Методы и проблемы изучения культуры

Культура — сложная и многоуровневая система, поэтому и изу­чение ее не является единообразным. Существует несколько подходов к анализу культуры: технологический (оценивает уровень развития производ­ства);

деятельностный (философия, живопись); ценностный; генетический; структурный; символический.

В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на вопрос: что такое культура?

Одно из направлений — пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский писатель и философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. В его понимании человек — это со­вершенное существо, а самую благоприятную для него форму жизни — видел в естественной среде, на лоне природы. И так как культура, по мнению Руссо, проводит границу между человеком и природой, ее он считал основным злом. Выступая за равенство всех людей, он обвинял культуру вместе со всякими религиями, искусством и науками в том, что они этому равенству препятствуют.

Сторонником Ж. Ж. Руссо был немецкий философ Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры как истинной природы человека. Культура, по его мнению, есть зло, которое не может дать свободы, а лишь порабощает человека. С этим порабоще­нием культурой был согласен австрийский врач-психиатр и пси­холог, основатель психоанализа З. Фрейд. Он видел источник различных душевных страданий и отклонений людей в том, что им необходимо подстраиваться под окружающий мир с его куль­турными нормами.

В своих работах немецко-американский философ, психолог и социолог Эрих Фроммкак раз и отталкивался от фрейдисткого психоанализа, добавив к нему теорию отчуждения К. Маркса(1818—1883).

ХХ век ознаменовался сразу тремя теориями развития культу­ры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.

Согласно теории немецкого философа О. Шпенглера, рацио­налистическая цивилизация привела к деградации духовных цен­ностей культуры. По мнению Шпенглера, культура есть орга­низм, срок жизни которого примерно тысяча лет. Согласно этому всю мировую историю О. Шпенглер поделил на восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-рим­скую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя.

Теория немецкого ученого Макса Вебера(1864—1920) отрица­ла крах культуры Западной Европы. По мнению философа, на смену одним ценностям неизбежно приходят другие, что и случи­лось в Западной Европе.

Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер(1875— 1965) своей работой «Распад и возрождение культуры» поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также отмечал упадок западноевро­пейской культуры, приведший к ее кризису. Но в то же время А. Швейцер в отличие от О. Шпенглера не считал, что это необра­тимый процесс. Он верил, что ситуацию можно поправить.

Интересна концепция исследования культуры социолога Питирима Александровича Сорокина(1889—1968). Он выделял три основных типа культур: идеальный; чувственный; идеалистический.

Идеальный тип основан на сверхчувственном абсолюте, по­этому к нему в основном относятся духовные культурные ценности.

Второй тип — чувственный — во главу всего ставит мате­риальное. Его потребности чисто физические.

Идеалистический тип является синтезом идеального и чувственного типов культуры.

Стоит заметить, что аналогичные типы имеет процесс развития общества. Первый тип, идеальный, относится скорее к античному миру. Он действует до XIII в. На смену ему приходит идеалисти­ческая культура. Она сохраняется до XIV в., затем идет чувствен­ная культура, в ХХ в. она приходит в упадок.

Большое влияние на понимание культуры оказал русский уче­ный-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский(1863— 1945). Он ввел новое понятие «ноосфера», означающее «сфера раз­ума», а также изучил влияние ее на различные процессы, которые происходят на нашей планете.

Другой яркий представитель изучения явления культуры — Карл Ясперс(1883—1969), немецкий философ, представитель ре­лигиозного экзистенциализма. В то время в Европе господствова­ла теория культурных циклов, он же не был ее сторонником и ввел новое понятие — осевое время. Этой осью служит время около 500 лет до н. э. С наличием этой оси он связывает крупнейший переворот в истории.

Существует ряд наук, которые позволяют изучать историю культуры. К таким наукам относятся: хронология — наука об измерении времени, которая позво­ляет устанавливать даты исторических событий; метрология — историческая дисциплина, которая занимает­ся изучением развития систем мер, денежного счета и т. п.; геральдика — дисциплина, изучающая гербы;

палеография — историческая дисциплина, занимающаяся изучением памятников древней письменности; генеалогия — историческая дисциплина, которая изучает происхождение и историю родственных связей, составляет родословные и т. д.

Наши рекомендации