсалии – чисто мысленные образования, существующие в уме человека | 7.1 концептуализм 7.2 томизм 7.3 реализм 7.4 номинализм | |
Книга И. Канта «Критика практического разума» посвящена: | 8.1 этике 8.2 политике 8.3 гносеологии 8.4 религии | |
Волю главным принципом жизни считали: | 9.1 Ницше 9.2 Шопенгауэр 9.3 Поппер 9.4 Кьеркегор | |
Преемниками идей иррационализма считают | 10.1 З. Фрейда 10.2 К. Юнга 10.3 К. Поппера 10.4 В. Соловьева |
Задание 3. Выполните упражнение.
Какие принципы и понятия философии либерализма сформулированы Гоббсом, и как они повлияли на его понимание человека, какие установки философии Нового времени определили его философию?
1. Для правильного и вразумительного объяснения элементов естественного права и политики необходимо знать, какова человеческая природа, что представляет собой политический организм и что мы понимаем под законом. Все, что было написано до сих пор по этим вопросам, начиная c древнейших времен, послужило лишь к умножению сомнений и споров в этой области. Но так как истинное знание должно порождать не сомнения и споры, а уверенность, то факт существования споров c очевидностью доказывает, что те, кто об этом писал, не понимали своего предмета…
4. Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного.
(Гоббс Т. Человеческая природа // Избр. произв.: в 2 т. М., 1964. Т. I. C. 441 – 442)
ВАРИАНТ № 17
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Пантеизм Б. Спинозы»
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Представитель объективного идеализма | 1.1 Маркс 1.2 Беркли 1.3 Демокрит 1.4 Гегель | |
Назовите юридические свойства монархии. | 2.1 государственный суверенитет 2.2 территория 2.3 кабинетное правление 2.4 юридическая безответственность главы государства | |
Идеализм – это | 3.1 утверждение, что идеи, мысли существуют реально; 3.2 признание идеального начала первичным, определяющим материальное; 3.3 стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству; 3.4 стремление обосновать божественные истоки и сущность мира. | |
Основные идеи брахманизма изложены в: | 4.1Упанишадах; 4.2 Книге перемен; 4.3 Бхагавадгите; 4.4 Книге «Лунь юй». | |
Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему: | 5.1 человека 5.2 первоначала 5.3 Бога 5.4 счастья | |
Мыслитель эпохи Возрождения, считавший, что правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы: | 6.1 Кампанелла 6.2 Мор 6.3 Петрарка 6.4 Макиавелли | |
Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе | 7.1 сакрализация 7.2 антиклерикализм 7.3 гуманизм 7.4 атеизм | |
Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов: | 8.1 веры и разума 8.2 разума и справедливости 8.3 любви и долга 8.4 веры и интуиции | |
Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы: | 9.1 развития 9.2 познания 9.3 бытия 9.4 морали | |
Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику: | 10.1 Сократа 10.2 Фихте 10.3 Ленина 10.4 Гегеля |
Задание 3. Выполните упражнение.
Проанализировав текст, скажите: Какую позицию в гносеологии занимает Локк, против какого подхода выступает и какие аргументы использует.
«Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврожденно. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия <...> так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит c собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю, все охотно согласятся, что дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. Не менее безрассудно считать некоторые истины природными отпечатками и врожденными знаками, ибо ведь мы видим в себе способность прийти к такому же легкому и достоверному познанию их и без того, чтобы они были первоначально запечатлены в душе.
<...> Общее согласие вовсе не доказывает врожденности. Довод со ссылкой на всеобщее согласие заключает в себе тот изъян, что, будь даже в самом деле верно, что существует несколько признаваемых всем человечеством истин, он все-таки не доказывал бы врожденности этих истин. <...> Эти положения не запечатлены в душе от природы, ибо они неизвестны детям, идиотам и другим людям. Ибо, во-первых, очевидно, что дети и идиоты не имеют ни малейшего понятия или помышления о них. А этого пробела достаточно, чтобы расстроить всеобщее согласие, которое должно непременно сопутствовать всем врожденным истинам. Мне кажется чуть ли не противоречием утверждение, будто есть запечатленные в душе истины, которых душа не осознает или не понимает, так как «запечатлевать», если это имеет какой-нибудь смысл, означает не что иное, как способствовать тому, чтобы некоторые истины были осознаны».
(Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 96-97)
ВАРИАНТ № 18
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Укажите исторические типы мировоззрения | 1.1 миф 1.2 мораль 1.3 наука 1.4 религия | |
Одной из школ древнекитайской философии является | 2.1 даосизм 2.2 джайнизм 2.3 локаята 2.4 санкхья | |
«Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя: | 3.1 Аристотеля 3.2 Боэция 3.3 Августина Блаженного 3.4 Фому Аквинского | |
Гносеология – это учение о | 4.1 бытии; 4.2законах и формах правильного мышления; 4.3 ценностях; 4.4 познании | |
Теория «двух истин» получила распространение в | 5.1 эпоху позднего средневековья 5.2 ортодоксальной схоластики 5.3 учении Платона о двух мирах 5.4 диалектическом учении об абсолютном и относительном знании | |
Основные идеи брахманизма изложены в: | 6.1 Упанишадах; 6.2 Книге перемен; 6.3 Бхагавадгите; 6.4 Книге «Лунь юй». | |
Представителем стадиальной теории развития общества является | 7.1 А. Тоффлер 7.2 Дж. Вико 7.3 А.Тойнби 7.4 О. Шпенглер | |
Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется | 8.1 мировоззрением 8.2 наукой 8.3 мифологией 8.4 методологией | |
К неортодоксальным школам Древней Индии относится | 9.1 йога 9.2 миманса 9.3 ньяя 9.4 джайнизм | |
Кто из философов полагал, что искусство имеет классовый характер: | 10.1 В. Ленин 10.2 Н. Бердяев 10.3 Г. Плеханов 10.4 В. Соловьев |
Задание 3. Выполните упражнение.
О каком идоле познания рассуждает Ф. Бэкон?
«Идолы ……… суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая ……., которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед c другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам... Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или общем, мире».
(Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т 2. С. 18-20)
ВАРИАНТ № 19
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Гносеология И. Канта».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется: | 1.1 мировоззрением 1.2 наукой 1.3 мифологией 1.4 методологией | |
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит: | 2.1 К. Ясперс 2.2. Л. Битгенштейн 2.3 З. Фрейд 2.4 Э. Фромм | |
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют | 3.1 методом исследования 3.2 парадигмой 3.3 теорией 3.4 законом | |
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек | 4.1 счастлив 4.2 смертен 4.3 верит в Бога 4.4 разумен | |
И материальная, и духовная культура представляют собой: | 5.1 преобразование окружающего мира 5.2 взаимоисключающие явления 5.3 результат творческой деятельности человека 5.4 по специальному разрешению | |
Полилинейность общественного прогресса отстаивал | 6.1 А. Тюрго 6.2 Дж. Вико 6.3 Н.Я. Данилевский 6.4 Гесиод | |
Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется | 7.1 фрейдизмом 7.2 философией науки 7.3 прагматизмом 7.4 экзистенциализмом | |
Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории | 8.1 синергетики 8.2 относительности 8.3 натурфилософии 8.4 физикализма | |
Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является? | 9.1 угроза исчезновения национального разнообразия 9.2 использование информационных технологий 9.3 формирование демократических институтов 9.4 глобальное разделение | |
Представителем стадиальной теории развития общества является: | 10.1 А. Тоффлер 10.2 Дж. Вико 10.3 А. Тойнби 10.4 О. Шпенглер |
Задание 3. Выполните задачу.
Проанализируйте рассуждения Н. Кузанского. Сравните его пантеизм с пантеизмом Д. Бруно.
«Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно природе своей определенности всё в мире. Сила ее единства все охватывает, всё замыкает в пределах своей области, и ничто в мире не избегает ее потенции. Догадываясь, что чувством, или рассудком, или интеллектом достигается всё, и замечая, что она свертывает эти силы в собственном единстве, она предполагает в себе способность человеческим образом прийти ко всему. В самом деле, человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог (humanusdeus). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом; а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему всё.
В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто всё, раз она есть человеческий мир. В ней же человеческим образом и свернуто всё, раз она есть человеческий бог».
(Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 258-261)
ВАРИАНТ № 20
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Этическое учение И. Канта».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется | 1.1 эпистемологией 1.2 этикой 1.3 эстетикой 1.4 антропологией | |
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия | 2.1 плюрализм 2.2 деизм 2.3 пантеизм 2.4 релятивизм | |
Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии | 3.1 атман 3.2 дхарма 3.3 карма 3.4 брахман | |
Стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания называется | 4.1 технофобия 4.2 техницизм 4.3 технология 4.4 технократия | |
К. Поппер является автором концепции | 5.1 научных революций 5.2 роста знания 5.3 эволюционной эпистемологии 5.4 научно-исследовательских программ | |
Древнейшей формой постижения реальности человеком является | 6.1 искусство 6.2 миф 6.3 наука 6.4 философия | |
Диалектика в своем развитии опирается, в первую очередь, на | 7.1 естествознание 7.2 философию 7.3 психологии 7.4 историю | |
Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является | 8.1 угроза исчезновения национального разнообразия 8.2 использование информационных технологий 8.3 формирование демократических институтов 8.4 глобальное разделение | |
Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется | 9.1 фрейдизмом 9.2 философией науки 9.3 прагматизмом 9.4 экзистенциализмом | |
Полилинейность общественного прогресса отстаивал | 10.1А Тюрго 10.2 Дж. Вико 10.3 Н.Я. Данилевский 10.4 Гесиод |
Задание 3. Выполните упражнение.
Какие принципы философии Д. Бруно нашли отражение в этом отрывке из его работы «Диалоги». Какие идеи античных философов он одобряет? В чем специфика его пантеизма?
«Теофил. <...>В самом теле природы следует отличать материю от души и в последней отличать этот разум от его видов. Поэтому мы называем в этом теле три вещи: во-первых, всеобщий интеллект, выраженный в вещах; во-вторых, животворящую душу всего; в-третьих, предмет. Но на этом основании мы не будем отрицать, что философом является тот, кто в своей философии приемлет это оформленное тело, или, как я предпочел бы сказать, это разумное животное, и начинает c того, что берет за первые начала некоторым образом члены этого тела, каковы воздух, земля, огонь; далее – эфирная область и звезды; далее – дух и тело; или же – пустое и полное...
<...> как об одном и том же предмете могут судить различные чувства, и одна и та же вещь может рассматриваться различным образом. Кроме того, как уже было отмечено, рассуждение о вещи может производиться различными головами. Много хорошего высказали эпикурейцы, хотя они и не поднялись выше материального качества. Много превосходного дал для познания Гераклит, хотя он и не вышел за пределы души. Анаксагор сделал успехи в познании природы, ибо он не только внутри ее, но, быть может, и вне и над нею стремился познать тот самый ум, который Сократом, Платоном, Трисмегистом и нашими богословами назван богом.
<...> Имеется первое начало Вселенной, которое равным образом должно быть понято как такое, в котором уже не различаются больше материальное и формальное и о котором из уподобления ранее сказанному можно заключить, что оно есть абсолютная возможность и действительность. Отсюда не трудно и не тяжело прийти к тому выводу, что всё, сообразно субстанции, едино, как это, быть может, понимал Парменид, недостойным образом рассматриваемый Аристотелем».
(Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 235-240, 247)
ВАРИАНТ № 21
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Антропологический материализм Л. Фейербаха».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется | 1.1 аксиологической 1.2 методологической 1.3 эвристической 1.4 прогностической | |
Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется: | 2.1 эпистемологией 2.2 этикой 2.3 эстетикой 2.4 мнтропологией | |
Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется | 3.1 аксиологической 3.2 методологической 3.3 эвристической 3.4 прогностической | |
Философия Платона имеет характер | 4.1 субъективного идеализма 4.2 объективного идеализма 4.3 скептицизма 4.4 материализма | |
Первым мыслителем, поставившем вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был: | 5.1 Платон 5.2 Гераклит 5.3 Аристотель 5.4 Пифагор | |
Материалистическое учение в индийской философии | 6.1 буддизм 6.2 чарвака 6.3 джайнизм 6.4 брахманизм | |
Принцип «у-вей» этический принцип | 7.1 даосизма 7.2 конфуцианства 7.3 буддизма 7.4 джайнизма | |
Первая философская школа Древней Греции | 8.1 пифагорейская 8.2 платоновская 8.3 элейская 8.4 милетская | |
Мировоззренческим принципом средневековой философии является | 9.1 космоцентризм 9.2 гелиоцентризм 9.3 теоцентризм 9.4 антропоцентризм | |
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризуется смысл позиции | 10.1 сциентизма 10.2 технократического утопизма 10.3 экологического оптимизма 10.4 антисциентизма |
Задание 3. Решите упражнение.
В чем особенность доказательства истинности знания с точки зрения Оригена? Какие способы прочтения текста Библии он предлагает?
«Итак, способ чтения Писаний и отыскания смысла их, предлагаемый нами, основывается на самих изречениях (Писания) и состоит в следующем. У Соломона в Притчах мы находим такое предписание относительно божественных догматов, записанных (в священных книгах): «Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» (Притч. 22.21). Следовательно, мысли священных книг должно записывать в своей душе трояким образом: простой верующий должен назидаться как бы плотью Писания (так мы называем наиболее доступный смысл); сколько-нибудь совершенный (должен назидаться) как бы душою его; а еще более совершенный и подобный тем, о которых говорит апостол: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но проповедуем Премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал» (1 Кор. 2.6—7), — такой человек должен назидаться духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ. Ибо как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа».
(Ориген. О началах. Самара, 1993. С. 78.).
ВАРИАНТ № 22
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Ж.-П. Сартр и проблема свободы».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
К неортодоксальным школам Древней Индии относится | 1.1 йога 1.2 миманса 1.3 ньяя 1.4 джайнизм | |
Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является | 2.1 Аристотель 2.2 Г. Гегель 2.3 Ф. Бэкон 2.4 О. Конт | |
Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализм, отождествившим добродетель со знанием, являлся | 3.1 Сократ 3.2 Анаксагор 3.3 Аристотель 3.4 Парменид | |
Философская позиция, представители, которой сомневаются в возможности познания мира, называется | 4.1 агностицизмом 4.2 скептицизмом 4.3 наивным реализмом 4.4 прагматизмом | |
Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется | 5.1 эмпиризмом 5.2 агностицизмом 5.3 гносеологическим оптимизмом 5.4 интиуитивизмом | |
Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован | 6.1 К. Ясперсом 6.2 Ф. Энгельсом 6.3 И. Кантом 6.4 А. Швейцером | |
Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма: | 7.1 Тертуллиан 7.2 Августин Блаженный 7.3 Фома Аквинский 7.4 Иоанн Росцеллин | |
Наилучшая форма правления, по Гоббсу: | 8.1 демократия 8.2 абсолютная монархия 8.3 конституционная монархия 8.4 республика | |
В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой: | 9.1 основы религиозных убеждений человека; 9.2 заблуждения, создающие у человека ложные представления; 9.3 предметы поклонения; 9.4 ориентиры научного познания. | |
Автор идеи разделения властей: | 10.1 Локк 10.2 Гольбах 10.3 Вольтер 10.4 Гоббс |
Задание 3. Выполните упражнение.