Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии
Философию Древней Индии характеризует тесное взаиморазвитие с буддизмом и джайнизмом.
Буддизмвозник в VI в. до н. э. в Северной Индии. Будда — «просветленный». Согласно буддизму человек находится в органической связи с миром. Анализу подвергается «человек, видящий предметы и переживающий психическую жизнь», а не человек и предметы сами по себе. Это так называемая теория мгновенности,когда человек, его переживания внешнего и внутреннего мира являют собой комбинации мгновенных элементов. Поэтому нет ни человека, ни его Я, ни мира, ничего постоянного. Есть только вихрь элементов, подвластный неведомому закону. В буддизме важна идея спасения через познание пути.Путь состоит из страданий, причин страдания (это суета, омрачненность, страстность), прекращения страдания (достижение состояния покоя). Путь к прекращению страданий — карма (следствие предшествующих существований), достижение уравновешенности — нирваны (погашение волнений дхарм). Нирвана — это не смерть.
Джайнизм— религиозно-философское учение, возникшее также в VI в. до н. э. Основателя называли Джиной, т.е. победителем над перерождениями. В центре — проблемы бытия человека.
Согласно джайнизму существуют две субстанции: джива и аджива. Джива— душа, живое. В состоянии несовершенного бытия она соединена с материей, теряет свои качества и повергается в страдания. В состоянии совершенного бытия джива освобождается от материи и управляет сама своим бытием, в результате чего может перейти в нирвану. Аджива— неживое. Соответственно существуют два вида познания: совершенное (интуитивное) и несовершенное.
Для человека в джайнизме обязательны жесткие нравственные нормы (например, принцип ахинсы — нельзя причинить и малейший вред живому).
Древнекитайская философия: Конфуцианство.Конфуций (551—479 гг. до н. э.) означает в переводе с латинского «Учитель Кун». Талантливый китайский педагог, создатель философского учения, в основе которого лежит проблема нравственного, интеллектуального, духовного совершенствования человека. Основа такого совершенствования — обладание жэнь— гуманностью, человеколюбием, верностью, справедливостью. Важное место занимала концепция сяо— сыновней любви, а в более широком понимании — почитание старших. Ли-этйкет— определял правила благопристойного поведения в обществе. А изменить плохие правила и обычаи можно было с помощью юе-музыки.Предполагалось, что общество должно быть устроено иерархично, в нем должно быть четкое распределение обязанностей и ответственности на основе концепции чжэн мин — исправления имен, приведения в соответствие сущности и названия. Метафора семьи переносилась и на государственное устройство. После смерти Конфуция его учение развивалось восемью школами. Наибольшее значение имели школы Мэн-цзы и Сюнь-цзы.
Даосизм.Основатель этого учения — Лао-Цзы(Старый учитель). Основная книга «Лао-Цзы» была составлена последователями Дао. В отличие от конфуцианства (занимающегося проблемами нравственности и государственного управления) даосизм обращается к онтологии. В центре учения стоят космос, природа, человек. Центральное понятие — дао — путь возникновения, существования, изменения всех вещей. Пренебрежение Дао ведет к гибели. Лао-Цзы понимал под Дао невидимый, естественный закон сущего, который управляет материальным миром. Дао неисчерпаемо, вечно, пусто, порождает вещи, бездействует. Дэ в даосизме напоминает европейское понятие «энергия». Дэ — свойство вещей, через которое проявляется Дао. Увэй — недеяние, бездействие, означает безропотное подчинение естественному пути. Нужно жить в Дао, соединиться с ним и посредством этого познать сущее.
В заключение обратим внимание на общие особенности древневосточного философствования:
1) недуальный принцип мышления и недуальная модель мира (отсутствие противопоставления субъекта и объекта, отдельных частей мира);
2) недеяние как следствие небытия (основа — неопределенность и, как следствие, особый вид активности, например следование пути Дао);
3) принцип монизма (мир — это особая органическая система, каждая часть которой переживает то, что переживает целое);
4) принцип синхронности (в мире все уже есть и представлено здесь и сейчас).