Онтология н. гартмана
Онтология Гартмана начинается с понятия сущего (существующего). Сущее разнообразно; физические, психические, социальные явления демонстрируют это разнообразие. Единственным общим признаком во всём существующем является то, что оно есть, существует. Эта общность сущего выражается понятием бытия[3].
Бытие раскрывается путём выявления «моментов» бытия (в истории философии им приблизительно соответствует противоположность «сущности» и «существования»), «модусов» (возможность и действительность) и «способов» бытия (идеальное и реальное). Сначала Гартман излагает своё учение о моментах бытия. Во всём существующем имеются:
момент существования, «вот-бытия» (Dasein);
момент определённого бытия, «так-бытия» (Sosein).
Термины Dasein и Sosein Гартман использует вместо, по его мнению, не вполне подходящих для данного анализа терминов прежней онтологии existentia (существование) и essentia (сущность)[4].
Момент вот-бытия указывает на то, что нечто существует; момент так-бытия характеризует качественную определённость этого нечто. При этом, согласно Гартману, противоположность двух моментов бытия относительна. Так, например, существование (Dasein) листа на дереве является определённостью (так-бытием, Sosein) этого дерева; существование этого дерева в этом лесу является определённостью этого леса, и т. д.[4]
Если в прежней онтологии термин существование (existentia) употреблялся только по отношению к реальному миру, то, по Гартману, неправомерно отождествлять существование (Dasein) и реальность; они относятся к различным парам противоположностей: вот-бытие (Dasein) — так-бытие (Sosein) и реальность — идеальность[4].
Реальное — это то, что существует во времени. Время — основная характеристика реального. С ней связана вторая характеристика реального — его индивидуальность, неповторимость[5].
Идеальное отличается от реального своей вневременностью, неизменностью. Идеальны, по Гартману, логические законы (основные законы логики и законы дедуктивного вывода)[6], математические сущности, а также ценности[7]. Математическое бытие подчинено логическим законам. Так, доказательства евклидовой геометрии построены в соответствии с модусами силлогистики; любое уравнение предполагает закон тождества и т. д.[6]
Идеальное присутствует в реальном как его структура. «Идеальное бытие, — пишет Гартман, — индифферентно по отношению к реальному, а именно в отношении своей реализации в мире. Но реальное бытие никогда не бывает индифферентным к идеальному: оно всегда уже предполагает идеальную структуру, несет её в себе»[8].
Рассматривая проблему познания реального мира, Гартман исходит из формулируемого им закона «трансцендентности актов познания», который является результатом анализа феномена познания. Этот анализ выявляет сущностную особенность познания, отличающую его от других актов сознания: если мыслить или представлять себе можно что угодно, то познавать можно только то, что есть независимо от познания. Это означает, что если познание есть, то оно обязательно является познанием того, что есть «в себе»[9].
Данность в-себе-бытия реального мира Гартман иллюстрирует космическим контекстом человеческой жизни: «...порой космический контекст выступает, подавляя собой, словно сбивая все с ног, в непосредственную данность, и тогда затронутость человека достигает степени интенсивности, оставляющей далеко позади себя всякий прочий опыт. Землетрясения, извержения вулканов, наводнения заставляют его содрогнуться до глубины души, почувствовать себя мелким, зависимым, подвластным...»[10]
Познание идеального бытия является априорным и основывается на непосредственном усмотрении содержания предмета