Диалектика, детерминизм, индетерминизм
«Диалектика»в переводе с греческого означает «искусство вести беседу» или «искусство спора». Диалектика как умение вести диалог, полемизировать, находить общую точку зрения в результате столкновения противоположных мнений высоко ценилась в Древней Греции. Впоследствии под «диалектикой» стали понимать учение о наиболее общих закономерностях развития.
Диалектика в сегодняшнем её понимании - определённая система категорий, отображающая объективные связи действительности и описывающая основные законы развития. Диалектика – теория и методпознания действительности, применяемый для объяснения и понимания законов природы и общества.
История становления диалектики как теории и метода познания:
1) Древнегреческая диалектика:
- В Древней Греции все философские учения о началах бытия исходили из диалектических начал. Например, у Анаксимандра началом мира является апейрон, который все в мире определяет, но сам ни через что не определяется.
- Пифагор использует парные противоположные категории и числа, которые через свое единство задают гармонию Космоса.
- У Гераклита Логос как смысл бытия определяет противодвижения разных состояний и форм огня, что и выступает основой основ физического мира.
- Софисты оттачивали в диалоге с учениками свое умение доказывать истину каждой из противоположностей. В Древней Греции диалектика использовалась именно в качестве метода поиска общего смысла для противоположных понятий.
- Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.
Однако диалектика еще не стала необходимой формой теоретического мышления вообще. Противоречия в суждениях не связывались с объективно существующими противоречиями в самом мире, а объяснялись ограниченными познавательными возможностями наших органов чувств и слабостью разума.
2) Диалектика в средневековой философии. Диалогизм и противоречивость мышления рассматривались как проблема, которую можно решить с помощью особых мыслительных форм и правил. В этот период диалектика - это не всеобщий продуктивный способ философствования, а учебный предмет, который должен научить юных схоластов вести диалог, исключив эмоциональную беспорядочность обыденного спора. В высказываниях о предмете не должно содержаться противоречий: мыслить истинно значит мыслить непротиворечиво, формально безошибочно, поскольку в сотворенной Богом природе как объекте мысли нет, и не может быть ни ошибок, ни противоречий. Ошибается несовершенный разум человека. Противоречие в высказываниях – первый и главный признак его ошибочности. Таким образом, диалектика в средневековье предстала как логика мышления о противоречиях в высказываниях, а не как логика теоретического (прежде всего философского) мышления о внутренних противоречиях мыслимого.
3) Диалектика Нового времени.Диалогичность мышления была отражена в противоположности двух подходов относительно начал познания (эмпиризм и рационализм) и характера знания (рациональность и иррациональность). Логическое воплощение диалектический подход нашел в антиномиях чистого разума И. Канта и диалектике Г. Гегеля. Гегель представил диалектику как метод развертывания логических категорий в систему. У Канта и Гегеля диалектические противоречия в мышлении стали отражать противоречивость явлений и процессов действительности.
4) Марксистская материалистическая диалектика. В противовес гегелевской диалектике, в которой рассматривается самодвижение понятий, в марксизме рассматриваются объективные процессы развития в природе и обществе, отражаемые развивающимся мышлением. Открытые Гегелем основные законы диалектики (единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания) в марксизме выступают объективные законы, действующие в природе, в обществе и в мышлении.
5) Современная философская традиция.Диалектика как философское учение может описывать развитие объективного мира (онтологический план), а может - процесс познания нами этого мира (гносеологический план). Соответственно выделяют объективную и субъективную диалектики, онтологические и гносеологические принципы диалектики.Онтологические и гносеологические принципы диалектики являются общими исходными положениями в исследовании систем любой природы и любой сложности. Они дают исследователю правильную ориентацию, как в начале рассмотрения объектов, так и при составлении общей картины происходящих в системе процессов и выявлении тенденций внутренних изменений.
Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество).
1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений - все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, он всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Предметы связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим.
2. Принцип развития - в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).
3. Принцип системности - каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстает как нечто единое.
4. В диалектико-материалистической философии принимается ещё принцип материального единства мира -не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.
Гносеологические принципы диалектики в определённом смысле отражают онтологические принципы и являются общими исходными положениями в процессах познания.
1. Принцип конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений.Конкретность предполагает рассмотрение вещей и явлений с присущими им связями и отношениями так, как они объективно существуют в определенных условиях среды. Всесторонность рассмотрения предполагает учет и выявление существующих многообразных связей, взаимодействий и отношений исследуемого объекта. Достигнуть этого полностью невозможно, но требование всесторонности направляет наше познание на «расширяющееся» и развивающееся рассмотрение предметов.
2. Принцип системности. Гносеологический принцип системности требует рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организации.
3. Принцип объективности. Выражает требование не привносить в исследуемое явление того, чего в нем нет и быть не может. Содержание знаний должно быть объективным, оно должно отражать те свойства, процессы, принципы, закономерности, которые присущи исследуемому объекту, т. е. не выдавать желаемое за действительное.
4. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот.Всякое исследование фактически всегда начинается с рассмотрения конкретного объекта, его внешних сторон. Но простой констатации внешних признаков явления недостаточно, чтобы выявить его сущность, поскольку внутренние аспекты наблюдаемого явления далеко не всегда совпадают с внешними проявлениями. При изучении реального объекта движение мысли идет от конкретного к абстрактному с использование методов анализа и индукции. Мы постепенно шаг за шагом "дробим" изучаемое явление на "стороны", которые тщательно анализируем, отвлекаясь (абстрагируясь) от других сторон и связей данного явления с другими. В результате восхождения от конкретного к абстрактному мы "утрачиваем" целостное знание, требующее охвата всех связей изучаемого явления. Но после анализа мы опять обращаемся мыслью к реальному бытию изучаемого явления. При этом мысль осуществляет обратное движение от абстрактного к конкретному с использованием методов синтеза и дедукции. Целостность изучаемого явления восстанавливается, поскольку в конкретном знании собирается "единство многообразного".
5. Принцип единства исторического и логического. Всякое явление имеет свою "историю" и "предысторию", поэтому познание его возможно при мысленном восстановлении всех этапов развития с момента возникновения явления до его изучения (в этом сущность принципа историзма). Логическое - это тот же исторический процесс, только осмысленный и преобразованный человеческим сознанием. Логическая "реконструкция" реальной истории развития поможет понять особенности изучаемого явления, свойственные ему в настоящее время, и предсказать возможные его будущие изменения.
Например, применение принципа историзма для анализа длительной истории человечества, антропосоциогенеза (австралопитек, неандерталец, кроманьонец, современный человек) - крайне затруднено, поскольку процесс недоступен изучению: он отстоит от современности на миллионы лет и не поддается непосредственному наблюдению. Но возможно осуществить логическую реконструкцию антропосоциогенеза, и, более того, использовать это знание в исследовании становления личности современного человека.
6. Принцип относительности.В теорию познания данный принцип был введен благодаря работам А.Эйнштейна в рамках теории относительности. Сам А.Эйнштейн шутливо объяснял принцип относительности следующим примером: представьте себе, как воспринимается время, когда вы сидите на горячей сковородке или целуетесь с любимым человеком. В первом случае время тянется непозволительно долго, во втором – летит слишком быстро: только начали целоваться, а уже утро.
Суть принципа относительности: при исследовании явления должны быть учтены время, в котором существует данное явление, место, которое оно занимает среди других явлений, система связей, в которую данное явление включено в данное время на данном месте. С изменением времени, места, системы связей явления могут измениться и его характеристики.
7. Принцип дополнительности. Бывает, что анализ вскрывает в изучаемом явлении такие характеристики, которые с точки зрения формальной логики являются противоположными, взаимоисключающими. Например, в конце XIX - начале XX века при изучении света физики обнаружили противоположные характеристики: дифракцию и интерференцию света, - и задали вопрос: волновая или корпускулярная природа у света? Правильный ответ был дан Нильсом Бором, который подошел к вопросу, применив принцип дополнительности: и волновая, и корпускулярная. Свет – это поток кварков, частичек волны. Принцип дополнительности позволяет «удержать» в характеристике явления его существенные моменты, несмотря на кажущееся взаимное исключение.
Альтернативами принципам диалектики являются: софистика, эклектика, догматизм, субъективизм.
Принципу конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений противостоят софистика и эклектика.
Софистика характеризуется односторонним подходом к исследованию предмета. Софисты (от греч. sophists – мастер, художник) – так называли древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия». Софистика – сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
Основными приёмами софистики являются: вырывание событий из их всеобщей взаимосвязи и выделение какого-либо момента или одной стороны; абсолютизация отдельной выделенной связи или стороны; подмена главного второстепенным, существенного несущественным; применение к явлениям закономерностей, которые им не присущи.
Эклектика(от греч. eklego – выбираю) представляет собой механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления.Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и явлений объективного мира главные связи предмета в их конкретно-исторической обусловленности. Внешне эклектика выглядит как стремление к многостороннему охвату предмета, однако, на деле это механическое соединение в одно целое несовместимых признаков. Произвольный набор несовместимых признаков в практической деятельности ведёт к ошибкам и просчётам. В философии эклектика проявляется как смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок и т. п.
Неправильно понятые принципы объективности и относительности порождают догматизм, субъективизм и волюнтаризм.
Догматизм (от греческого слова dogma – мнение, которое применялось в античной философии) в современном понимании представляет собой такой способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины. Догматическое мышление оперирует абсолютными истинами, неизменными стереотипами. Такое мышление полагает, что те или иные сформулированные закономерности являются истинными везде и всегда, независимо от конкретных исторических условий и новых данных практики науки.
Субъективизм (субъективный – зависящий от сознания и воли субъекта) в познании – это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет, и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное.
В философии субъективизм проявляется во взгляде на сознание как на первично данное, всё остальное представляется формой, содержанием или результатом творчества сознания (философское направление субъективного идеализма).
Субъективизм часто проявляется в различных идеологических концепциях, применение которых на практике приводит к волюнтаристическим действиям. Воля – это сознательная направленность человека на достижение тех или иных целей. В социально-политической жизни волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающейся на познание объективных законов, и признание того, что развитие общества зависит от субъективного произвола и желаний политических вождей.
Скептицизм (от греческого слова skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий; скептик – сомневающийся человек, подвергающий всё сомнению) в философии предстаёт как концепция, выдвигающая сомнение в качестве принципа мышления. Подмечая относительность наших знаний, доходит до крайности в вопросе о познаваемости - подвергает сомнению вообще возможность познания мира. Последовательный скептицизм, доходящий до такой крайности, превращается в агностицизм, отрицающий познаваемость мира (Д. Юм и И. Кант). С появлением теории относительности А. Эйнштейна скептицизм привёл к релятивизму, утверждающему, что поскольку наши знания относительны, то они не истинны.
Основные законы диалектики:
Первый закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину и источник развития. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций в сущности процессов или явлений.
При описании действия этого закона используются категории тождества, различия, противоположности, противоречия.
Тождество– категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.
Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу.
Противоположность – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.
Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Противоположности одновременно находятся в состоянии взаимообусловленности (взаимосвязи и взаимодействия) и взаимоотрицания (взаимоисключения и взаимоотталкивания). Разность и взаимоисключение противоположных сторон представляется очевидной: плюс и минус – это явно противоположные знаки. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение выражается в том, что одна из противоположных сторон существует и ее сущность может быть познана лишь постольку, поскольку существует ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей можно продемонстрировать на примере таких явлений, как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом – южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т.1. С. 205).
Противоположности находятся в состоянии непрерывного движения, взаимодействия между собой, что ведет к их взаимным переходам друг в друга, к борьбе и отрицанию друг друга. Такого рода взаимоотношения противоположностей и называют в философии противоречиями. Противоречия являются внутренней основой развития мира.
Развитие можно рассматривать в виде процесса становления, обострения и разрешения противоречий. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности.Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение конфликта противоречий - это скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект с возникновением новых, присущих новому объекту противоречий.
Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития.
Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество предметов, явлений делает их, оригинальными, неповторимыми, отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления определяется через его свойства.
Свойствопредмета – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам, это способность предмета определённым образом взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют.Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий.
Количество - это внешняя для бытия определенность, относительно безразличная для качества той или иной вещи. Например, пересчитать можно как малые, так и большие, как кирпичные, так и деревянные дома. Вместе с тем, качество и количество – это взаимопроникающие противоположности и нет качества без количественных характеристик, как нет количества, абсолютно лишенного качественной определенности. выражается в категории меры.
Мера– единство качества и количества, качественно определенное количество. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, называются границами меры. Вграницах меры одному и тому же качеству соответствует определенный диапазон количественных характеристик. Предметы и явления могут изменяться в количественном отношении (уменьшаться или увеличиваться), но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Если же уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведёт к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды сначала не оказывает никакого влияния на её капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лёд» (Гегель. Соч. Т. 1. С. 186).
Обратным переходу количества в качество является переход качества в количество. Новому качеству соответствует новый интервал количественных изменений, новая мера. Новое конкретное единство качества и количества делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество. Эти взаимопереходы являются бесконечным процессом.
Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Скачок означает, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Скачок может принимать бесконечно многообразные формы в зависимости от специфики изменяющегося качества.
Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития.
Отрицание – это уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако отрицание – это не просто уничтожение старого новым, не «голое» отрицание. Диалектическая природа отрицания проявляется в том, что оно представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде характеризует цикличность развития, т.е. в процессе развития проходит три стадии: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Продемонстрируем действие закона отрицание отрицания на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, и на конкретных примерах. Процесс отрицание отрицания как логический процесс складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Таким образом, борьба предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона раскрывается на примере роста растения. Например, зерно овса, брошенное в землю, прорастает в стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.
Цикличность нельзя сводить только к тройственному ритму, к «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.
Детерминизм и индетерминизм. Рассматривая движение и развитие, с необходимостью встаёт вопрос о причинах явлений и событий в меняющемся мире. Философское учение о различных видах взаимосвязи и обусловленности явлений материального и духовного мира – это детерминизм (от лат. determine – определяю).
Представления о порождении вещей стихиями и зависимости одних явлений от других возникли с незапамятных времен. Они уходят корнями в древние мифы о сотворении мира, в религиозные учения о божествах, предопределении и судьбе. Латинское слово «детерминация» вначале означало операцию логического определения понятия через ближайший род и видовые отличия, затем его стали применять в более широком значении объективной зависимости вещей от порождающих их причин – первоначал, законов природы, явлений.
Центральный и традиционный принцип учения о детерминации – принцип причинности. В прошлом под детерминизмом понималось только учение об универсальной причинности. Согласно нему, в мире существовали только цепи прямо и жёстко действующих причин, в этих связях не находилось места для случайности. Ныне содержание детерминизма существенно расширилось. В него добавлены представления об опосредованных причинах, о случайной (например, одноразовая мутация) и вероятностной формах каузальности (каузальность - другое название для причинности), о субъективных формах детерминации (целевая, бессознательно-психическая, логико-функциональная), а также о косвенно сопряжённых с причинностью некаузальных связях.Характер детерминации выявляется в связи со спецификой ее условий. Так, следствие обусловлено причиной и каузальными условиями, функция определяется условиями задавания независимой переменной, явления природы детерминированы особенностями действия объективных законов.
Источник причинной связи может лежать и в человеческом сознании. Творческая мощь сознания и субъективное целеполагание, которые изучаются телеологией, выступают важнейшими факторами, обуславливающими человеческую деятельность. Поэтому телеология есть разновидность детерминизма.
Индетерминизм(от лат. in – приставка, означающая отрицание) – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).
Последовательный индетерминизм крайне редок в истории философии, поскольку философ ориентирован на рациональное и обоснованное объяснение предельных оснований бытия и мышления, на вывод существующего в мире многообразия из тех или иных оснований (материи, духа, сознания, воли и т. п.). Поэтому индетерминизм – это не самостоятельное течение, а одна из тенденций во всякой философии ставить под сомнение либо отрицать детерминацию.
В истории философии сложились три концепции детерминизма:
- объективно-идеалистическая (Платон, Аристотель, Плотин, Гегель);
- субъективно-идеалистическая (Протагор, Беркли, Фихте, Кант);
- материалистическая (Демокрит, Гоббс, Гольбах, Фейербах, Энгельс).
Объективные идеалисты полагают, что космос и наше сознание порождены и определяются целеполагающей деятельностью духовного абсолюта, трансцендентного либо имманентного. Субъективные идеалисты считают, что человеческое сознание производит идеальные цели, придумывает образы мировых связей и экстраполирует (переносит) их вовне, в результате чего складывается наше мировидение. Материалисты конечной причиной мирового порядка считают универсальные и закономерные взаимодействия всех материальных явлений.
В европейской истории материалистического детерминизма различают три периода:
- Античный (Милетская школа, атомисты, учения Эмпедокла, Анаксагора и др.).
- Механистический однозначный детерминизм XVII-XXIII вв. (Галилей, Ньютон, Гоббс, Лаплас и др.).Лаплас, например, думал о космосе как о замкнутой системе и верил в возможность однозначно предсказывать состояние мира в любой момент времени, если известны исходные условия.
- Вероятностный детерминизм XX в. В отличие от лапласовского (жесткого, «железного») детерминизма вероятностный детерминизм считает, что причина не обязательно однозначно и непосредственно вызывает свое следствие. Необходимый характер причинения проявляется в форме случайности, которая определяется множеством внутренних и внешних условий, зависит от истории прежних взаимодействий.
Предсказывают появление в XXI в. вероятностного многозначного детерминизма, но это пока мало представимо.
Ограниченность концепции жесткой детерминации выявилась с появлением теоретико-вероятностных методов исследования и обнаружением статистических закономерностей. В науке были разработаны новые базисные модели бытия и познания - модели вероятностного мира, в основе которых лежат представления о статистических системах.
Статистические системы – это системы, образованные из независимых сущностей. Особенностью структур статистических систем является независимость элементов в системе (т.е. между элементами системы нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей), определенный тип взаимодействий между ними (в частности, нелинейный) и неустойчивость в состояниях самих элементов. Однако при этом сохраняется внутренняя устойчивость, и наличествуют целостные характеристики этих статистических систем.Устойчивость систем выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения.
Возникает вопрос, как возможно образование устойчивых систем из независимых сущностей? Ведь обычно считается, что системы образуются благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между элементами, образующими сами системы.Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но воздействия этих условий не являются жесткими и допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. В результате поведение элементов системы и самих систем приобретает внутренние степени свободы.Специфика статистических систем выражается через понятия случайности, независимости, иерархии (уровней внутреннего строения и детерминации).
Таким образом, вероятностные методы подрывают важнейший постулат концепции жесткой детерминации, а именно, представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношениюк ним окружения.
Динамические и статистические закономерности – два класса закономерностей, которые различаются характером лежащих в их основе связей и зависимостей. Динамические законы характеризуют поведение отдельного объекта или системы, которая включает небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они позволяют вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.
К динамическим законам относятся законы, выражающие причинно-следственные связи, функциональные отношения и т.п. Таковы, например, законы классической механики и открытый в химии закон сохранения вещества. Динамические законы проявляют себя во всех областях действительности, на всех уровнях организации материи.
Представления о динамических закономерностях возникли исторически первыми и сформировались в процессе развития классической физики и, прежде всего, классической механики.Механика изучает законы движения отдельных макротел и ставит основной задачей определение траектории их движения под воздействием сил. Существенно, что эта траектория определяется единственным образом.Требования механики легли в основу характеристики динамических закономерностей. Соответственно, определяющей чертой динамических закономерностей рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответствующих представлений и теорий.
Статистические (вероятностные) законы – это законы, выражающие некоторую тенденцию, которая сложилась в совокупности явлений в результате взаимодействии множества случайных факторов. Они позволяют с высокой точностью делать прогностические выводы о поведении больших совокупностей объектов, но не достигают такой точности при прогнозе поведения отдельных ее элементов. Статистические законы широко используются в изучении поведения квантово-механических объектов, биологических популяций, различных социальных групп и социальных явлений. К ним относят, например, законы демографии, законы экономической статистики и др.
Представления о статистических закономерностях сформировались во второй половине XIX в. в ходе становления классической статистической физики. Статистическая физика изучает газы как системы, образованные из огромного числа отдельных однотипных объектов (молекул), состояние которых взаимонезависимо, т.е. это статистические системы, образованные из независимых или квази-независимых сущностей.Математическим аппаратом статистических теорий является теория вероятностей, а структура статистических систем выражается через представления о вероятностных распределениях.Статистические закономерности как раз и выражаются на языке вероятностных распределений, как законы взаимосвязи между распределениями различных величин, характеризующих объекты исследования, и как законы изменения во времени этих распределений. Зависимости между распределениями и их изменения во времени определяются вполне однозначным образом.С позиций распределений делаются заключения и о целостных характеристиках систем, и о свойствах отдельных элементов этих систем.
Развитие фундаментальных наук о природе со второй половины XIX века неотделимо от статистических закономерностей. К таким наукам, помимо статистической физики, относятся общая теория эволюции, генетика, квантовая теория, кибернетика (как общая теория управления и информации). Тем не менее, статистический образ мышления еще не достаточно влиятелен в современной науке. Многие думают, что к статистическим представлениям мы обращаемся вследствие неполноты наших знаний об исследуемых объектах и системах. Во многом это обусловлено тем, что противопоставляются динамические и статистические закономерности.
Закономерности жесткой детерминации и статистические закономерности характеризуют значительные области бытия, но их противопоставление друг другу неправомерно. Соответственно, выявляется необходимость становления новой концептуальной парадигмы, которая обеспечит синтез концепции жесткой детерминации и вероятностного подхода. Жесткая детерминация символизирует собою неумолимо наступающие события, выражает неизменное, сохраняющееся начало мира, а статистическая концепция с ее опорой на вероятность – наличие внутренней независимости во взаимосвязях событий, наличие подвижного, изменчивого начала мира, дающего возможность возникновению истинно нового, ранее в эволюции не имевшего места. Решение проблемы синтеза динамических и статистических законов необходимо для познания сложноорганизованных динамических систем как основного пути концептуального развития современной науки.
Современные научные данные (квантовая физика, биология, синергетика, социология и др.) показывают, что границы между детерминизмом и индетерминизмом не абсолютны, что эти принципы тесно связаны между собой и характеризуют различные аспекты одних и тех же материальных взаимодействий. Выбор каждого из них в конкретных исследованиях во многом продиктован спецификой изучаемых явлений.
В своей практической деятельности человек использует как необходимые, так и случайные связи. В одних ситуациях он стремится к исключению случайностей, например, в ситуациях управления такими сложными объектами, как атомные электростанции, в системах слежения за полетом самолетов, ракет или спутников, в системах жизнеобеспечения государства и т. п. В других ситуациях он пытается расширить имеющееся пространство возможностей, чтобы обеспечить большую свободу выбора тому, кто будет принимать решение.