Тема 1. Предмет и основные проблемы современной философии науки
Жизнь совр-го общ-ва в значительной мере зависит от успехов науки. Попытки найти ответы на вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы чел-й деят-ти, привели к возникновению особой дисциплины — ф-ии науки, кот-я сформировалась в XX в на стыке 3 областей: самой науки, ее ист-и и ф-ии. Фил-ия науки как направление и как фил-ая дисциплина. Фил-я науки сформировалась во 2 пол XX в. Фил-я науки как направление появ-ся во 2 пол XIXв. У истоков рефлексии над развитием науки находились 2 противоположные схемы ее объяснения: 1) Кумулятивная модель основана на представлении о процессе познания как о постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и абстрактному идеалу истины. Этот идеал понимается как логически взаимосвязанная непротиворечивая система, как совок-ть, накопление всех знаний. 2) Антикумулятивная модель предполагает революционную смену норм, канонов, стандартов, полную смену систем знаний. Фил-я науки как дисциплина возникает, сущ-т и развивается в русле целостного фил-го знания. Формир-е фил-ии науки вызвано необходимостью осмысления статуса науки в общ-ве, её роли в развитии чел-ва, границ и возможностей научного познания. Фил-я науки не могла появиться в более ранних обществах - в X или XIVв, п ч сама наука в то время была ещё неразвита. Усиление позиций науки в XIX-XXв, её громадные успехи по объяснению и освоению мира привели к возникновению нового фил-го направления и новой области фил-го знания – ф-ии науки. Фил-я науки как направление представлена различными концепциями, кот-е создают своеобразные модели развития науки и пытаются объяснить роль науки в общ-ве, её значение, особ-ти развития, специфику научной деят-ти. Фил-я науки как дисциплина возникает как ответ на потребности осмысления социокультурных функций науки в условиях совр-го общ-ва, для кот-го характерны быстрые темпы научно-технического прогресса. Предметом ф-ии науки явл-ся общие закономерности и тенденции научного познания как особой деят-ти по производству научных знаний. Опираясь на дословную интерпретацию выражения «фил-я науки», можно сделать вывод, что оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки — получение истины, то фил-я науки становится одной из важнейших для чел-ва областей применения его интеллекта, в рамках кот-й ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. В рамках ф-ии науки можно встретить сциентистское и антисциентистское отнош-е к феномену науки. Сциентизм(от лат. знание) – направление, кот-е счит, что научное знание явл-ся единственно верным и признаёт за наукой статус абсолютной истины. Сторонники сциентизма утверждают, что подлинность любого знания можно устанавливать только научными средствами, а все остальные виды знания явл-ся крайне субъективными и не могут адекватно отражать действительность. Антисциентизм требует равноправия различных видов познания, критикует науку за то, что она стремится к господству в области познавательной деят-ти, счит, что такая позиция приводит к догматизации мышления. Предметная область ф-ии науки. Фил-я науки имеет статус метатеории - её интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деят-ти как таковой независимо от конкретной области науки. Т е фил-я науки изучает не особенности отдельных наук, а те характ-е черты, приёмы, методы, кот-е свойственны всем наукам, то, что отличает науку от ненауки. Фил-я науки – это область общей ф-ии, изучающая методы, кот-е используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы исследования, отталкиваясь от кот-х учёный может строить доказательство истинности своей теории. Фил-я науки представляет собой рефлексию над наукой. Задачи этой рефлексии и сущ-ть ф-и науки понимаются по-разному: 1) понимают её как тип философствования, основанный на рез-х и методах науки (Карнап, Бунге); 2) счит, что фил-я науки явл-ся связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Франк); 3) говорят о том, что задачей ф-ии науки является методологический анализ научного знания (Лакатос). На разных этапах своего развития фил-я науки сосредотачивала интерес на различных проблемах: 1 этап-1/3 XXв занята: 1) построением целостной научной картины мира; 2) исследованием соотношения причинности и детерминизма; 3) изучением статистических и динамических закономерностей; 4) соотношения различных методов научного мышления: логики и интуиции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, теории и факта. 2 этап 2/3 XX в преобладают проблемы: 1) эмпирического обоснования науки и роли эмпирического исследования в научном знании; 2) соотношения эмпирического и теоретического в научном знании. 3 этап кон XX в: 1) обсуждается новое понятие научной рациональности; 2) обостряется конкуренция различных моделей развития науки; 3) предпринимаются попытки реконструкции логики научного поиска; 4) новое содержание приобретают критерии научности; 5) обновлённое звучание получает вопрос о соц-й детерминации научного знания; 6) становятся актуальными проблемы гуманизации и гуманитаризации научного знания. Совр-я фил-я науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деят-ти ч-ка, т е её объектом явл-ся наука в целом. Наука как объект изучения включ-т в себя широкое предметное поле, состоящее из различных элементов – проблем: 1) каковы критерии научности и чем отличается научное знание от ненаучного; 2) проблемы роста научного знания, смены парадигм, научных революций, изменения научных теорий; 3) структура научного знания; 4) рациональное и интуитивное в науке; 5) научные методы, их классификация и соотношение; 6) соотнош-е эмпирического и теоретического уровней науки; 7) проблемы языка науки; 8) деят-ть учёного, соотношение объективированного и субъектно-личностного знания; 9) алгоритм открытия; 10) социокультурные функции и статус науки в общ-ве. Все проблемы, кот-ми занимается фил-я науки, можно подразделить на 3 вида: 1) группа проблем формируется при движении от фил-ии к науке. 2) группа проблем возникает внутри самой науки, но научными средствами оказывается неразрешимой, поэтому привлекаются возможности фил-го знания. 3) группа- проблемы взаимодействия науки и ф-ии с учётом их фундаментальных различий и переплетений во всех возможных плоскостях.
2. Дискуссионные проблемы возникновения науки: универсалистская и европоцентристская модели. Основные этапы развития науки.
1) Эволюционисткая парадигма(универсалисткая)-сходит из того, что наука присуща человеку как таковому. Наука возникает в древних цивилизациях. В античном мире зарождается философия (вера Китая в небо, космический принцип, развиты астрономические и географические принципы, изобрели компас).
Натурфилософия→Демокрит→Софисты→Платон→Аристотель
2) Европоцентрийская парадигма-это дискретная парадигма. Наука сама по себе универсальный феномен, но она не возникает везде, имеет конкретную точку происхождения в пространстве и времени – античности. Софисткая наука-продукт развития античного знания. Европейская наука-продукт Европы. Наука появилась в 16в. В Европе. Всё, что было до этого - преднаука. Все остальные культуры и цивилизации не способны воспринимать формы знания Европы (абстракную науку), не получив образование в европоцентрийских институтах. Философский теоретический рационализм являлся предпосылкой возникновения науки. В Европе возникли концепции двух книг:
- Книга Библии(читаем сердцем и верой);
- Книга природы (читаем разумом).
Логический рационализм возник в католицизме(искусство спора и доказательств). Религия – вторая предпосылка возникновения науки.
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое. В рамках философии объединялись сведения и знания и о "первых причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Евклид) знаний и т.п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон.
В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама, которая возникает только в Новое время, в процессе отпочковывания науки от традиционной философии.
Важнейшим фактором промышленных, экономических изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки.
В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др. Итак, характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки, потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования - как философских, так и частнонаучных. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). 1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. 3. Постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Каждая стадия имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации.
3. Миф и первичные формы знания и технологий. Преднаука и наука в собственном смысле слова.
МИФ - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Исторически М. возникает как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия целостной картины мироздания, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить его ограниченность. Миф – это первичная форма мышления. Мифологическое знаие не требует доказательства. Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф.
Мифологические представления могли быть только образами. Мифотворческий образ - производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта" ."Логика мифа" определялась характером мышления: оно, как мы уже сказали, было не абстрактным, а конкретным, не расчленяло, а, напротив, стремилось буквально все объединить в целостном представлении.
Как форма целостного, синтетичного восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а следовательно, он не только объясняет мир
Миф как первая историческая форма целостного понимания мира на уровне первобытного сознания был одним из важнейших источников философского знания. Подвергшись определенной рациональной интерпретации, ряд особенностей мифологического сознания перешел в философию. В первую очередь - поэтическое, образное восприятие мира, которое очень важно для любого человека при его стремлении к целостному ощущению бытия.
Сущ-т 2 подхода к развитию науки (парадигмы-набора понятий в исслед-ии предмета): 1) Эволюционисткая парадигма(универсалисткая)- наука присуща ч-ку как таковому. Наука возникает в древних цивилизациях. В античном мире зарождается фил-я (вера Китая в небо, космический принцип, развиты астроном-е и географические принципы, изобрели компас). 2) Европоцентрийская парадигма-это дискретная парадигма. Наука сама по себе универсальный феномен, но она не возникает везде, имеет конкретную точку происхождения в пространстве и времени. Все остальные культуры и цивилизации не способны воспринимать формы знания Евр, не получив образование в европоцентрийских институтах. В Евр возникли концепции 2 книг: Книга Библии(читаем сердцем и верой); Книга природы (читаем разумом). Религия – вторая предпосылка возник-я науки. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и соц-й институт - наука возникла в Евр, в Нов время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа произв-ва и дифференциации единого ранее знания на фил-ю и науку. В античности и средние века имело место филос-е познание мира. Понятия "фил-я", "знание", "наука" фактически совпадали. В рамках фил-ии объединялись сведения и знания и о "первых причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явл-х, о жизни людей и ист-ии чел-ва, о самом процессе познания, формулировалась опред-я совок-ть логических (Аристотель) и математических (Евклид) знаний. Все эти знания сущ-ли в пределах единого целого в виде ее отдельных аспектов, сторон. Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях в форме эмпирических знаний о природе и общ-ве, в виде отдельных элементов, "зачатков" астрономии, логики, математики. Геометрия Евклида – одна из ветвей математики, кот-я также лишь одна из наук, но не наука как таковая. Причина такого положения коренится в тех реальных общественно-ист-х, социокультурных факторах, кот-е еще не создали объективных усл-й для формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и соц-го ин-та - в этом "целостном триединстве". В античный и средневековый периоды сущ-ли лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама, кот-я возникает только в Нов время, в процессе отпочковывания науки от традиционной фил-ии. Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промыш-ти и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания. Развитие нового буржуазного общ-ва порождает большие изменения не только в эк-ке, политике и соц-х отнош-х, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором этих изменений оказ-ся экспериментально-математ-е естествознание, кот-е в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия. Возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, филос-м проблемам. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между фил-й и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по 3 направлениям: 1. Отделение науки от фил-ии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук (механики, астрономии). 3. Вычленение в целостном фил-м знании таких фил-х дисциплин, как онтология, фил-я природы, фил-я истории, гносеология. Этапы.Критерием данной периодизации явл-ся соотношение объекта и субъекта познания: 1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деят-ти. Такое устранение рассматривалось как необходимое усл-е получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к усл-м его изучения субъектом. 2. Неклассическая наука (1 пол XX в.), разработка релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характ-м средств и операций деят-ти субъекта. Экспликация этих связей рассмат-ся в кач-ве усл-овий объективно-истинного описания и объяснения мира. 3. Постнеклассической науки (2 пол XX - нач XXI в.) - включенность субъективной деят-ти в "тело знания". Она учитывает соотнесенность хар-ра получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деят-ти познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
4. Рационально-теоретические и технические достижения древневосточных цивилизаций.
Древний Китай.
· первые точные календари и учебники математики. Во II в. до н. э. опубликованы наиболее древние из дошедших до нас сочинений — математико-астрономический «Трактат об измерительном шесте» и фундаментальный труд «Математика в девяти книгах»
· Цифры обозначались специальными иероглифами, которые появились во II тысячелетии до н. э., и начертание их окончательно установилось к III в. до н. э. Эти иероглифы применяются и в настоящее время. Китайский способ записи чисел изначально был мультипликативным. Однако на практике расчёты выполнялись на счётной доске, где запись чисел была иной — позиционной, как в Индии, и, в отличие от вавилонян, десятичной.
· Китайская счётная доска по своей конструкции аналогична русским счётам. Нуль сначала обозначался пустым местом, специальный иероглиф появился около XII века н. э. Для запоминания таблицы умножения существовала специальная песня, которую ученики заучивали наизусть.
· В это время китайцам уже было известно многое, в том числе:
-вся базовая арифметика (включая нахождение наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного);
-действия с дробями и пропорции;
-действия с отрицательными числами (фу), которые трактовали как долги;
-решение квадратных уравнений.
· утверждается, что употребление чая в Китае зафиксировано по летописям в 2737 году до н.э.,
· Изобретение бумаги одни источники приписывают учёному–евнуху Цай Луню (то есть, «Способному Луню»), якобы в 105 г. н.э
· Астрономические и географические представления Древнего Китая выражаются в сохранявшихся до самого недавнего времени представлениях о своём государстве, как о Серединной Империи, Поднебесной, занимающей основную и центральную часть суши.
Древняя Индия
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата,живший в Vначале VI века н.э. Ученый знал значение “пи” , предложил оригинальное решение линейного уравнения.
· Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля) . Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие “цифра” ,” синус” , “корень” впервые появились именно в древней Индии.
· Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
· До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.
· Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.
· Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.
Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии.
Важнейшими элементами древнеиндийской философии являются категории “карма”, “нирвана”. “Карма” указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером его перевоплощений: это закон этической причинности, движущая сила сансары. Понятие "нирвана" фиксирует цель усилий личности по преодолению кармы, сансары, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего. Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения - указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием. Влиятельными философскими школами древнего Китая являлись даосизм и конфуцианство. Пара категорий "инь-ян" обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы. Идеал конфуцианства - сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности госуарства.
Древняя Греция много уделяла времени и сил науки, научным исследованиям, не удивительно, что именно появлялись всё новые и новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологически понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое), основываясь на наблюдениях, они первые предсказали астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой практического действия и применения, но, прежде всего, элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе материалистическое.
5. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Натурфилософия древней Греции.
Такого рода цивил-ей, создавшей предпосылки для первого шага по пути к собственно науке, была демократия античной Греции. Именно здесь происходит мутация традиционных культур и здесь социальная жизнь наполняется динамизмом, которого не знали земледельческие цивилизации Востока с их застойно-патриархальным круговоротом жизни. В противоположность восточным общ-ам, греческий полис принимал социально значимые решения, пропуская их через фильтр конкурирующих предложений и мнений на народном собрании.
Периодиз-ция:
1.досократич.(натурф-фия).7-5 вв.до н.э.
· одноврем.зарождение универс.мышления:философ. и научного.
· трудно отличить миф,ф-фию и науку.
· глав.об-т познания-природа
· способ мышления-синкретизм
· период генезиса, рождения науки
· натурф-фия-знание о видимом,созерцат.
· разделили теор.и практич.знания;
· человеч.тело-модель Космоса(теор.моделир-е).Оно гармонично,симметр.
· Боги созд.мир,а Боги получ.при разделении из хаоса Неба и Земли.Поиск первоначал.
· Ищут первонач.прир.из самой прир., выделяя 4 основ.начала:огонь,вода,воздух и земля (иногда +дерево,металл).Что-то доминир.:огонь(Гераклит),вода(Демокрит).
· почти все ф-фы были врачами,пыт.понять суть чел-ка из Космоса.
· разв.проблему бесконечно малых величин,число-первоначало(Пифагор). Этой школой была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. З-ны бытия целостно исчислимы,устойч.
· прорыв в теор.мышл.,дискрет.ф-фия. Применение образцов теоретического рассуждения к накопленным на этапе преднауки знаниям математики постепенно выводили ее на уровень теоретического познания. Уже в истоках развития античной философии были предприняты попытки систематизировать математические знания, полученные в древних цивилизациях, и применить к ним процедуру доказательства.
2.классич.период.5-3-2 вв.до н.э.
· теперь глав.об-т познания-чел-к.Протагор: «Чел-к есть мера всех вещей:сущ-х то,что они сущ-т и не сущ-щих то, что они не сущ-т».
· мера-это оценка и ум.Чел-к меряет вещи умом.
· глав.ценност.категория-добродетель: это1.свобод.человеч.ум,к-ый ценится как главное в чел-ке и 2.способ-сть красноречия,излагать свои мысли. Добродетельный чел-к –способный управ.своим разумом.
Софисты-с греч.мудрецы,платные уч-ля мудрости.
· ввели в учеб.курс логику-науку рассужд.
· все,что делали греки,д.б.служить гос-ву.Спос-сть мыслить-не инд.дело, а обяз-сть каждого.
· софисты сформир.идеалы полисной жизни,они на собраниях,обществ.
· софисты:чел.ум-инструмент,с пом. к-го м.не только познавать мир, но и измен.его.
· задача грека-благ.своему разуму стать богат,своб.,культ.,политич.лидером.
Достиж-я софистов:
1.созд.эвристику-иск-во спора, логич.,аргументац.В основе рассужд.-всегда противоречие.Видеть против.-найти проблему.Антиномизм познания-дв-ние через против.,одноврем.до-во тезтса и антитезиса.
2.разраб.теорию ошибок-все им.право на науч.сущ-ние,быть в науке.
3.ум м. разв-ся только благ.агонистистике-соревнование.состязание умом.
4.др.направ.софистов-скептицизм(Горгий).Парадокс-невозм-сть познания мира,скептики выраб.арг-ты для непозн-сти мира.Способ-сти мысли огранич.
5.софисты сделали рац.организ.знание приклад.наукой(заслуга-мыслить выгодно,негатив-за деньги). Из разума сделали выгод.проф.
6.шк.образ-нию придали практич.направ.Узуальный способ познания(выраб-ка схем мышл. через рецепт,схемы усвоения+личные отнош.м-ду людьми(нет книг)).
7.заложили основу университет.образ-ния(2 ступени образ-ния),ввели музич.востпитание.Групповое обуч.-идея класса.
8.ввели понятие энциклопедич.образ-ниеобющераспр.для всех.7 наук,к-ые позвол.чел-ку стать универс.образ.Самое глав.-оротор.иск-во,к-ое опир-ся на дед-цию-рац.метод познания,представ.в чистом виде.Тренир.ум на основе мат.док-в и выраб.рац.стиль мышл.
9.высшая точка обуч.-ф-фия.Она доступна только в 18-20 лет,когда сформир.здор.тело,а ф-фия-это здор.душа.
3.эллинистич.период.2 в. до н.э.-2-3 в.н.э.
· измен-ся тип препод-ния.Новый тип школ-стоики.
· появ.книги в обуч.
· эпоха комментаторов.
· теперь не спорят: истина-Арист.,ост-ложь.
· ввели понятие-мировой разум.Прир.,мир разв. по воле мирового разума. Все обуслов.судьбой.
· субъектив.начало-воля. Фатализм в науке.
Эпикур.
1.Приняв стоич.ф-лу,наслажд-ся жизнью.Боги про нас забыли.
2.Мир как целое не создан божеств.сущ-вами ил волей,мир вечен,он никогда не был небытием.Это совокуп-сть 2-х началЖатомов и пустоты.Атом своб-но дв-ся в пустоте-это жизнь.
3.Атом своб-но отклон-ся от зад.пути→в мире есть своб.,выбор.В науке появ-ся принцип вероятн.
4.Наслажд.≡познанию.
цель науки-изучение прир.,настоящий ученый облад.абс.безмятеж-стью,спокой-м.
Эллинизм отделен от миф-гии.Миф-мозги греков,но теперь он уводит от истины.Необх.все умств.конструкции приклад. к реальности,а знания о реальн.м.добыв.из различ.источ-в:логики,чувств,здравого смысла.Их мифа нельзя черпать знания.
Отказ от мифа-критика многобожия,а отказ от политеизма приводит к монотеизму→христ-во.
6. Теоретические достижения Пифагора и пифагорейцев. Теоретическая программа Демокрита.
В пифагореизме выделяют две составляющие: практическую ("пифагорейский образ жизни") и теоретическую (определенная совокупность учений).
Основными объектами научного познания у пифагорейцев были математические объекты, в первую очередь числа натурального ряда ("Число есть сущность всех вещей") . Видное место отводилось изучению связей между четными и нечетными числами. Пифагорейцами была построена значительная часть планиметрии прямоугольных фигур; высшим достижением в этом направлении было доказательство теоремы Пифагора. Числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Математика объявляется философией. Так, математические объекты рассматривались пифагорейцами как первосущность мира. Кроме того, математика превращена пифагорейцами в составляющую религии, в средство очищения души, достижения бессмертия.
В религиозно-философском учении раннего пифагореизма различаются две части: “акусмата”(услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания. Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Пифагорейцы имели множество символических изречений. Собрание этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Вот некоторые из пифагорейских акусм и их толкования: - Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем) - Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей) - Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь) - Не садись на хлебную меру (не живи праздно) .
Научное мировоззрение пифагорейцев.Космогония и космология.Космогонию пифагорейцев можно описать так: в середине мира находится огонь, дом Зевса, связь и мера природы. Далее идут Противоземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Противоземля введена для круглого счета, как десятое небесное тело, с ее помощью объяснялись лунные затмения. Космические тела произошли из центрального огня и вращаются вокруг него, прикрепленные к хрустальным сферам. Космология пифагорейцев представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточного обращения вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений прохождением Луны между Солнцем и Землей.
Следующая идея пифагорейцев - идея гармонии. Гармоничны боги, гармоничен космос, т.к. все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государство и царь.
Учение о переселении душ.
Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Из учения о переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.
Философия числа.
Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал. Треугольник-есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественной природы, эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы предают целостность. Числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности.
Идеология пифагоризма включает три главных компонента: религиозно- мифологически-магический; научный, связанный с развитием математики; и философский Раскрывавшаяся пифагорейцами числовая закономерность сущего - это протяженный мир тел, математические закономерности движения небесных тел, законы музыкальной гармонии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, которым человек обязан божеству. Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис:“Все есть число”. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия. Они считали возможным при помощи математики достигнуть очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. “Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей.