Понимание материи в эпоху Возрождения
Временные рамки периода – с середины XIV века до начала XVII века. Слово «Возрождение» имеет два смысла: 1) возрождение богатейшего философского наследия античности; 2) антифеодальная направленность эпохи. Философия Возрождения – философия раннебуржуазного общества. В этот период складываются условия для развития капитализма и активно развивается мануфактурное производство, с чем связана активизация интереса к изучению природы. Последнему способствовало также развитие торговых путей, мореплавания, науки.
Остановим внимание на взглядах натурфилософов этой эпохи, т.е. тех, кто интересовался проблемами философии природы, рассматривал взаимосвязь Бога, природы (космоса) и человека (микрокосма). Многие натурфилософы XV - XVI вв. были сторонниками пантеизма (от греч. слов «всё», «все» и «Бог»), который позволял опять взглянуть на материю как на активную. Почему? Потому что эта точка зрения объединяет материю (или природу,эти понятия могли неправильно пониматься как одинаковые) и Бога вплоть до их слияния или отождествления. Такова позиция представителей философии эпохи Возрождения Н. Кузанского (XV в.) и Дж. Бруно (XVI в.), представителя философии Нового времени Б. Спинозы, для которого и первооснова (субстанция), и Бог, и природа оказались тождественны, и субстанция оказалась причиной самой себя. Для взглядов Дж. Бруно часто характерно «растворение» Бога в природе, по сути своеобразное отождествление Бога с ней.Природа есть Бог в вещах, - писал он. Бог – синоним единства природы. В отличие от христианского Бога Бог Дж. Бруно – это не создатель природы и материи, а внутреннее, активное начало, находящееся в самой природе. Вне материального мира Он не существует. Бог и природа совечны. Для Бруно характерен также органицизм в воззрениях на космос. Под органицизмом, как правило, понимается стремление объяснять природные явления по аналогии с живым организмом,что способствует пониманию мира как целостности.
Понимание материи в Новое время. Это, в основном, XVII век.
Для многих ученых и философов этого периода были характерны деизм и механицизм. Например, деистом был Р. Декарт. Деизм (от лат. «Бог») – это такая точка зрения, согласно которой Бог, сотворив мир, не вмешивается далее в его развитие, а присутствует лишь интеллектуально, как высший разум.Можно предположить, что это была реакция на открывающуюся взору ученых активность природы.На взгляды многих ученых XVII века влияло активное развитие математики, механики, физики, и весь мир в их произведениях мог уподобляться огромному механизму, а Бог – создателю этого механизма, сообщившему ему движение (первотолчок), и далее выполнявшему, в основном, лишь интеллектуальные функции (в этом – суть механицизма); эти функции возрастали в связи с активным развитием наук. Следует учесть также активное развитие мануфактурного производств, создание различных механических устройств, моделей, игрушек и т.п. С точки зрения Р. Декарта, Бог сотворил материальную субстанцию, сообщил ей первоначальный импульс движения, в результате чего частицы материи получили возможность передавать друг другу определенное количество движения. Так и возник космос – по законам механики самого Р. Декарта. Если натурфилософам XVI века природа представлялась живой, одушевленной и уподоблялась человеческому организму, то Р. Декарт считал ее безжизненной и бескачественной. Принципы механистического материализма Р. Декарт распространил на всю природу. В дальнейшем, в XVII-XVIII вв. под влиянием развития естествознания, механицизм уступил место органицизму.
Представители философии Нового времени при исследовании материи прежде всего подчеркивали ее главные и неизменные свойства: протяженность, непроницаемость, вес, фигуру и др. Тем самым философское понимание материи отождествлялось с естественнонаучным.
На рубеже XIX - XX вв. привычные представления о материи с точки зрения ее вечных и неизменных субстанциальных характеристик или свойств (таких как протяженность, вес и т.п.) были разрушены. Этому способствовали революционные открытия в естествознании и, прежде всего, в физике: открытие явления радиоактивности, делимости атома, дефекта массы и т.п. В.И. Ленин в 1908 году в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» дал философское определение материи, которое основывалось на известных открытиях в естествознании, а также обладало прогностической функцией: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
В диалектико-материалистическом учении материя – это, прежде всего, объективная реальность, которая не сводится к какой-то определенной, «окончательной», «простой», неизменной и однородной субстанции, лишь меняющей свои внешние формы. Объективная реальность – это реальность, существующая независимо от сознания человека, которую сознание может отражать.
Современная наука при объяснении явлений мира исходит, как правило, из материалистически – монистического понимания субстанции. В.И. Гусев совершенно справедливо критикует попытки некоторых ученых-естествоиспытателей представить материю как первоначальный субстрат, как сырой материал, из которого создаются вещи1. В данном случае происходит подмена философского понятия материи естественнонаучными (причем, неверными) представлениями о ней, что опять может привести к своеобразному повторению кризисной ситуации в естествознании.
Современной науке известны две формы материи: вещество и поле, которые неразрывно связаны между собой.Вещество дискретно, структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов, не имеющих массы покоя и равномерно распределенных в пространстве.
Все многообразие материального мира можно подразделить на такие три основные, взаимосвязанные области: неживая природа, живая природа и общество. Среди объектов неживой природы можно выделить: элементарные частицы, все виды физических полей, физический вакуум, атомные ядра, атомы, молекулы, макротела, геологические системы, планеты, звезды, Галактики, системы галактик, Метагалактику. Среди уровней живой природы традиционно выделяют молекулярный уровень жизни, клеточный уровень микроорганизмов, тканей и органов, организма в целом, колоний организмов, видов, биогеоценозов и вообще всей биосферы. В обществе, которое мы будем понимать как динамично развивающуюся систему многообразных отношений между людьми, существуют различные социальные слои, группы, образования, структуры.