Методы и проблемы изучения культуры
Культура — сложная и многоуровневая система, поэтому и изучение ее не является единообразным. Существует несколько подходов к анализу культуры: технологический (оценивает уровень развития производства);
деятельностный (философия, живопись); ценностный; генетический; структурный; символический.
В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на вопрос: что такое культура?
Одно из направлений — пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский писатель и философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. В его понимании человек — это совершенное существо, а самую благоприятную для него форму жизни — видел в естественной среде, на лоне природы. И так как культура, по мнению Руссо, проводит границу между человеком и природой, ее он считал основным злом. Выступая за равенство всех людей, он обвинял культуру вместе со всякими религиями, искусством и науками в том, что они этому равенству препятствуют.
Сторонником Ж. Ж. Руссо был немецкий философ Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры как истинной природы человека. Культура, по его мнению, есть зло, которое не может дать свободы, а лишь порабощает человека. С этим порабощением культурой был согласен австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа З. Фрейд. Он видел источник различных душевных страданий и отклонений людей в том, что им необходимо подстраиваться под окружающий мир с его культурными нормами.
В своих работах немецко-американский философ, психолог и социолог Эрих Фроммкак раз и отталкивался от фрейдисткого психоанализа, добавив к нему теорию отчуждения К. Маркса(1818—1883).
ХХ век ознаменовался сразу тремя теориями развития культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.
Согласно теории немецкого философа О. Шпенглера, рационалистическая цивилизация привела к деградации духовных ценностей культуры. По мнению Шпенглера, культура есть организм, срок жизни которого примерно тысяча лет. Согласно этому всю мировую историю О. Шпенглер поделил на восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя.
Теория немецкого ученого Макса Вебера(1864—1920) отрицала крах культуры Западной Европы. По мнению философа, на смену одним ценностям неизбежно приходят другие, что и случилось в Западной Европе.
Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер(1875— 1965) своей работой «Распад и возрождение культуры» поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также отмечал упадок западноевропейской культуры, приведший к ее кризису. Но в то же время А. Швейцер в отличие от О. Шпенглера не считал, что это необратимый процесс. Он верил, что ситуацию можно поправить.
Интересна концепция исследования культуры социолога Питирима Александровича Сорокина(1889—1968). Он выделял три основных типа культур: идеальный; чувственный; идеалистический.
Идеальный тип основан на сверхчувственном абсолюте, поэтому к нему в основном относятся духовные культурные ценности.
Второй тип — чувственный — во главу всего ставит материальное. Его потребности чисто физические.
Идеалистический тип является синтезом идеального и чувственного типов культуры.
Стоит заметить, что аналогичные типы имеет процесс развития общества. Первый тип, идеальный, относится скорее к античному миру. Он действует до XIII в. На смену ему приходит идеалистическая культура. Она сохраняется до XIV в., затем идет чувственная культура, в ХХ в. она приходит в упадок.
Большое влияние на понимание культуры оказал русский ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский(1863— 1945). Он ввел новое понятие «ноосфера», означающее «сфера разума», а также изучил влияние ее на различные процессы, которые происходят на нашей планете.
Другой яркий представитель изучения явления культуры — Карл Ясперс(1883—1969), немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма. В то время в Европе господствовала теория культурных циклов, он же не был ее сторонником и ввел новое понятие — осевое время. Этой осью служит время около 500 лет до н. э. С наличием этой оси он связывает крупнейший переворот в истории.
Существует ряд наук, которые позволяют изучать историю культуры. К таким наукам относятся: хронология — наука об измерении времени, которая позволяет устанавливать даты исторических событий; метрология — историческая дисциплина, которая занимается изучением развития систем мер, денежного счета и т. п.; геральдика — дисциплина, изучающая гербы;
палеография — историческая дисциплина, занимающаяся изучением памятников древней письменности; генеалогия — историческая дисциплина, которая изучает происхождение и историю родственных связей, составляет родословные и т. д.