Обвести кружком номер правильного ответа
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ
Обвести кружком номер правильного ответа.
1. Первым назвал новый способ мышления «философия»:
1. Гераклит; 2. Платон; 3. Сократ; 4. Пифагор; 5. Демокрит
2. Укажите первоначальное определение философии:
1. Душа культуры; 2. Учение о мудрости; 3. Любовь к мудрости;
4. Форма теоретического мировоззрения; 5. Учение о первосущности
3. Философия охватывает более широкий круг явления, чем мировоззрение:
1. Да; 2. Нет.
4. Предметом философского познания является отношение «человек-мир»:
1. Да; 2. Нет.
5. Философия возникла раньше мифологии:
1. Да; 2. Нет.
6. Философию нельзя отождествлять с религией:
1. Да; 2. Нет.
7. Автором следующего афоризма: «Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого» является:
1. Платон; 2. Демокрит; 3. Эпикур; 4. Сократ; 5. Гегель.
8. Мировоззрение входит в структуру мировоззрения:
1. Да; 2. Нет.
9. Автором высказывания: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» является:
1. Платон; 2. Гегель; 3. Маркс; 4. Энгельс; 5. Ленин.
10. Античная философия выступала наукой наук:
1. Да; 2. Нет.
11. Идеалистическое философское мировоззрение характеризуется признанием первоначала материи, природы по отношению к сознанию, духу:
1. Да; 2. Нет.
12. Философия тождественна духовной культуре:
1. Да; 2. Нет.
13. Философское мировоззрение поглощает познавательные, ценностные и поведенческие аспекты:
1. Да; 2. Нет.
Установить соответствие.
14. 1. Философия есть учение о первопричинах, А) К. Маркс.
самых общих началах бытия. Б) Аристотель.
2. Философия – это деятельность, посредст- В) М. Шлик.
вом которой утверждается или объясняется Г) М. Хайдеггер.
смысл высказываний. Философия объясняет Д) К. Ясперс.
высказывания, а науки их проверяют. Е) Б. Рассел.
3. Философы лишь различным образом объяс-
нили мир, но дело заключается в том, чтобы
изменить его.
Ответ: 1А, 2Б….
15. Основой всего сущего считал воздух:
1. Фалес; 2. Анаксимандр; 3. Анаксимен; 4. Гераклит; 5. Демокрит.
16. Определял философию как квинтэссенцию эпохи, «самосознание эпохи»:
1. Аристотель; 2. Спиноза; 3. Маркс; 4. Энгельс; 5. Ленин.
17. Наиболее ярко представлены начала диалектики у:
1. Анаксимандра; 2. Гераклита; 3. Сократа; 4. Платона; 5. Аристотеля.
Дополнить:
18. Кант считал, что мир делится на __________________и явления.
19. Кант считал, что суть философии – поиск ответа на вопрос: «Что есть ___________».
20. Юм утверждал, что доказать существование бога ________________.
Обвести кружком номер правильного ответа.
21. Атомистическую концепцию бытия впервые создал:
1. Гераклит; 2. Демокрит; 3. Эпикур; 4. Платон; 5. Аристотель.
22. Автором следующего афоризма: «Многознание уму не научает» является:
1. Фалес; 2. Анаксимен; 3. Анаксимандр; 4. Гераклит; 5. Платон.
Дополнить:
23. «Платон мне друг, но __________ __________», - сказал Аристотель.
24. Эпикур считал, что главной преградой человеческому счастью является ____________.
25. Согласно эстетике Шопенгауэра мир _____________ исчерпывающее и непосредственное выражение всей реальности.
26. И в человеке, и в природе Ницше усматривает действие одного и того же динамического принципа – «_________________________», который определяет по его мнению, глубинную основу всякой жизни.
27. Неотомизм утверждает, что современная цивилизация поражена:
1. _________________.
2. _________________.
3. _________________.
Обвести кружком номер правильного ответа:
28. Для субъективных идеалистов первичным выступает индивидуальное человеческое сознание, а весь остальной мир вторичен:
1. Да; 2. Нет.
29. Автором афоризма: «Человек есть мера всех вещей» является:
1. Сократ; 2. Протагор; 3. Эпикур; 4. Демокрит; 5. Гераклит.
30. Учение Платона о человеке и его душе тесно связано с его теорией государства:
1. Да; 2. Нет.
31. Автором положения о том, что человек есть «политическое животное», наделённое разумом, является:
1. Сократ; 2. Платон; 3. Аристотель; 4. Маркс; 5. Фрейд.
32. Этика Эпикура связана только с чувственным удовольствием:
1. Да; 2. Нет.
33. Основным систематизатором философии в средневековой схоластике выступил:
1. Августин; 2. Росцелин; 3. Фома Аквинский; 4. Оккам; 5. Тертуллиан.
34. Гуманизм эпохи Возрождения отличается от гуманизма эпохи Античности:
1. Да; 2. Нет.
35. Специфической чертой натурфилософии эпохи Возрождения является:
1. Деизм; 2. Атеизм; 3. Монизм; 4. Пантеизм; 5. Дуализм.
36. Автором высказывания «Знание – сила» является:
1. Бруно; 2. Бэкон; 3. Беркли; 4. Юм; 5. Гегель.
37. Основателем индуктивного метода познания является Декарт:
1. Да; 2. Нет.
38. Автором высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую» является:
1. Бэкон; 2. Декарт; 3. Спиноза; 4. Гоббс; 5. Дидро.
39. В учении о субстанции Декарт является дуалистом:
1. Да; 2. Нет.
40. Создателем учения о множественности субстанций является:
1. Бэкон; 2. Спиноза; 3. Лейбниц; 4. Юм; 5. Кант.
41. Автором гносеологического переворота, связанного с переносом внимания с объекта на сам познающий субъект является:
1. Кант; 2. Гегель; 3. Шопенгауэр; 4. Ницше; 5. Фейербах.
42. Из представителей немецкой классической философии философами-материалистами являются:
1. Кант; 2. Гегель; 3. Фихте; 4. Шеллинг; 5. Фейербах.
43. Автором категорического утверждения: «Во всём сотворённом всё что угодно и для чего угодно может быть употреблено как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» является:
1. Кант; 2. Гегель; 3. Фейербах; 4. Маркс; 5. Ленин.
44. Создателем и систематизатором диалектики как философского метода познания является:
1. Декарт; 2. Спиноза; 3. Кант; 4. Гегель; 5. Фейербах.
45. На формирование марксистской философии наибольшее влияние оказали труды:
1. Канта; 2. Фихте; 3. Гегеля; 4. Фейербаха; 5. Спинозы.
46. Создателем «философии всеединства» является:
1. Чаадаева; 2. Герцен; 3. Достоевский; 4. Соловьёв; 5. Бердяев.
47. Следующие русские религиозные философы начинали свою философскую деятельность как сторонники марксизма:
1. Чаадаев; 2. Достоевский; 3. Толстой; 4. Бердяев; 5. Леонтьев.
48. Автором высказывания: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне» является:
1. Сократ; 2. Аристотель; 3. Кант; 4. Гегель; 5. Энгельс.
49. Автором следующего тезиса: «Существовать – значит быть воспринимаемым» является:
1. Бэкон; 2. Гоббс; 3. Беркли; 4. Юм; 5. Спиноза.
50. Латинское слово от которого получило своё название философское течение XX века экзистенциализм означает:
1. Сущность; 2. Бытие; 3. Существование.
51. Родоначальником философии экзистенциализма считается:
1. Гегель; 2. Кьеркегор; 3. Шеллинг.
52. Автором афоризма: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» является:
1. Кант; 2. Гегель; 3. Фейербах; 4. Шопенгауэр; 5. Ницше.
53. Представителями иррационалистической линии в истории философии были:
1. Бэкон; 2. Кант; 3. Шопенгауэр; 4. Гегель; 5. Ницше.
6. Хайдеггер.
54. В основе сенсуализма лежит тезис: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:
1. Да; 2. Нет.
55. Основополагающим принципом всего живого считал «Волю к власти»:
1. Гегель; 2. Фейербах; 3. Шопенгауэр; 4. Ницше; 5. Ясперс.
Установить соответствие:
56. 1. Экзистенциализм А) Фромм Э.
2. Позитивизм Б) Спенсер Г.
3. Неотомизм В) Жильсон Э.
4. Философия жизни Г) Сартр Ж-П.
5. Неофрейдизм Д) Ницше Ф.
Ответ: 1А, 2Б…..
Обвести кружком номер правильного ответа:
57. Философы ХХ века Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр, Марсель представляют:
1. Неопозитивизм; 2. Прагматизм; 3. Экзистенциализм;
4. Неотомизм; 5. Философию жизни.
58. Автором работы «По ту сторону добра и зла» является:
1. Гегель; 2. Фейербах; 3. Шопенгауэр; 4. Ницше; 5. Сартр.
59. «Самое страшное из зол – смерть – не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть ещё не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем», - сказал:
1. Гераклит; 2. Демокрит; 3. Эпикур; 4. Сократ; 5. Аристотель.
60. Автором высказывания: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимися и мерами погасающими» - является:
1. Фалес; 2. Анаксимен; 3. Анаксимандр; 4. Гераклит; 5. Демокрит.
61. Автором изречения: «В одну реку нельзя войти дважды» является:
1. Фалес; 2. Анаксимандр; 3. Гераклит; 4. Демокрит; 5. Платон.
62. Автором определения свободы как осознанной необходимости является:
1.Сократ; 2. Платон; 3. Фома Аквинский; 4. Спиноза; 5. Фейербах.
63. Процедура верификации применяется в:
1. Неопозитивизме; 2. Экзистенциализме; 3. Неотомизме; 4. Философии жизни.
64. Общезначимость считал критерием истины:
1. Кант; 2. Гегель; 3. Фейербах; 4. Юм; 5. Спиноза.
65. Философия изучает абстрактное, а другие науки конкретное:
1. Да; 2. Нет.
66. С точки зрения дуалиста:
1. Законы природы создаются мышлением человека;
2. Мир существует независимо от человеческого сознания;
3. Основой мира является мировой разум;
4. Материя и сознание – две равноправные субстанции.
С позиций гилозоизма;
1. Всё живое мыслит;
2. Вся материя отражает;
3. Всё живое отражает;
4. Всё существующее мыслит.
68. Согласно эмпириокритицизму истина – это:
1. то, что просто и экономно описывает опыт;
2. знание, с которым все согласны;
3. знание, ведущее к достижению цели.
69. На разных этапах развития позитивизма произошли принципиальные изменения исходной установки, связанной с устранением философии как метафизики и превращением её в частную науку:
1. Да; 2. Нет.
70. В логическом позитивизме предметной областью анализа являются:
1. Материальные объекты; 2. Внутренние переживания субъекта;
3. Язык; 4. Поступки индивида;5. Бог.
71. В основе программы логического позитивизма лежат следующие три принципиальных положения:
1. Дихотомия аналитических и синтетических высказываний;
2. Интуитивное усмотрение сущности;
3. Божественное откровение;
4. Конвенционализм; 5. Верификация; 6. Априоризм.
72. В основе философии Артура Шопенгауэра лежат следующие три основных теоретических положения:
1. Древнеиндийские Упанишады; 2. Теория идей Платона; 3. Учение об интеллектуальной интуиции Декарта; 4. «Критика чистого разума» Канта;
5. «Наукоучение» Фихте; 6. Диалектический рационализм Гегеля.
73. Учение о воле стало лейтмотивом следующих философов:
1. Аристотеля; 2. Макиавелли; 3. Декарта; 4. Шопенгауэра;
5. Ницше; 6. Фейербаха.
74. Понятие «пограничная ситуация» означает в философии экзистенциализма:
1.Существование под гнётом овеществленных условий бытия;
2. Осознание экзистенцией собственной безусловности;
3. Выход экзистенции за пределы овеществлённого бытия и переживание подлинного существования.
75. Номиналистическую концепцию выражает следующее суждение:
1. В мире существует только единичное, а общее есть только в языке и мышлении человека.
2.Общее существует до единичного, оно является причиной и идеальной сущностью единичного.
76. Сказки, мифы, плоды фантазии, воображение обладают бытием:
1. Да; 2. Нет.
77. Гносеологический аспект связи сознания и материи заключается в том, что сознание –
1. продукт деятельности человеческого мозга;
2. результат развития материи; 3. отражение объективной действительности.
78. Корректно ли с точки зрения диалектики категорий «причина – следствие» и «необходимость – случайность» следующее суждение: «То, что Вы получили на экзамене неудовлетворительную оценку, - это не случайность, на то есть свои причины….»?
1. Да; 2. Нет.
79. Одной из причин кризиса в философии и физики на рубеже XIX-XX веков послужило следующее определение материя – это:
1. совокупность ощущений;2. объективная реальность; 3. атомы.
80. Разрешение противоречий всегда связано с ликвидацией одной из противоположностей:
1. Да; 2. Нет.
81. Отражение закона единства и борьбы противоположностей можно увидеть в следующем афористическом выражении:
1. Крайности сходятся; 2. Чем хуже – тем лучше; 3. Клин выбивают клином.
82. Одно и то же свойство может быть и сущностью и явлением:
1. Да; 2. Нет.
83. Точка зрения сциентизма нашла своё отражение в следующем суждении:
1. Научные достижения могут быть использованы как на благо, так и во зло людям;
2. Объективная истина представляет собой абсолютную ценность, которая стоит вне всякой этической оценки;
3. Наука есть институт, который в современных условиях стал враждебен человеку, он ведёт к дегуманизации природы и общества, к превращению научных открытий в господствующую над человеком силу.
84. Географический детерминизм может быть выражен в следующем суждении:
1. Природная среда – необходимое условие существования людей;
2. Географическая среда может ускорить или замедлить прогресс общества;
3. Географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль живущего в ней народ.
85. Бытие можно свести к материи:
1. Да; 2. Нет.
86. Монокаузализм можно выразить следующим суждением – следствие возникает обязательно, если:
1. в наличии есть причина; 2. для этого существуют определённые условия;
3. для этого имеется повод.
87. Формами чувственного познания являются:
1. Понятие; 2. Воображение; 3. Ощущение; 4. Умозаключение;
5. Восприятие; 6. Суждение; 7. Представление.
Дополнить:
88. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин даёт следующее определение материи: «Материя есть _______________ ______________ для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая ____________ _____________
______________ _____________ ______________, существуя независимо от них».
Обвести кружком номер правильного ответа:
89. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, может быть назван:
1. Образование; 2. Социализация; 3. Адаптация.
90. Одним из существенных признаков правового государства является:
1. Многопартийность; 2. Свобода совести; 3. Президентская форма правления; 4. Разделение властей; 5. Выборность всех органов власти.
91. Как можно назвать демокритовское представление о материи?
1. наглядно-чувственное; 2. вещественно-субстратное;
3. философско-гносеологической; 4. субстанционально-аксиологическое.
92. Какие философы отрицали связь пространства и времени с материей?
1. Демокрит; 2. Аристотель; 3. Ньютон; 4. Лейбниц.
93. Что подразумевают под концептуальным пространством и временем?
1. трёхмерность пространства и одномерность времени;
2. математические пространственно-временные структуры:
3. субъективное восприятие пространства и времени;
4. объективно-психологическое восприятие пространства и времени.
94. Количественная интерпретация субстанции возможна в следующих трёх формах:
1. монизм, материализм, идеализм; 2. дуализм, теизм, плюрализм;
3. материализм, идеализм, субъективизм; 3. монизм, дуализм, плюрализм.
95. Какая форма отражения характерна для большого ареала органической природы от одноклеточных до растительного мира включительно?
1. ощущение; 2. восприятие; 3. раздражимость; 4. рефлекторность.
96. Кто является автором трудовой концепции происхождения сознания?
1. Кант; 2. Гегель; 3. Фейербах; 4. Энгельс.
97. Субъективно-идеалистическое решение проблемы бессознательного связано с именами:
1. К. Маркс; 2. Беркли; 3. Сартр; 4. Фрейд.
98. Один из подходов к проблеме идеального состоит в том, что оно есть:
1. объективный образ субъективного мира;
2. субъективный образ объективной реальности;
3. идеальный образ субъективной реальности;
4. объективная реальность субъективной реальности.
99. Какой закон диалектики называют её ядром и сутью?
1. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
2. закон отрицания отрицания;
3. закон единства и борьбы противоположностей;
4. закон всестороннего развития.
100. Чем отличаются категории диалектики от понятий?
1. категории объективны; 2. категории развиваются;
3. в категориях заложены объективные знания о мире;
4. категории имеют всеобщий характер.
101. Центральной проблемой синергетики является:
1. взаимоотношение порядка и хаоса;
2. взаимоотношение хаоса и неравновесности;
3. возникновение равновесности и линейности;
4. возникновение нелинейности и хаоса.
102. Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, основанное на их универсальной взаимосвязи, называется:
1. синергетика; 2. диалектика; 3. метафизика; 4. детерминизм.
103. Теория когерентности истины означает:
1. истина есть общезначимое (интерсубъективное) знание;
2. истина есть соответствие знания об объекте самому объекту;
3. истина есть практически подтверждённое знание;
4. истина есть логическая непротиворечивость знания внутри какой-либо системы.
104. Что означает философская концепция «агностицизм»?
1. специфически познавательная практика;
2. теория, отрицающая познаваемость сущности объектов;
3. теория, отрицающая познаваемость объективных явлений;
4. познание, не имеющее осмысленного решения.
105. В творчестве какого русского религиозного философа впервые прозвучала знаменитая фраза: «Если Бога нет, то всё позволено»?
1. Ф.М.Достоевского; 2. Вл. Соловьёва; 3. Л.Н. Толстого;
4. П.А. Флоренского.
106. Какое определение истины можно считать классическим?
1. истина – это соответствие знания действительности;
2. истина – это опытная подтверждаемость;
3. истина – это полезность знания, его эффективность;
4. истина – это свойство согласованности знания.
107. Методами, применяемыми только на эмпирическом уровне научного познания, являются:
1. сравнение; 2. анализ и синтез; 3. аксиоматический метод; 4. эксперимент.
108. Методом эмпирического исследования является:
1. наблюдение; 2. моделирование; 3. абстрагирование; 4. формализация.
109. Теория отличается от гипотезы:
1. методом построения; 2. языком изложения; 3. вероятностью истинности; 4. средствами доказательства.
110. Парадигма – это:
1. совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом;
2. совокупность теорий, не имеющих твёрдой доказательности;
3. теория, отрицающая преемственность научных концепций;
4. концепция, интегрирующая различные научные теории.
111. Кто из философов определил природу человека как совокупность общественных отношений?
1. Гегель; 2. Маркс; 3. Фейербах; 4. Фрейд.
112. К какому понятию относится определение: «Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами – интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, являющимися продуктом определённой социально-экономической формации»?
1. к понятию «человек»; 2. к понятию «гражданин»;
3. к понятию «личность»; 4. к понятию «индивидуальность».
113. Концепцию этики долга разработал:
1. Аристотель; 2. Кант; 3. Спиноза; 4. Маркс.
114. Процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с её результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним, называется:
1. социализация; 2. детерминизм; 3. интеграция; 4. отчуждение.
115. Философские концепции общества, в которых преувеличивают роль инстинктов, называются:
1. натуралистические; 2. психологические; 3. социального действия;
4. дискурсивные.
116. Каково соотношение философии и идеологии?
1. философия и идеология совпадают по содержанию;
2. философия и идеология независимы друг от друга; 3. в философии всегда есть идеологический аспект; 4. философия всегда деидеологизирована.
117. К числу основных признаков государства относится наличие:
1. государственных средств массовой информации;
2. политических партий;
3. выборного политического органа;
4. взимания налогов.
118. В социальной философии выделяют три концептуальных подхода к истории общества:
1. культурологический, формационный, цивилизационный;
2. формационный, интеграционный, цивилизационный;
3. культурологический, информационный, интеграционный;
4. цивилизационный, культурологический, адаптационный.
119. Все глобальные проблемы современности можно разделить на:
1. две группы; 2. три группы; 3. четыре группы; 4. пять групп.
120. Главным показателем и критерием общественного прогресса является:
1. рост численности населения; 2. освоение космического пространства;
3. укрепление государственной власти; 4. расширение свободы человека.
Зав.кафедрой социально-гуманитарных наук,
экономики и права Селезнев В.Д.