Дополнительная. 1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб
1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2003.
2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студентa. - M., 1999.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010
7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.
8. Современный философский словарь. — М.,2010.
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.
10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека c природой. — M., 1986.
11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2006
12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2003.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
Философская антропология: проблема человека
Общие рекомендации:
Задача преподавателя – ознакомить учащихся с понятием философская антропология, показать, что эта сфера знания является одним из ключевых направлений современной философии. Основные вопросы, на которых следует остановится подробнее: человек и его бытие в мире (общие понятия о человеке, многомерность человека, человек и человечество, идея личной уникальности и т.д.); душа, сознание и разум (общее представление о душе, душа и тело, душа и проблема единства духовно-идеального и материального, проблема сознания, сознание и самосознание, рефлексия, сознание и сфера бессознательного, рефлексия, психика человека, рассудок, разум, ум, мудрость, сознание, язык, общение и т.д.). Преподавателю необходимо соотнести и дать основные понятия: личность и массы; свобода и необходимость; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право. Необходимо затронуть проблемы функционирования общества как едино-целой системы определенного множества народа; человечества как едино-цельной социально-планитарной системы; дать определение – нации – народности – этноса и т.д., рассмотреть проблемы демографии.
Учебные цели –уяснить и закрепить основные понятия философской антропологии; обозначить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвященными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека.
Цели модуля– ознакомить учащихся с особенностями развития философско - антропологической проблематики, научить различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, понимать причины изменений представлений о человеке, знать сферы аксиологической направленности человеческой жизнедеятельности
Воспитательные цели – способствовать формированию культуры понимания соотношения в человеке биологического и социального начал, а следовательно и ценностных позиций в социокультурной жизнедеятельности человека (умению осознавать себя, понимать смысл собственной жизни, выстраивать отношения в другими людьми).
Вопросы учебного занятия
1. Проблема человека в истории философии.
2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.
3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
4. Смысл жизни.
5. Ценности человеческого существования и их значение.
Литература