Наука и обыденное познание
Обыденное познание нацелено на познание мира вокруг нас. Оно стремиться предвидеть результаты действий человека. Стихийно-эмпирическое по своей природе.
Особенности обыденного познания и его отличия от науки:
1 Обыденное познание отражает объекты которыми человек оперирует в рамках уже сложившихся приемов практической деятельности. Наука изучает и такие фрагменты реальности, которые будут освоены человеком только в практике далекого будущего (так начиналось изучение микромира и астрономические исследования).
2 Наука вырабатывает специальный язык, пригодный для описания объектов необычных с точки зрения здравого смысла (нанотехнологии, генетические исследования). Понятия обыденного языка менее четкие, более многозначные.
3 В науке используется специальная научная аппаратура, позволяющая изучать экспериментально новые свойства и типы объектов.
4 Продукты научного исследования – научные знания, выраженные в языке, или овеществлены в исследованиях, в приборах, которые в дальнейшем становятся средствами дальнейшего исследования. Информация становится сырьем, предметом труда, а также и продуктом.
5 Обыденные знания не систематизированы и проверяются в обыденной практике. Научные знания проверяются специальными методами, специальными знаниями, аппаратурой и систематизируются.
6 В науке существует особая проблема: выделение самого объекта исследования. Например, элементарная частица, биологический вид, электричество, химический элемент. В обыденном познании объект исследования изначально задан, например: предмет быта, орудия труда.
7 Приемы исследования обыденного познания вплетены в повседневный опыт. Субъект (человек) не осознает что это приемы познания (топор также является средством познания). В науке есть особые методы познания, которые специально разрабатываются. В науке существует система методов - методология (наука о методах). В обыденном познании методы инстинктивные.
8 В обыденном познании подготовка субъекта познавательной деятельности происходит автоматически (в ходе социализации). В науке происходит особая подготовка субъекта познания - образование.
9 Идеал истины – высшая ценность для науки. Особое значение в науке имеет новизна. Обыденное познание ориентируется на повторение того, что уже было.
10 В науке есть требование научной добросовестности (очень ценно).
Наука и преднаука
Различие. Преднаука изучает вещи, с которыми человек неоднократно сталкивается в обыденной практике, нет научной теории и низкий уровень абстракции. Человек строит простые модели вещей и процессов чтобы предвидеть непосредственные результаты деятельности. В преднауке нет системы доказательств, но есть свод правил, по которым надо действовать чтобы получить практический результат. Преднаука возникла в Египте и на Ближнем Востоке и спользовала простые правила вычислений. Преднаука решала разнообразные насущные задачи (измерение площадей земельных участков, деление поля, вычисление количества зерна, воды, величины доли наследства, ориентация по звездному небу). Преднаука в химии – это приемы бальзамирования тел усопших. Нет фундаментальности, теории, знания рассматриваются как таинства.
Наука. Исходные идеальные объекты берутся не из практики, а из ранее сложившихся систем знаний и они используются для формирования нового знания, которое далее проверяется на практике (понятие числа, биологического вида, понятие мнимого числа, метод выдвижения гипотез) и доказываются экспериментально. В науке вводится процедура доказательств. В развитой науке (протонаука) возникает новый вид познания – теоретическое знание, концепция. Оно обладает большей предсказательной способностью.
Наука и искусство
Наука и искусство – это способы познания мира, но различаются он очень сильно.
Особенность науки в том, что он отражает мир с помощью понятий, логических рассуждений, абстракций, теорий. Искусство же отражает мир в художественно-образной форме и включает в себя и абстрактное мышление и творческое воображение.
Наука отражает мир в виде общего, абстрактных законов. Искусство отражает мир через единичные художественные образы, в общем абстрактном виде она не может существовать.
Через единичное (произведения искусства) передаются общие идеи, а наука из единичных вещей (явлений) старается вскрыть общую закономерность.
Корни разности науки и искусства – разные способы восприятия. Пример описания: "Забор громкий и соленый". Ни кто не видит правильно. Объективное восприятие связано субъективными свойствами исследователя. Искусство выразить в понятиях принципиально невозможно. Искусство стремится описать субъективные переживания, дает им оценку.
Искусство было первым способом передачи знаний другим поколениям (отношение к вещам). В изображениях всегда есть оценка тому, что изображено (в произведениях искусства).
Необходимость появления наука и искусство заложено в существовании органов чувств, в правильном и точном отражении внешней реальности. Органы чувств объективную реальность искажают всегда (есть стандарт на цвет).
Ощущение цвета – субъективный компонент, его нельзя описать.
На основе субъективного компонента строится искусство. Теоретически описать субъективные ощущения невозможно (Шопен: "Слушая Паганини запас зависти иссяк"). Заменить личный опыт теоретическими знаниями невозможно ("побывай на моем месте (в моей шкуре) – тогда поймешь"). Есть субъективные знания, которые теоретически описать нельзя.
Существует понятие художественной правды – правильность, обоснованность оценки событий.
Реализм – направление в искусстве, наиболее близкое к науке. Готический стиль – стремление показать человека в сравнении с божеством. Разные стили искусства – разные выражения, значения, разный подход.
Искусство и наука отражают мир разными способами. Леонардо да Винчи пытался создать универсальный способ познания с помощью искусства и науки. Современное искусство – высокотехнологично.
Наука античности
Для перехода к научному видению мира необходимы были социальные условия.
В обществах востока господствовало деспотичное правление, кастовое деление. Там существовал канонизированный стиль мышления. Плохие условия для формирования новых подходов к реальности. Знание рассматривалось как предписание, прерогатива элиты, таинство, но не как новое понимание реальности.
Древняя Греция в 5-4 в. до н. э. (классический период) не была единым государством и в ней господствовал дух состязательности, активности, приветствовались инновации. Социальный климат полиса снимал ореол нерушимого сверхчеловеческого установления. Схемы и приемы деятельности стали рассматривать как результат человеческого мышления, которые можно обсуждать и улучшать.
Образцы теоретических рассуждений – есть попытка описать модели возможных миров, выход за рамки обычного сознания, конструирование новых миров. Первая философия – натурфилософия – философия природы. Преимущественно философско–умозрительное толкование природы. Природа рассматривалась в целости, но вплетались научные понятия и данные.
В период античности научное мышление было связано с мифологией.
Группа концепций при формировании античной науки:
1 Космогонические мифы. Понятие хаоса, земли, воды и огня. Фалес - создатель философии (7-6 в. до н. э.). Единая основа мира – вода. Атон – бог Солнца в древнем Египте (15 в до н. э.).
2 Пифагорейцы – число как основа мира. Изучаются числовые пропорции, считали, что число выражает гармонию. Постижение чисел с помощью разума, числа выражают отношения между вещами. Они открыли рациональные и иррациональные числа (в т.ч. число Пи). Платон вводит в философский лексикон Бога – Демиурга, который постоянно геометризирует мир, таким способом описывая его. Это в дальнейшем приведет к созданию первого образца научной теории – Евклидовой геометрии.
3 Античные мыслители задумывались и о проблеме делимости мира. И. Кант создает теорию, согласно которой мир считается делимым до бесконечности. Демокрит Арбетский (и его учитель Левкипп) основали концепцию атомизма, в которой утверждали, что мир состоит из атомов. Континуализм (непрерывный) - концепция Эмпедокла из Агригента, который считал, что мир состоит лишь из огня, воздуха, воды и земли.
4 Астрономические концепции. Геоцентрическая концепция Птолмея (2-1в. до н. э.), гелиоцентризм Гераклита и теория гомоцентрических сфер Евдокса Киндийскиго (4в. до н. э.).
5 Математика и геометрия Гиппократа (4в. до н. э.), Евклид (4-3 в. до н. э.) создает стройную аксиоматическую систему исчисления. Архимед занимался вычислением площадей и объемов геометрических тел.
6 Механика. Архимед изучал центр тяжести, рычаг, гидростатику - устойчивость плавающих тел. Папп Александрийский – теорема об объемах тел вращения, изучал геометрическую статику. Герон Александрийский (Александрия – город – на севере Древнего Римского Египта) – изобретатель, создатель трактатов: Механика (рычаг, ворот, клин, винт, блок); Пневматика (сифоны, разл. сосуды, автоматы на сж. воздухе, турбину и др.)
7 …